Письменное задание по теме




 

В таблице запишите соответствующие дефиниции и приведите по два примера онтологического факта, фактуального суждения (высказывания) и научного факта.

 

Онтологический факт Фактуальное высказывание Научный факт
- это...   - это... - это...
       
       

 

 

Тема 7. Проблема смысла жизни

 

«Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть»

(Иоган Вольфганг Гете)

 

«В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно»

 

(Эрих Фромм)

 

 

Проблема: обладает ли конечная жизнь человека смыслом и, если, да, то в чем смысл жизни?

Цель: обсудить некоторые подходы к анализу смысла человеческого существования.

 

ПЛАН

 

1. Жизненная стратегия: иметь ли быть? (Э.Фромм).

2. Французский экзистенциализм: жизнь и смерть (А.Камю)

3. Русская религиозная философия о смысле жизни.

 

 

Л и т е р а т у р а

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. В 2 тт. Т.1. – М., 1990. – С. 83 – 97.

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества.- М., 1992. – С. 147 – 205.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фр. – М., 1990. – С. 24 – 92.

Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. – М., 1986. – С. 32 – 39 (Критика радикального гедонизма); 44 – 48 (Различие между обладанием и бытием).

 

Вопросы по теме "Проблема смысла жизни"

1. Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами. Однако у Будды и Иисуса есть установка на то, что человек не должен стремиться обладать имуществом. Как вы считаете, противоречит ли отказ от обладания вещами нормальной жизнедеятельности человека?

2. Что А.Камю понимает под "абсурдом"?

3. Что у А.Камю, прежде всего, характеризует "абсурдного человека"?

4. Почему самоубийство, по мысли А.Камю, является не преодолением абсурда, а капитуляцией перед абсурдом?

5. Какова особенность философско-религиозных концепций смысла жизни?

 

Письменное задание по теме

Письменно сформулировать краткий аргументированный ответ на первый контрольный вопрос (500-1000 знаков).

 

Т е м а 8. Проблема свободы

«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее»

(Бернард Шоу)

 

 

Проблема: как возможна свобода в мире детерминизма, где всё имеет свою причину и изменяется по законам необходимости.

Цель: получить общее представление о свободе как специфическом атрибуте человеческого существования, имеющем внутренне противоречивую структуру.

 

ПЛАН

 

1. Категории диалектики «действительность и возможность», «необходимость и случайность», «причина и следствие».

2. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы.

3. Негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» (Г.В.Ф.Гегель, Э.Фромм).

 

Л и т е р а т у р а

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – М., 2005. – С. 479 – 483 (Детерминизм и индетерминизм), 516 – 522 (Свобода и необходимость).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 226 – 229 (Категории диалектики).

 

Вопросы по теме "Проблема свободы"

1. Сформулируйте понятие "действительность" в широком и узком смысле.

2. Как понятия "возможность и действительность" связаны с понятиями "потенциальное и актуальное бытие"?

3. Существует ли диалектическая взаимосвязь между возможностью и действитльностью? Поясните свой ответ.

4. Поясните утверждение "Вероятность – это количественная мера возможности".

5. Сформулируйте парные категории "необходимость - случайность".

6. Что такое "отношение причинности"? Какое значение при определении отношения причинности имеет философская категория "действительность"?

7. Сформулируйте парные категории "причина - следствие".

8. Поясните фразу "После этого не охначает по причине этого".

9. Что такое принцип субстанционального единства мира?

10. Что такое принцип детерминизма?

11. Что такое принцип индетерминизма?

12. Как признание принципа детерминизма связано с вопросом о возможности свободы?

13. Сформулируйте проблему свободы, принимая во внимание принцип детерминизма.

14. Как Б.Спиноза различает необходимость и приуждение?

15. Сформулируйте понятия "негативная и позитивная свобода".

16. Поясните диалектику свободы и ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: