Формы воспитания (воспитательная работа) – варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача заключается в том, чтобы правильно управлять процессом воспитания, с учетом принципов воспитания, облекая свою деятельность в конкретную форму.
Форма воспитательной работы требует определения своего места в воспитательном процессе и своих функций.
Функции:
1) организаторская (вытекает из необходимости решать организаторские задачи. Она предполагает логику действия и взаимодействия. По мнения Безрукова педагогическая форма – это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентах);
2) регулирующая (означает, что использование какой-либо формы воспитательной работы помогает регулировать как отношение между воспитателем и воспитанником, так и между воспитанниками).
Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы, следовательно, оказывают различное влияние на формирование нормальных социальных отношений.
3) нормативная (определяет критерии, предъявляемые к процессу организации взаимодействия воспитатель-воспитанники. Она предполагает учет принципов воспитательной работы и требований конкретной парадигмы);
4) информативная (предполагает не только одностороннее информирование воспитанников по-поводу каких-либо событий, фактов, требований, но и актуализацию имеющихся у детей представлений об окружающем мире и обращение к их личному опыту).
Выбор формы воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от признаков:
- от цели;
- от содержания и направленности воспитательных задач;
- от возраста;
- от уровня воспитанности;
- от социального опыта;
- от особенностей детского коллектива;
- от особенностей региона (школы);
- от технических возможностей школы (материальной);
- от профессионализма воспитателя.
Классификация форм:
Е.В. Титова:
Критерии:
- целевая направленность;
- позиции участников воспитательного процесса;
- объективные воспитательные возможности.
Выделяют 3 типа:
1) мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателями или кем-либо из воспитанников, с целью непосредственного воспитательного воздействия на учащихся.
Целевая направленность – непосредственное воспитательное воздействие на учащихся.
Позиции участников воспитательного процесса:
- воспитатель: организаторско-руководящая позиция;
- воспитанник: созерцательно-исполнительская позиция.
Объективные воспитательные возможности – от средних до высоких (экскурсия, эстетическая беседа (5 минут), занятие, дискуссия, диспут, поход, прогулка и так далее). Занятие осуществляется почти каждый день!
2) воспитательные дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе, и себе.
Целевая направленность – польза и радость.
Позиция участников воспитательного процесса:
- воспитатель: опосредованное руководство;
- воспитанники: организаторско-исполнительская.
Объективные воспитательные возможности – высокие (самодеятельность, ярмарки, фестивали, рейды, театрализация, дискотеки, утренники и так далее).
Выделяют по характеру реализации 3 подтипа:
- дела, в которых организационную функцию выполняет какой-либо орган или персонал;
- творческие дела, которые характеризуются организаторским творчеством какой-либо части коллектива, который задумывает, планирует и организует подготовку и проведение творческого дела;
- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых творческое дело с участием всех членов коллектива.
3) игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников для отдыхов, развлечений и обучений.
Целевая направленность – отдых, развлечение, обучение.
Позиции участников:
- воспитанники: организаторско-исполнительская, инициатор;
- воспитатель: опосредованное руководство и исполнение.
Объективные воспитательные возможности – высокие (сюжетно-ролевая, дидактическая, драматизация, спортивные, игры на местности).
Классификации игр:
Фребель:
Основа – принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума:
- умственные игры внешних органов чувств;
- сенсорные;
- моторные.
Лезгорт:
Основа – степень самостоятельности.
- подвижные;
- имитационные.
По времени:
Основа – сезон.
- зимние;
- летние;
- осенние;
- весенние.
По числу участников:
- одиночные;
- индивидуальные;
- парные;
- групповые;
- командные;
- массовые.
По продолжительности:
- длительные;
- временные;
- кратковременные;
- игры-минутки.