Организация и проведение практических занятий




Год

 

РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК социально-экономических дисциплин Протокол №__ от «__» ______2019г. Председатель ЦМК __________И.С. Киктева   ПРИНЯТЫ решением методического совета колледжа Протокол №__ от «__» _____ 2019г.

 

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.02 История для студентов очного отделения для специальностей СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.06 Финансы, 38.02.07 Банковское дело.

 

 

Автор:Носова И.Н.., преподаватель ФЭК РГЭУ (РИНХ)

 

Рецензент: Киктева И.С.,преподаватель ФЭК РГЭУ (РИНХ

Общие положения

1. Практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий. Они направлены на формирование учебных практических умений и составляют важную часть теоретической и практической подготовки.

2. В процессе практического занятия студенты выполняют практические задания под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

3. Выполнение студентами практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;

- формирование общих компетенций.

Планирование практических занятий

1. Согласно рабочей программе по дисциплине ОГСЭ.02 История предусмотрено 8 часов практических занятий.

2. Практические занятия распределены по темам дисциплины следующим образом:

№ п/п №№ тем Содержание практических занятий Кол-во часов
1. 1.3 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма – исламистского.  
2. 2.7 Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».  
3. 2.9 Изменения исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ - начале ХХI века и анализ их воздействия на внешнюю политику, на международные отношения.  
4. 3.2 Круглый стол по проблеме «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира».  
Всего   практических занятий 8 часов
         

 

Организация и проведение практических занятий

1. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

 

2. Практическое занятие №1 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по истории стран «третьего мира», студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о причинах усиления национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах Азии и Африки после Второй мировой войны, о путях их развития после завоевания независимости во второй половине ХХ века и результатах.

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах мусульманского Востока, где на смену агрессивным диктаторским режимам пришли к власти исламисты. Студенты должны в ходе дискуссии раскрыть тоталитарную сущность исламизма, порождающего нарастание террористической угрозы в мире. обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №2 носит проблемно-поисковый характер.

В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по влиянию советской концепции «нового политического мышления» на историческую ситуацию в странах Восточной Европы конца 1980-х – начала 1990-х гг, студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о сущности воздействия на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы перестройки в СССР, о причинах провала экономических реформ «перестроечного образца» в странах Восточной Европы, о причинах кризиса коммунистических режимов в странах Восточной Европы и распада «социалистического лагеря», о важнейших международных результатах роспуска ОВД и распада СССР, о связи этих событий с окончанием «холодной войны».

Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах Восточной Европы в конце ХХ – начале ХХI века, где на смену коммунистическим режимам пришли демократические. Студенты должны в ходе дискуссии выяснить причины «бархатного» и насильственного характера демократических революций в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг., доказать неизбежность смены лозунга «обновления социализма» на задачи «строительства капитализма», обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.

Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.

Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.

Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.

С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;

- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 15 минут,

- защита докладов – 30 минут;

- дискуссия - 15 минут;

- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;

- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.

2.Оформление доклада:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем доклада – 3-4 листа;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 7-8 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

Практическое занятие №3 носит репродуктивный характер.

В части первой (А) осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по международным отношениям во второй половине XX века и переходу от двухполюсной системы мироустройства к новой политической модели в конце XX – начале ХХI века, студенты выполняют предложенный преподавателем тестовый блиц-опрос – 6 вариантов по 8 вопросов. Необходимо поставить номер выбранного ответа в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания.

В частях второй (B) и третьей (С) практического занятия закрепляются знания о современных версиях и трактовках исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ – начале ХХI века, анализируется влияние её изменений на внешнюю политику, на международные отношения. Студенты углубляют практические навыки по анализу исторической информации в источниках разного типа, учатся различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, отслеживать причинно-следственные связи, систематизировать информацию.

 

В части второй (B) требуется дать ответы в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания рядом с номером выполняемого задания, в том числе:

Задание 1 (вопросы B1-B4). На основе изученного материала заполните пропуски текста.

Задание 2 (вопросы B5-B9). Установите соответствие.

Задание 3 (вопросы B10-B12). Установите хронологическую последовательность.

Задание 4 (вопросы B13-B20). Соотнесите события, личности и термины с эпохой.

Задание 5 (вопросы B21-B23). Прочитайте суждения. На основе изученного материала определите, какие из них верные.

В части третьей (С) в бланке ответов № 2 на задания С1-С3 следует дать развернутые ответы, задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, следует обращать внимание на формулировку каждого вопроса.

Задание 6 (вопросы С1-С3). Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1, C2, C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Задание 7 (вопрос С4-). Представьте обобщенную характеристику исторического события.

Задание 8 (вопрос С5). Рассмотрите исторические версии и оценки.

Задание 9 (вопрос С5). Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Задание 10 (вопросы С7.1-С7.2). Сравните содержание социальной и экономической политики, проводившейся в разные периоды в СССР и демократической России. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общие · ……………………………………………………………………………………. · ……………………………………………………………………………………….
Различия
· ………………………………………. · ……………………………………….
· ………………………………………. · ……………………………………….
· ………………………………………. __

 

Форма организации студентов – фронтальная.

Общие требования:

- работа выполняется в тетрадях для практических занятий;

- задания повышенной сложности, отмеченные знаком *,

выполняются по желанию;

- объем времени на проведение тестового блиц - опроса – 15 мин;

- объем времени на задания части 2 (B) – 25 мин;

- объем времени на задания части 3 (C) – 15 мин;

- обсуждение решений в классе с преподавателем – 15 мин;

- решения следует обосновать;

- обсуждение выводов – 10 мин;

- ответы на контрольные вопросы преподавателя – 10 мин.

 

Содержание отчёта по практической работе:

1. Наименование и цель работы.

2. Бланк ответов №1.

3. Бланк ответов №2

4. Выводы.

 

Практическое занятие №4 носит проблемно-поисковый характер.

Занятие проводится в форме деловой игры – круглого стола «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира». Проблема для обсуждения: «Выживут ли в условиях экспансии «массовой культуры» глобализирующегося мира традиционные многовековые культуры народов России?». Преподаватель заранее предоставляет сценарий круглого стола и студенты самостоятельно готовятся к нему в составе малых творческих групп:

1. Представители позиции государственных органов в сфере культуры.

2. Представители позиции традиционных конфессий России(православие, ислам, буддизм).

3. Представители позиции гражданского общества.

4. Представители позиции СМИ.

5. Представители позиции предпринимателей в сфере «массовой культуры».

 

Опираясь на ранее полученные знания по духовной жизни в советском и российском обществах во второй половине ХХ - начале ХХI века студенты готовят вопросы и варианты ответов к документальным кейсам № 1(консервативный подход к проблеме), № 2 (центристский подход), № 3 (либерально-западнический подход), предложенным преподавателем, создают компьютерные презентации.

Порядок проведения круглого стола:

1. Представление участников деловой игры.

2. СМИ комментируют обстановку в стране.

3. Обсуждение кейса №1 и представление презентаций сторонниками консервативного подхода.

4. Обсуждение кейса №2 и представление презентаций сторонниками центристского подхода.

5. Обсуждение кейса №3 и представление презентаций сторонниками либерально-западнического подхода.

6. Дебаты участников круглого стола («мозговой штурм»).

7. СМИ представляют аргументы участников.

8. СМИ обобщают мнения пропонентов по проблеме круглого стола в таблице.

Аргументы пропонентов по степени убывания убедительности МНЕНИЯ
№1 «Да, Россия сможет сохранить традиционное культурно-историческое наследие» №2 «Торжество «массовой культуры» неизбежно»
№1    
№2    
№3    
№4    
№5    

Мнение, нашедшее наиболее убедительную поддержку у участников круглого стола: №1/№2 (ненужное зачеркнуть).

 

Подведение итогов:

1. Выступление экспертов: одобрение наиболее убедительных аргументов участников круглого стола по проблеме.

2. Памятное фотографирование участников деловой игры.

Отчет по деловой игре:

1.Вопросы и ответы к документальным кейсам № 1, 2, 3, таблицу с аргументами пропонентов по проблеме, которую обсудили участники круглого стола, отзыв экспертов поместить в индивидуальные портфолио.

2.Компьютерные презентации и фотоотчёт внести в Электронную библиотеку презентаций по истории.

Форма организации студентов – групповая.

Общие требования:

1.Объём времени:

- введение – 5 минут;

- обсуждение проблем круглого стола - 50 минут, в т.ч.:

- защита компьютерных презентаций – 25 минут,

- обсуждение кейсов № 1, 2, 3 – 25 минут;

- дебаты - 15 минут;

- представление СМИ итогов дебатов - 10 минут;

- выступление экспертов - 5 минут;

- фотографирование - 5 минут.

2.Оформление вопросов и ответов к документальному кейсу:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- количество вопросов и ответов к кейсу – не менее 3;

- объем времени на обсуждение кейса – до 5 минут;

3.Оформление компьютерной презентации:

- количество слайдов – 10-12;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к ответам на вопросы.

 

3. Во время проведения практических занятий при необходимости преподаватель может оказывать помощь индивидуально каждому студенту.

 

4. Оценки за выполнение практических заданий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

 

Критерии оценок:

-оценка “отлично” ставится студентам, которые показали высокий уровень теоретических знаний и практических умений, позволяющих решать ситуационные задачи;

-оценка “хорошо” ставится студентам, которые показали полный уровень теоретических знаний и практических умений, и имеющиеся неточности при решении задания не носят принципиального характера;

- оценка “удовлетворительно” ставится студентам, которые обнаружили практические умения, позволяющие решать ситуационные задачи, и выявленные неточности касаются отдельных важных вопросов дисциплины и методик расчетов;

-оценка “неудовлетворительно” ставится студентам, которыми не усвоен теоретический материал, отсутствует понимание связи теории с практикой, не обнаружены практические умения по выполнению заданий.

 

Преподаватель Носова И.Н.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: