Лекция 1. Системный подход к определению словообразовательной нормы.




Словообразовательные нормы являются формационными, то есть их реализация обусловлена особенностью языковой системы, в нашем случае – словообразовательной. Человек познает мир, категоризуя его посредством языка.

Наиболее крупными категориями в любом языке являются части речи.
В словообразовании через соотношение мотивирующих и мотивированных единиц функционируют такие ментально-языковые категории, как словообразовательные типы. СТ характеризуются тождеством частеречной оформленности мотивирующих единиц, единым формантом, и, стало быть, производными единицами, относящимися к одной и той же части речи. Каждый СТ имеет своеобразную, характерную только для него пропозиционально-семантическую организацию.

Например, наименование мяса животного образовано от имен существительных с помощью форманта –ин/а/ и его вариантов –атин/а/, --ятин/а/, -овин/а/: свинина, телятина, курятина, гусятина, утятина, лосятина, медвежатина, индюшатина, моржовина, севрюжина, стерлядина. Этот тип в литературном языке полностью приватизировал данную сферу семантического влияния. И если появится новое животное, то наименование мяса этого животного будет представлено в данном типе.

Данная тематическая группа в самых разных языках образована с помощью специализированного словообразовательного средства.

Ср. в китайском языке – с помощью суффиксоида ròu

猪 肉 zhūròu джужоу – свинина; 牛肉 niúròu ниу — говядина;羊肉 yángròu ян– баранина; 鸡肉 jīròu дзи – курятина;鸭肉 yāròu – утятина; 鸽子肉gēziròu – голубятина.

В тюркских языках названия мяса животного также образуется с помощью суффиксоида. Например, в телеутском языке, языке коренного малочисленного народа Севера, значительная часть которых проживает в Кузбассе, – с помощью суффиксоида еди.

ϳыбран эди (суслятина), мал эди (конина), куш эди (курятина), ÿй эди (говядина), қастыӊ эди (гусятина), илjинка эди (индюшатина), порсық эди (барсучатина), чочқо эди (свинина), кой эди (баранина).

В немецком языке также это компактная группа образована с помощью суффиксоида флэйш. Kalbfleisch – телятина; Pferdefleisch пфедэфлэшш – конина; Schweinefleisch цшвайнефлэйш – свинина; Hühnerfleisch хуннафлэйш– курятинаи др.

Удивительная группа производных слов.

Мы говорили о том, что каждый тип стремится к тому, чтобы закреплять за собой набор определенных сфер семантического влияния. В результате каждый тип имеет характерную только для него пропозиционально-семантическую организацию.

Покажем это на конкретных примерах. Мотивирующие со значением животного представлены также в СТ «С+ник». Однако в данном типе реализованы совершенно другие группы производных. В СТ «С+ ин/а/» производные, имеющие в качестве производящего именование животного, реализованы в пределах пропозициональной структуры «результат – действие – объект» и пропозиции (ЛСЗ) «мясо животного». В границах СТ «С+ник» производные с мотивирующими, обозначающими животного» актуализированы в пределах следующих ПС:

а) ПС «субъект – действие – объект».

а.1. Пропозиция «работник, ухаживающий за животными»: телятник, гусятник, лисятник. Мотивирующие означают животных в аспекте объекта ухода со стороны субъекта;

а.2. Пропозиция «охотник на промысловых животных»: медвежатник, соколятник, зайчатник, бельчатник. Мотивирующие называют животных, на которых охотится субъект ;

а.3. Мотивирующее представлено в аспекте объекта привязанности, образуя ТГ производных с ЛСЗ «Любитель животных»: кошатник, собачатник.

б) ПС «место – действие – объект»:

б.1. Мотивирующие, обозначающие животных, представлены в аспекте объекта содержания в определенном помещении, формируя ТГ с ЛСЗ «помещение для животных, птиц»: телятник, коровник, гусятник,
цыплятник, лисятник, свинарник, скворечник
.

А вот названия помещений для экзотических животных производятся в СТ «С+арий», «С+ ариум» - дельфинарий- дельфинариум.

СТ «С+н/я/» включает названия помещений для людей определенной профессии»: столярня, слесарня, гончарня, которые также имеют место и в СТ»С+к/а/»: столярка, слесарка, гончарка.

В результате появляются однокоренные синонимы: слесарня – слесарка, столярня – столярка. А вот производное конюшня не имеет однокоренных синонимов. Нельзя сказать конюшник или конюшка. То есть система оставляет только один нормативный вариант – конюшня. В силу того, что данное производное достаточно активно используется в речи, в языковом сознании носителей русского языка сохраняется и модель, в рамках которой образовано это существительное. В случае необходимости данная модель может активизироваться.

В СТ «С+ ист» сосредоточены только именования лица. В частности названия спортсменов, занимающихся определенным видом спорта, активно образуются в границах этого типа: гитарист, хоккеист, футболист и др. То есть объективируется ПС «субъект – действие – объект».

В СТ «П+ик/а/» - представлена ТГ с ЛСЗ «ягода по признаку»: черника, голубика, ежевика и др. Реализуется ПС «объект по характерному признаку».

В продуктивных словообразовательных типах отмечены также уникальные тематические группы. Например: ТГ с ЛСЗ «больной по органу заболевания»: легочник, печеночник, желудочник и ТГ с ЛСЗ «врач по органу лечения»: глазник, ушник, печеночник, желудочник представлены только в СТ «С+ник». Уникальность этих ТГ исключает появление однокоренных синонимов, но способствует образованию регулярной многозначности производных слов.

Таким образом, словообразовательный тип являет собой пропозиционально организованную семантическую микросистему, описание которой невозможно без анализа функционирования мотивирующих и мотивированных единиц. Более того, типы проявляют особенности работы мозга по аналогии. При этом в разных типах могут быть представлены идентичные тематические группы, что обусловливает их взаимодействие, способствует саморазвитию словообразовательной системы и провоцирует образование производных единиц в соответствии с нормами, заложенными системной организацией и взаимодействием словообразовательных типов.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

Multiple Choice

5/5 points (graded)

1. В каком словообразовательном типе реализованы названия спортсменов, занимающихся определенным видом спорта:

«С+ ищ/е/»;

«П+ ик/а/»;

«С+ ист»;

«Г+ к/а/».

верно

2. В каком словообразовательном типе реализованы названия ягод по присущему им признаку»:

«Г+ л/о/»;

«П+ ик/а/»;

«С+н/я/»;

«С+ арий».

верно

3. В каких словообразовательных типах реализованы названия помещений для домашних животных:

«С + ник»; «С+ н/я/»;

«Г+льщик»; С+щик»;

«С+ист»; «С+ищ/е/»;

«П+ ин/а/»; «С+ак».

верно

4. В каком словообразовательном типе реализованы названия мяса животных:

«С+ник»;

«С+ ин/а/»;

«Г+ л/о/»;

«П+к/о/».

верно

5. В каком словообразовательном типе реализованы названия каш, приготовленных из определенной крупы:

«П+ к/а/»;

«Г+льщик»;

«С+щик»;

«С+ист».

верно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: