Тема: Формы воспитательной работы




Формы воспитания (воспитательная работа) – варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача заключается в том, чтобы правильно управлять процессом воспитания, с учетом принципов воспитания, облекая свою деятельность в конкретную форму.

Форма воспитательной работы требует определения своего места в воспитательном процессе и своих функций.

Функции:

1) организаторская (вытекает из необходимости решать организаторские задачи. Она предполагает логику действия и взаимодействия. По мнения Безрукова педагогическая форма – это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентах);

2) регулирующая (означает, что использование какой-либо формы воспитательной работы помогает регулировать как отношение между воспитателем и воспитанником, так и между воспитанниками).

Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы, следовательно, оказывают различное влияние на формирование нормальных социальных отношений.

3) нормативная (определяет критерии, предъявляемые к процессу организации взаимодействия воспитатель-воспитанники. Она предполагает учет принципов воспитательной работы и требований конкретной парадигмы);

4) информативная (предполагает не только одностороннее информирование воспитанников по-поводу каких-либо событий, фактов, требований, но и актуализацию имеющихся у детей представлений об окружающем мире и обращение к их личному опыту).

Выбор формы воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от признаков:

- от цели;

- от содержания и направленности воспитательных задач;

- от возраста;

- от уровня воспитанности;

- от социального опыта;

- от особенностей детского коллектива;

- от особенностей региона (школы);

- от технических возможностей школы (материальной);

- от профессионализма воспитателя.

Классификация форм:

Е.В. Титова:

Критерии:

- целевая направленность;

- позиции участников воспитательного процесса;

- объективные воспитательные возможности.

Выделяют 3 типа:

1) мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателями или кем-либо из воспитанников, с целью непосредственного воспитательного воздействия на учащихся.

Целевая направленность – непосредственное воспитательное воздействие на учащихся.

Позиции участников воспитательного процесса:

- воспитатель: организаторско-руководящая позиция;

- воспитанник: созерцательно-исполнительская позиция.

Объективные воспитательные возможности – от средних до высоких (экскурсия, эстетическая беседа (5 минут), занятие, дискуссия, диспут, поход, прогулка и так далее). Занятие осуществляется почти каждый день!

2) воспитательные дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе, и себе.

Целевая направленность – польза и радость.

Позиция участников воспитательного процесса:

- воспитатель: опосредованное руководство;

- воспитанники: организаторско-исполнительская.

Объективные воспитательные возможности – высокие (самодеятельность, ярмарки, фестивали, рейды, театрализация, дискотеки, утренники и так далее).

Выделяют по характеру реализации 3 подтипа:

- дела, в которых организационную функцию выполняет какой-либо орган или персонал;

- творческие дела, которые характеризуются организаторским творчеством какой-либо части коллектива, который задумывает, планирует и организует подготовку и проведение творческого дела;

- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых творческое дело с участием всех членов коллектива.

3) игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников для отдыхов, развлечений и обучений.

Целевая направленность – отдых, развлечение, обучение.

Позиции участников:

- воспитанники: организаторско-исполнительская, инициатор;

- воспитатель: опосредованное руководство и исполнение.

Объективные воспитательные возможности – высокие (сюжетно-ролевая, дидактическая, драматизация, спортивные, игры на местности).

Классификации игр:

Фребель:

Основа – принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума:

- умственные игры внешних органов чувств;

- сенсорные;

- моторные.

Лезгорт:

Основа – степень самостоятельности.

- подвижные;

- имитационные.

По времени:

Основа – сезон.

- зимние;

- летние;

- осенние;

- весенние.

По числу участников:

- одиночные;

- индивидуальные;

- парные;

- групповые;

- командные;

- массовые.

По продолжительности:

- длительные;

- временные;

- кратковременные;

- игры-минутки.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: