В. № 39 .Обеспечение коррекционной направленности урока при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, подготовка олигофренопедагога к уроку.




В. № 38.Урок как основная форма организации обучения

В общей педагогике выделяют следующие формы организации обучения: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (И.Ф. Харламов, 2004). Наряду с перечисленными формами, в олигофренопедагогике рассматриваются стимулирующие и поддерживающие занятия, занятия коррекционного компонента учебного плана.

Урок – основная форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию и единой для всех программой обучения.

В современной дидактике существует ряд классификаций уроков с учетом различных критериев. Традиционной является классификация уроков в зависимости от дидактических задач:

- уроки комбинированные или смешанные;

- уроки изучения нового материала;

- уроки закрепления знаний и умений;

- уроки обобщения и систематизации изученного материала;

- уроки проверки и оценки знаний и умений.

Самый распространенный тип урока – комбинированный

Виды нестандартных уроков:

- урок игра;

- урок экскурсия;

- урок сказка;

- урок путешествие;

- урок КВН

У каждого типа урока своя структура (последовательность отдельных этапов)

(Под структурой урока понимают его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации). (СМ. СХЕМУ)

Тип комбинированного урока один из самых распространенных в педагогической практике.

Комбинированный урок состоит из следующих этапов

1. Организация учащихся (организационный этап) – определение готовности учащихся к работе на уроке, психологический настрой.

2. Проверка (повторение) ранее пройденного материала, в том числе и выполнение домашнего задания

▪ определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала

3. Изучение нового материала (в том числе и постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися).

▪ Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний и умений.

4. Первичное закрепление нового материала.

▪ Проверка понимания учащимися нового материала, организация деятельности учащихся по применению новы знаний, формирование соответствующих умений.

5. Домашнее задание.

▪ Сообщение задания на дом, разъяснение способов выполнения

6. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.

▪ Организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового

Обязательным элементом урока является физкульт-минутка.

Части урока:

▪вводная (организация учащихся);

▪основная;

▪заключительная (подведение итогов, оценка деятельности учащихся).

 

Основные части урока   Вводная часть - подготовка учащихся к работе на уроке, включение в учебный процесс   Основная часть – усвоение и закрепление нового материала   Заключительная часть – подведение итогов проделанной работы, снятие напряжения, подготовка к отдыху на перемене

В связи с тем, что ученики с интеллектуальной недостаточностью испытывают затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой, сложности адаптации к новому виду деятельности, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская (2006) рекомендуют выделять в организации урока 2 части начала и окончания урока: инвариантная (неизменная) и вариативная (ситуационная, изменяющаяся). Вариативная часть урока требует от учителя креативности, эмоциональной насыщенности. Ее содержание создает положительную установку на урок и обеспечивает физическое и психическое здоровье учащихся, хорошее самочувствие, ожидание нового и интересного на уроке.

Урок как динамическое явление постоянно развивается и отражает основные тенденции развития педагогического процесса, которые проявляются в следующем:

- целеполагание урока определяет направленность на развитие учеников, формирование качеств личности;

- наполнение содержания урока жизненно важным содержанием;

- применение интерактивных методов обучения;

- отбор оптимального набора разнообразных средств обучения: учебно-методические комплексы: учебные программы, учебники и учебные пособия, методические пособия; наглядные пособия и технические средства обучения.

По своей организации и структуре уроки трудового обучения и изобразительного искусства отличаются от традиционных типов уроков.

 

В. № 39.Обеспечение коррекционной направленности урока при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, подготовка олигофренопедагога к уроку.

Коррекционная направленность педагогического процесса – важнейший принцип специального образования. Целью коррекционно-развивающей работы является исправление или ослабление психических и физических недостатков ребенка с интеллектуальной недостаточностью в процессе его общего образования на основе создания оптимальных условий («обходных путей») для развития его личности.

Основные коррекционные задачи решаются на специальных коррекционных занятиях, однако общеобразовательный урок тоже имеет определенную коррекционную направленность, ибо в каждом случае наряду с коррекционно-образовательными стоят задачи коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные.

Ведется специальная работа по профилактике и преодолению ограничений учебно-познавательной деятельности, развитию сенсомоторной сферы, эмоциональной сферы и личности ребенка в целом. Фактически ребенок получает иные условия для развития.

Рассмотрим в чем заключаются эти условия:

• Прежде всего – это иное содержание обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Оно адаптировано с учетом их возможностей, его отличает структурная простота.

• Сокращается объем формируемых знаний, но в системе работы больше времени отводится на повторение и закрепление материала. Его изучение растянуто во времени и происходит низкими темпами.

• Кроме того, это и иная методика обучения. В обучении используются специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала.

