Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Многократно подтвержденный в передовой педагогической практике закон гласит: чем более технологически современным и экономически рентабельным является производство, тем более четко организована жизнь трудового коллектива, в котором участвуют школьники, тем выше воспитательная эффективность их труда, тем интенсивнее он развивает сущностные силы и готовится к самостоятельной жизни. Психологический закон организации детского труда требует того, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить радость победы. Успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в трудовой деятельности. Неудачи в трудовой деятельности угнетают детскую; психику, деморализуют их, парализуют волю. Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать общественно и личностно значимые цели труда, перспективы своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Школьнику надо познать коллективный характер труда и развить в себе чувство коллективизма, убедиться на практике и в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно взаимосвязаны, что только коллективный успех позволяет удовлетворить и личные потребности.
Непреложный закон — стимулирование детского труда. В качестве основных стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственность перед коллективом и самим собой, а также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес возникает в результате личной заинтересованности; творческого характера труда; его тесной связи с жизнью, приобретением практически полезных знаний и навыков.
|
В процессе изучения темы «Блины, оладьи, блинчики», дети делятся на две бригады, таким образом трудовая деятельность осуществляется в коллективе. Дети сами выбирают старосту их бригады, сами разбиваются на бригады. Таким образом, трудовая деятельность детей в процессе изучения темы осуществляется в сплоченном коллективе, где ребенок чувствует себя комфортно. Однако, учитель следит, чтобы все дети участвовали в трудовом процессе.
Основными механизмами осуществления трудового воспитания являются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение ребенка к труду, общение в трудовом коллективе на основе деловых взаимодействий и зависимостей. Техническое мышление обеспечивает накопление технологических знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление качества результатов трудовой деятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, стремление к рационализации производства, порождает эмоциональный подъем.
Так, на представленном уроке дети еще до начала приготовления, уже продумывают, как они будут сервировать стол
Важный элемент структуры труда — его процессуальная, деятельная сущность. В процессе труда проявляются две его стороны: идеально-интеллектуальная и материальная, непосредственно мышечная деятельность. Обе они представляют собой органическое, неразрывное единство. Идеальная сущность процесса труда детей состоит в том, что, выполняя любую работу, им необходимо иметь в своем сознании представление, мыслительный образ исполнения дела. Труд воспитывает, особенно эстетически, когда ребенок организует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью трудового процесса.
|
Идеальная сторона труда связана с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности, о её результатах и является действенным стимулом его активных физических усилий. Мускульные действия также не лишены эстетической притягательности. Когда они одухотворены высокой нравственной • целью и стремлением к добросовестному исполнению, они доставляют человеку непосредственно чувственное эстетическое наслаждение, которое включает в себя радость физического преодоления, приятное мускульное напряжение, сменяющееся расслабленностью и отдыхом.
Воспитательно-эффективный труд, претендующий на позитивное эстетическое воздействие, начинается с тщательной подготовки к деятельности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздности, влечет за собой нравственно-эстетическое отвращение к труду. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация процесса труда и рабочего места.
Важным элементом процесса труда являются сформировавшиеся навыки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каждым действием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализации и творчества. Благодаря системе навыков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рождается легкость и ловкость в движениях, развивается интуиция, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в успехе. Особенно воспитательно-эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, дизайне, создании новых композиций, форм, цветовых решений. Проявление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и делает его труд прекрасным.
|
Так дети творчески подходят к сервировки стола. Делают полное его оформление: скатерть, цветы, салфетки и пр.
Эстетическое качество результатов трудовой деятельности — важнейшее звено структуры трудового процесса. В общественном производстве придается большое значение прикладному искусству, архитектурным решениям, дизайну, технической эстетике, украшению. Предметы потребления имеют для человека не только потребительскую, но и духовно-эстетическую ценность. Оформляя результат труда, педагог вместе с учащимися размышляет о том, чтобы вещь была сработана удобной, добротной и вместе с тем отвечала эстетическим требованиям. Важно развивать у ребят чувство формы, умение создавать и оценивать сочетания цвета, композицию, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их органической взаимосвязи. Полезно, когда в оценке трудовых дел участвуют сами дети. Самооценка, критика, самокритика, выступление в дискуссии не только развивают самостоятельность личности, но и учат всесторонне, глубже видеть эстетическую сторону конечного продукта труда. Учителю такая оценка и самооценка детей помогает выявить у каждого школьника положительную тенденцию в творчестве, стимулировать эстетически качественное исполнение дела.
Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое сознание детей, их личностные качества. Личность оттачивает свои черты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, а общественные отношения улучшаются в результате совершенствования каждой личности.
Среди стимулов детской трудовой деятельности,.совершенствующих отношения, важное место занимает соревнование. От качества его организации зависит эффективность его нравственного и эстетического влияния на школьников. Если в соревновании на первый план выступает борьба за общие цели, взаимная помощь и обмен опытом, то к детям вскоре приходит понимание красоты и благородства коллективного труда.
Так, на представленном уроке бригады соревнуются между собой. Они должны не только вкусно приготовить кулинарные изделия, но красиво оформить стол, соблюсти все правила подачи блюда к столу. Оценивают труд девочек независимые эксперты: мальчики, другие преподаватели. Также каждая бригада оценивает труд друг друга, анализирует ошибки и достоинства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, разрабатывая конспект урока на тему «Блины, оладьи, блинчики» мы основыввались на общих дидактических принципах (научности, систематичности, последовательности, сознательности и т.д.) и требованиях, вытекающих из общих требований к школьному уроку:
- материал урока должен включать факты и понятия, достоверно установленные наукой;
- содержание урока, методы и формы обучения, используемые в нем должны быть направлены на воспитание привычки к труду, гордости за результаты своего труда;
- методы, приемы и формы организации учебной деятельности призваны развивать творческие способность учащихся.
Содержание урока предусматривает формирование основных умений и навыков по приготовлению блинов, оладий, блинчиков, элементарных экономических знаний. В процессе изучения темы проводилось нравственное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. – М., 1990.
2. Лихачев Б. Педагогика. – М., 2000.
3. Примерные программы основного общего образования. – М., 2000
4. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. – М.. 2000.
5. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). – М., 2000.