Экскурсии проводятся в естественной или приближенной к естественной обстановке. Проведение экскурсий, предусмотренных учебной программой, является обязательным и имеет дидактическую и коррекционно-развивающую направленность: изучение конкретных предметов, явлений, объектов живой и неживой природы, расширение представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта, коррекция познавательной деятельности, развитие внимания, наблюдательности, речи учащихся. Экскурсии предполагают не только организацию наблюдений детей за различными объектами, но и совершение по подражанию определенных действий. Так, ученики при проведении экскурсии по теме «Почта» должны не только уметь ориентироваться в помещении почты, знать виды почтовой корреспонденции, но и уметь купить конверт, открытку, надписать и опустить их в почтовый ящик, заполнить телеграфный бланк отправлений.
В общей педагогике (И.Ф.Харламов, 2004) в зависимости от содержания учебного предмета выделяют различные типы экскурсий: производственные, естественнонаучные, историко-литературные и краеведческие. Тематические экскурсии по характеру и дидактическим задачам делятся на вводные, текущие и итоговые.
Экскурсии проводятся по определенному плану и включают:
1. Подготовка экскурсии. Предварительно определяется цель, задачи, содержание, место экскурсии и план проведения занятия.
Осуществляется и подготовка учащихся к экскурсии: повторение правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах. Вводная беседа учителя актуализирует имеющиеся у учащихся представления и знания по теме экскурсии и организует на самостоятельные наблюдения детей. Так, предварительное сообщение некоторых сведений о работе почтового отделения (тема «Почта») с использованием диафильмов, фотографий, картин способствует более полному усвоению материала экскурсии.
|
2. Основная часть – организация учебной работы по восприятию, усвоению или закреплению учебного материала. Учитель организует наблюдения учащихся, в процессе которого устанавливаются причинно-следственные связи, сходство и отличие изучаемых предметов и явлений. Время активной работы учащихся на экскурсии должно быть непродолжительным и учитывать возрастные особенности детей.
3. Подведение итогов экскурсии проводится с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений в различных формах: беседа, организация выставок, оформление альбома, изготовление поделок.
Домашняя работа (самоподготовка) рассматривается как форма самостоятельной учебной работы учащихся, которая направлена на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков.
Самоподготовка является продолжением учебного процесса и имеет свою методику организации и проведения: установленное время выполнения домашних заданий, определенная продолжительность и последовательность выполнения заданий по различным предметам, создание условий для самостоятельной работы детей (наличие правил, памяток).
Воспитатель организует систематическое наблюдение за деятельностью учащихся, оказывает организационную помощь и контроль за выполнением домашних заданий с учетом овладения детьми навыками самостоятельной работы. Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, контроль со стороны воспитателя (Т.И.Пороцкая, 1984).
|
При проведении самоподготовки воспитатель осуществляет дифференцированный подход, индивидуальные возможности учеников, уровень знаний, темп работы и особенности работоспособности детей.
В.И.Липский, Т.И.Пороцкая выделяют педагогические условия повышения эффективности проведения домашней работы:
- оптимальная дозировка домашнего задания;
- детальный анализ и образец выполнения письменных домашних заданий учителем;
- дифференцированный подход к определению объема домашнего задания;
- индивидуальный подход воспитателя к оказанию помощи учащимся;
- обучение школьников самостоятельным приемам выполнения задания.
Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом на основе индивидуальной коррекционной программой, включающей психолого-педагогическое обоснование направлений, содержания, методов и форм коррекционно-развивающей помощи учащимся. Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности в классах 1-го отделения планируются по подгруппам и индивидуально, допускается проведение фронтальных занятий. Занятия по «Игре», «Ритмике и танцу» проводятся с учащимися всего класса.
Основная цель: профилактика, ослабление и преодоление ограничений учебно-познавательной деятельности.