▪ Диагностическая основа обучения и осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом выявленных нарушений;

▪ Максимальная связь обучения с реальными жизненными ситуациями;

▪ Активное использования разнообразных приемов занимательности, игровой формы учебных заданий; частично-поискового метода обучения и др. специфические условия обучения

 

Коррекционная направленность урока определяется:

1. Программным содержанием учебных предметов.

Не существует отдельной программы коррекционной работы, она реализуются и в содержании образования, и в выборе приемов и методов, используемых учителем на том или ином уроке.

Таким образом, рассмотренные направления коррекционной работы (развитие познавательной, сенсомоторной, эмоциональной сфер и др.) по-разному реализуются на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета.

Так, коррекционная направленность уроков русского языка в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, формирования речи как средства общения. Основной целью обучения языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Главным в обучении является не столько сообщение о различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования языковых категорий в речи.

Наиболее характерной особенностью и основным недостатком трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью является низкая самостоятельность труда. Поэтому специфика коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения заключается в создании особых условий для развития у школьников общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).

На специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке формируются навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, освоения в окружающей обстановке, умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Ученикам прививается культура поведения в школе, дома, в общественных местах, воспитывается эстетический вкус. В процессе занятий расширяется их кругозор, воспитываются такие личностные качества, как трудолюбие, аккуратность, ответственность, бережное отношение к результатам труда и др.

2. Составом учащихся (степенью интеллектуального нарушения, возрастом, готовностью к усвоению учебного материала, индивидуальными особенностями)

Таким образом, коррекционная направленность образовательного процесса учащихся с интеллектуальностью реализуется путем:

- создания оптимальных условий для развития личности ребенка;

- диагностической основы обучения;

- в особой технике работы над учебными заданиями и целенаправленного формирования общеучебных умений (в тщательности работы на этапах ориентировки в задании и планирования хода его выполнения; в необходимости обучения следованию составленной программе действий; в обязательности организации анализа и оценки процесса деятельности и полученного результата).

- осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом выявленных нарушений, которые позволяют нацелить внимание педагогов на соответствующие области развития детей;

- применения специальных педагогических приемов обучения;

- оказания учащимся необходимой дозированной помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;

- активного использования разнообразных приемов занимательности игровой формы учебных заданий и др.

 

Подготовка учителя к уроку:

- четкое определение целей к каждому уроку (определение воспитательных возможностей учебного материала и постановка реально достижимых воспитательных целей);

- отбор содержания урока, его дидактическая проработка (оптимизация содержания с учетом познавательных, социальных и личностных возможностей детей);

- определение типа и структуры урока;

- распределение содержания по этапам урока;

- определение логики изложения на каждом этапе урока;

- рациональный подбор методов по источнику получения информации, уровню самостоятельности и активности на каждом этапе урока;

- определение необходимых средств обучения, в том числе ТСО;

- определение возможностей коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся на этапах урока;

- определение приемов оперативной обратной связи, действенного контроля на разных этапах урока;

- определение методов и приемов формирования у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, активности, включение соответствующих видов работ в структуру урока;

- определение групповых и индивидуальных критериев и показателей оценки учебно-познавательной деятельности на уроке.

В. №40 Современные психолого-педагогические требования к уроку. Особенности урока с учащимися с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

К уроку предъявляются как общие, так и специфические требования:

1. Определение и реализация триады задач – дидактической (коррекционно-обучающей), коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной.

2. Соответствие урока принципам обучения.

3. Организационная четкость урока.

4. Соответствие содержания урока учебным программам.

5. Отбор и дозировка учебного материала.

6. Обеспечение психологической комфортности и создание ситуации успеха.

7. Формирование у учащихся жизненной компетенции, практических умений для самостоятельной жизни.

8. Оптимальное сочетание различных методов и средств обучения; фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы на уроке.

9. Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся.

10. Учёт индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения.

11. Организация учителем учебной деятельности учащихся и управление этой деятельностью.

12. осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; повышение самостоятельности учащихся.

Урок имеет как общие, так и специфические особенности:

-включение в урок игрового материала и занимательных заданий с целью формирования мотивации учения;

-использование достаточного количества наглядных пособий и дидактического материала,

- использование полисенсорного подхода при формировании новых знаний.

- большое количество учебного времени отводится тренировочным упражнениям, направленным на закрепление изученного материала;

-закрепление нового учебного материала в практической деятельности;

-многократное и вариативное повторение материала с целью формирования переноса знаний и умений в новую ситуацию;

-частое чередование различных видов деятельности, что определяет цикличность урока;

- коррекционная направленность; индивидуальный и дифференцированный подход;

- замедленный темп обучения;

- обязательная опора на житейский опыт учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: