начинает складываться в конце XVI – начале XVII вв. и занимает господствующее положение в сознании европейского человека вплоть до XX века.
Начало Нового времени обычно связывают с достижениями в области естествознания, однако его приход был подготовлен и идеями, появившимися в рамках Средних веков (в частности, учением о двойственной истине), и идеями, принадлежащими эпохе Ренессанса.
Николай Кузанский (1401-1464) и вслед за ним Джордано Бруно (1548-1600) заявили о бесконечности миров во вселенной, Николай Коперник (1473-1543) выдвинул гелиоцентрическую модель мира, Иоганн Кеплер (1571-1630) математически описал движение планет, Галилео Галилей (1564-1642) открыл закон всемирного тяготения и т. д. Примерно в это же время Европа знакомится с компасом и начинается эпоха великих географических открытий, а в Германии Гутенберг (около 1440) собирает печатный станок и начинается эра книгопечатания. Серьезные изменения касаются и области религии: движение реформаторов (XV-XVI вв.) раскалывает христианскую церковь.
Становление философской картины мира Нового времени обусловлено тем значением, которое в обществе приобретает наука. Собственно, именно в период Нового времени формируется наука в современном смысле этого слова. В рамках Средних веков высшей и подлинной наукой считалась теология. Более тысячи лет человек стремился постигнуть Бога и его Слово (Священное Писание), более тысячи лет он использовал веру в качестве самого достоверного способа познания. К началу Нового времени ситуация меняется: главным предметом познания становится природа, наука ищет свои основания не в вере, а в опыте и разуме.
В Новое время изменяется отношение человека к природе и, в целом, ее понимание. С одной стороны, природа – это вещество (материя), косная и инертная сила, требующая подчинения и покорения. Она лишена разума и представляет собой огромный механизм, связанный цепью причинно-следственных связей. Природа – своего рода кладовая, из которой можно черпать и черпать, удовлетворяя бесконечно растущие человеческие запросы. А знание – та сила (Ф. Бэкон), которая сможет поставить ее на службу человеку. С другой стороны, природа – это естественность, некое материнское лоно, порождающие из себя все многообразие мира. Человек, в силу своей телесной организации, также принадлежит ей, поэтому все, что естественно – прекрасно, все, что здор о во – ценно, все, что обоснованно (подтверждается) природой – истинно[1].
|
В философско-культурном отношении Новое время – время Просвещения и Гуманизма. Просветители в качестве отличительной черты человека, выделяющей, возвышающей его над всем миром, указывают на разум, а не на душу человека (что свойственно эпохе Средневековья). На самом деле это тоже эпоха веры, но только веры не в монотеистического Бога, а в человека и его разум. Человек всесилен, совершенен и свободен. Все его беды от непросвещенности разума или от неумения пользоваться собственным умом. Человеку нет нужды держаться за авторитеты и слепо верить им, он сам способен (в его власти) изменить мир в лучшую сторону, приспособить его для себя. Античный человек приспосабливается к миру (природе), поскольку не выделяет себя из него, человек Нового времени вторгается в организацию мира с тем, чтобы сделать ее удобной для себя. Он больше не его (мира) органическая часть (Античность) и не высший ранг (род) сотворенного бытия (Средние века), отныне он – творец и законодатель мира. Вытеснив Бога из своей картины мира, человек сам становится на его место и берет на себя его функции по управлению миром.
|
Философскую картину Нового времени характеризуют индивидуализм и рационализм. Индивидуалистические воззрения (ориентации) данной эпохи исходят из признания автономности и самоценности человека. В социально-политической области они закрепляются в понятиях естественного и позитивного (установленного) права, в социально-экономической – в понятии собственности и свободы предпринимательства, в области философии они выражены в концепции самодостаточного, суверенного субъекта. В аксиологическом плане индивидуализм связан с десакрализацией и релятивизацией ценностей. Человек теперь сам определяет и устанавливает в обществе иерархию ценностей, на вершине которой оказывается то, что служит его благу. Свое логическое завершение аксиолого-индивидуалистические воззрения находят в теории разумного эгоизма или морали здравого смысла: человеку нужно (выгодно) работать не только на собственное благо, но и на благо общества, ведь от реализации последнего в конечном счете зависит и его собственное благополучие.
Рационализм – это не только убеждение в том, что в познании природы и общества человек должен исходить из разума. Рационализм тесно связан с рациональностью – способностью эффективно и экономично распоряжаться средствами и ресурсами, умением подчинить все стороны человеческого бытия требованиям разумности и целесообразности.
|
Определения
Философия Просвещения – совокупность философских учений (XVIII в.), характеризующихся верой в разум и научный прогресс. По убеждению просветителей (Монтескье, Дидро, Вольтер, Гольбах, Руссо, Лессинг и др.), распространение научных знаний и просвещение народных масс – один из главных путей прогрессивного преобразования общества и человека. В своих многочисленных публикациях просветители критиковали невежество и религиозный фанатизм, отстаивали свободу и права человека, утверждали равенство всех и каждого.
Гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный) – воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.
Индивидуализм – воззрение, утверждающее автономность и самоценность человека, ставящее его интересы выше интересов общества.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
Рациональность (от лат. ratio – разум) – понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и пр.
[1] См. Гвардини Р. Конец нового времени // https://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm