Беседа: Богопознание
Часть 1. Богопознание как библейский призыв
В Библии познать – изведать на опыте. Познать Бога – божественный призыв. Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания:
«Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6.6). «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24.7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11.9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого » (Иер 31.34). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть » (1Ин 3.2). «Теперь же мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан » (1Кор 13.12).
Часть 2. Богопознание как цель жизни.
Григорий Бог.: «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать: и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного».
Василий Вел: «Непрестанно памятовать о Боге — благочестиво, в этом боголюбивая душа не знает сытости; но описывать словом божественное — дерзко … Посему, хотя во всех разумных существах природою всеяно желание славить Бога, однако же говорить о Нем по достоинству все равно недостаточны».
Макарий Ег.: «Рассуждать о бесстрастии и совершенстве можно немногим».
|
Антония Вел: «Причина всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога».
Василий Вел: «Порочность страстей происходит от незнания Бога или от знания неправого». «Телу невозможно жить без дыхания; и душе невозможно существовать не зная Творца, ибо неведение Бога — смерть для души».
Антоний: «Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога ».
Чрез познание Бога происходит очищение души:
Григорий Бог: «Очищай жизнь… размышляй о Боге и о Божиих тайнах; размышляй, что было прежде вселенной и что для тебя значит эта вселенная, откуда она произошла и до чего дойдет».
Григорий Синаит: «Знать Единаго Бога есть корень бессмертия».
Часть 3. Виды богопознания.
Два образа богопознания: естественный и сверхъестественный. Феодор Студит: «Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для души. А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое превышает ум. Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью».
А) Естественный путь
«Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18.2). «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем 13.1-2).
|
Вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде: в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, называли «космосом», в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести.
Стремление к Богу вложено в человеческое естество:
Дамаскин: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого».
Каждый человек может приходить к мысли о Боге, ибо Божие дела «от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1,20).
Дамаскин: «И самый состав, сохранение и управление тварей показывают нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит и обо всем промышляет ».
В творении человека проявились премудрость Творца:
Василий Вел: «Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя. Веруй, что Бог невидим, познав собственную свою душу, потому что и она непостижима телесными очами».
Познание Бога из творений отцы считали ограниченным, после грехопадения мир уже не представляет собой гармонии.
Б) Сверхъестественный путь
Естественное богопознание являетяся необходимым приуготовлением к богопознанию сверхъестественному. Подлинным богопознанием может называться только постижение Бога посредством сверхъестественного Откровения. Оно возможно только в личном опыте духовной жизни, при наитии Святого Духа. Иногда отцы отождествляют спасение и познание Бога. Григорий Нисский: «видеть Бога есть вечная жизнь».
|
1. Сверхъестественное богопознание не есть отвлеченное теоретизирование; прежде всего оно предполагает внутреннее соединение с Богом. Григорий Нисский утверждает, что блаженство заключается не в том, чтобы знать нечто о Боге, но в том, чтобы иметь Бога в самом себе.
2. Сверхъестественное богопознание невозможно без Откровения, человек познает Бога только в той степени, в какой Бог ему открывает. Климент Ал.: «для постижения Существа неисследимого ничего не остается, кроме собственной его благодати и откровения ». Феодор Студиту: «сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум...».
3. Сверхъестественное богопознание требует от человека тщательного приготовления, очищении от грехов. Феофил Антиох: «Когда ты совлечешься своей греховной природы и облечешься в безгрешность, ты увидишь Бога в ту меру, в какую окажешься достойным».
4. Сверхъестественное богопознание только в Церкви. Василий Вел: «Некрестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога».