Год
РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК социально-экономических дисциплин Протокол №__ от «__» ______2019г. Председатель ЦМК __________И.С. Киктева | ПРИНЯТЫ решением методического совета колледжа Протокол №__ от «__» _____ 2019г. |
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.02 История для студентов очного отделения для специальностей СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.06 Финансы, 38.02.07 Банковское дело.
Автор:Носова И.Н.., преподаватель ФЭК РГЭУ (РИНХ)
Рецензент: Киктева И.С.,преподаватель ФЭК РГЭУ (РИНХ
Общие положения
1. Практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий. Они направлены на формирование учебных практических умений и составляют важную часть теоретической и практической подготовки.
2. В процессе практического занятия студенты выполняют практические задания под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
3. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по темам дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;
- формирование общих компетенций.
Планирование практических занятий
1. Согласно рабочей программе по дисциплине ОГСЭ.02 История предусмотрено 8 часов практических занятий.
2. Практические занятия распределены по темам дисциплины следующим образом:
№ п/п | №№ тем | Содержание практических занятий | Кол-во часов | |
1. | 1.3 | Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма – исламистского. | ||
2. | 2.7 | Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма». | ||
3. | 2.9 | Изменения исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ - начале ХХI века и анализ их воздействия на внешнюю политику, на международные отношения. | ||
4. | 3.2 | Круглый стол по проблеме «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира». | ||
Всего | практических занятий | 8 часов | ||
Организация и проведение практических занятий
1. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.
2. Практическое занятие №1 носит проблемно-поисковый характер.
В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по истории стран «третьего мира», студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о причинах усиления национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах Азии и Африки после Второй мировой войны, о путях их развития после завоевания независимости во второй половине ХХ века и результатах.
Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах мусульманского Востока, где на смену агрессивным диктаторским режимам пришли к власти исламисты. Студенты должны в ходе дискуссии раскрыть тоталитарную сущность исламизма, порождающего нарастание террористической угрозы в мире. обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.
Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.
Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.
Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.
С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.
Форма организации студентов – групповая.
Общие требования:
1.Объём времени:
- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;
- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:
- защита компьютерных презентаций – 15 минут,
- защита докладов – 30 минут;
- дискуссия - 15 минут;
- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;
- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.
2.Оформление доклада:
- работа выполняется на листах формата А-4;
- общий объем доклада – 3-4 листа;
- объем времени на выступление – до 5 минут;
- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;
- быть готовым к ответам на вопросы.
3.Оформление компьютерной презентации:
- количество слайдов – 10-12;
- количество слайдов – 10-12;
- объем времени на выступление – до 7-8 минут;
- работа сдается преподавателю на диске CD;
- приветствуется интересное оформление презентации;
- приветствуется четкое дозирование информации;
- быть готовым к ответам на вопросы.
Практическое занятие №2 носит проблемно-поисковый характер.
В первой части занятия осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по влиянию советской концепции «нового политического мышления» на историческую ситуацию в странах Восточной Европы конца 1980-х – начала 1990-х гг, студенты должны ответить на предложенные преподавателем вопросы о сущности воздействия на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы перестройки в СССР, о причинах провала экономических реформ «перестроечного образца» в странах Восточной Европы, о причинах кризиса коммунистических режимов в странах Восточной Европы и распада «социалистического лагеря», о важнейших международных результатах роспуска ОВД и распада СССР, о связи этих событий с окончанием «холодной войны».
Во второй части занятия проводится семинар по проблемам, заранее предложенным преподавателем. По каждой проблеме студенты самостоятельно готовят доклады и компьютерные презентации, которые защищают на семинаре. Затем проводится дискуссия по исторической ситуации в странах Восточной Европы в конце ХХ – начале ХХI века, где на смену коммунистическим режимам пришли демократические. Студенты должны в ходе дискуссии выяснить причины «бархатного» и насильственного характера демократических революций в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг., доказать неизбежность смены лозунга «обновления социализма» на задачи «строительства капитализма», обосновать высказанные версии и трактовки, мнения и суждения, подкрепив аргументы ссылками на исторические сведения из различных источников.
Выводы по дискуссии заносятся в тетрадь для практических работ.
Доклады необходимо поместить в индивидуальные портфолио.
Компьютерные презентации вносятся в Электронную библиотеку презентаций по истории.
С целью закрепления материала в конце занятия преподаватель задает контрольные вопросы.
Форма организации студентов – групповая.
Общие требования:
1.Объём времени:
- опрос по ранее изученному материалу - 10 минут;
- обсуждение проблем семинара - 45 минут, в т.ч.:
- защита компьютерных презентаций – 15 минут,
- защита докладов – 30 минут;
- дискуссия - 15 минут;
- обсуждение выводов и занесение их в тетрадь - 10 минут;
- ответ на контрольные вопросы - 10 минут.
2.Оформление доклада:
- работа выполняется на листах формата А-4;
- общий объем доклада – 3-4 листа;
- объем времени на выступление – до 5 минут;
- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;
- быть готовым к ответам на вопросы.
3.Оформление компьютерной презентации:
- количество слайдов – 10-12;
- объем времени на выступление – до 7-8 минут;
- работа сдается преподавателю на диске CD;
- приветствуется интересное оформление презентации;
- приветствуется четкое дозирование информации;
- быть готовым к ответам на вопросы.
Практическое занятие №3 носит репродуктивный характер.
В части первой (А) осуществляется актуализация знаний студентов по теме. Опираясь на ранее полученные знания по международным отношениям во второй половине XX века и переходу от двухполюсной системы мироустройства к новой политической модели в конце XX – начале ХХI века, студенты выполняют предложенный преподавателем тестовый блиц-опрос – 6 вариантов по 8 вопросов. Необходимо поставить номер выбранного ответа в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания.
В частях второй (B) и третьей (С) практического занятия закрепляются знания о современных версиях и трактовках исторической ситуации в СССР – России во второй половине ХХ – начале ХХI века, анализируется влияние её изменений на внешнюю политику, на международные отношения. Студенты углубляют практические навыки по анализу исторической информации в источниках разного типа, учатся различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, отслеживать причинно-следственные связи, систематизировать информацию.
В части второй (B) требуется дать ответы в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания рядом с номером выполняемого задания, в том числе:
Задание 1 (вопросы B1-B4). На основе изученного материала заполните пропуски текста.
Задание 2 (вопросы B5-B9). Установите соответствие.
Задание 3 (вопросы B10-B12). Установите хронологическую последовательность.
Задание 4 (вопросы B13-B20). Соотнесите события, личности и термины с эпохой.
Задание 5 (вопросы B21-B23). Прочитайте суждения. На основе изученного материала определите, какие из них верные.
В части третьей (С) в бланке ответов № 2 на задания С1-С3 следует дать развернутые ответы, задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, следует обращать внимание на формулировку каждого вопроса.
Задание 6 (вопросы С1-С3). Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1, C2, C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Задание 7 (вопрос С4-). Представьте обобщенную характеристику исторического события.
Задание 8 (вопрос С5). Рассмотрите исторические версии и оценки.
Задание 9 (вопрос С5). Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Задание 10 (вопросы С7.1-С7.2). Сравните содержание социальной и экономической политики, проводившейся в разные периоды в СССР и демократической России. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общие · ……………………………………………………………………………………. · ………………………………………………………………………………………. | |
Различия | |
… | … |
· ………………………………………. | · ………………………………………. |
· ………………………………………. | · ………………………………………. |
· ………………………………………. | __ |
Форма организации студентов – фронтальная.
Общие требования:
- работа выполняется в тетрадях для практических занятий;
- задания повышенной сложности, отмеченные знаком *,
выполняются по желанию;
- объем времени на проведение тестового блиц - опроса – 15 мин;
- объем времени на задания части 2 (B) – 25 мин;
- объем времени на задания части 3 (C) – 15 мин;
- обсуждение решений в классе с преподавателем – 15 мин;
- решения следует обосновать;
- обсуждение выводов – 10 мин;
- ответы на контрольные вопросы преподавателя – 10 мин.
Содержание отчёта по практической работе:
1. Наименование и цель работы.
2. Бланк ответов №1.
3. Бланк ответов №2
4. Выводы.
Практическое занятие №4 носит проблемно-поисковый характер.
Занятие проводится в форме деловой игры – круглого стола «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира». Проблема для обсуждения: «Выживут ли в условиях экспансии «массовой культуры» глобализирующегося мира традиционные многовековые культуры народов России?». Преподаватель заранее предоставляет сценарий круглого стола и студенты самостоятельно готовятся к нему в составе малых творческих групп:
1. Представители позиции государственных органов в сфере культуры.
2. Представители позиции традиционных конфессий России(православие, ислам, буддизм).
3. Представители позиции гражданского общества.
4. Представители позиции СМИ.
5. Представители позиции предпринимателей в сфере «массовой культуры».
Опираясь на ранее полученные знания по духовной жизни в советском и российском обществах во второй половине ХХ - начале ХХI века студенты готовят вопросы и варианты ответов к документальным кейсам № 1(консервативный подход к проблеме), № 2 (центристский подход), № 3 (либерально-западнический подход), предложенным преподавателем, создают компьютерные презентации.
Порядок проведения круглого стола:
1. Представление участников деловой игры.
2. СМИ комментируют обстановку в стране.
3. Обсуждение кейса №1 и представление презентаций сторонниками консервативного подхода.
4. Обсуждение кейса №2 и представление презентаций сторонниками центристского подхода.
5. Обсуждение кейса №3 и представление презентаций сторонниками либерально-западнического подхода.
6. Дебаты участников круглого стола («мозговой штурм»).
7. СМИ представляют аргументы участников.
8. СМИ обобщают мнения пропонентов по проблеме круглого стола в таблице.
Аргументы пропонентов по степени убывания убедительности | МНЕНИЯ | |
№1 «Да, Россия сможет сохранить традиционное культурно-историческое наследие» | №2 «Торжество «массовой культуры» неизбежно» | |
№1 | ||
№2 | ||
№3 | ||
№4 | ||
№5 |
Мнение, нашедшее наиболее убедительную поддержку у участников круглого стола: №1/№2 (ненужное зачеркнуть).
Подведение итогов:
1. Выступление экспертов: одобрение наиболее убедительных аргументов участников круглого стола по проблеме.
2. Памятное фотографирование участников деловой игры.
Отчет по деловой игре:
1.Вопросы и ответы к документальным кейсам № 1, 2, 3, таблицу с аргументами пропонентов по проблеме, которую обсудили участники круглого стола, отзыв экспертов поместить в индивидуальные портфолио.
2.Компьютерные презентации и фотоотчёт внести в Электронную библиотеку презентаций по истории.
Форма организации студентов – групповая.
Общие требования:
1.Объём времени:
- введение – 5 минут;
- обсуждение проблем круглого стола - 50 минут, в т.ч.:
- защита компьютерных презентаций – 25 минут,
- обсуждение кейсов № 1, 2, 3 – 25 минут;
- дебаты - 15 минут;
- представление СМИ итогов дебатов - 10 минут;
- выступление экспертов - 5 минут;
- фотографирование - 5 минут.
2.Оформление вопросов и ответов к документальному кейсу:
- работа выполняется на листах формата А-4;
- количество вопросов и ответов к кейсу – не менее 3;
- объем времени на обсуждение кейса – до 5 минут;
3.Оформление компьютерной презентации:
- количество слайдов – 10-12;
- объем времени на выступление – до 5 минут;
- работа сдается преподавателю на диске CD;
- приветствуется интересное оформление презентации;
- приветствуется четкое дозирование информации;
- быть готовым к ответам на вопросы.
3. Во время проведения практических занятий при необходимости преподаватель может оказывать помощь индивидуально каждому студенту.
4. Оценки за выполнение практических заданий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
Критерии оценок:
-оценка “отлично” ставится студентам, которые показали высокий уровень теоретических знаний и практических умений, позволяющих решать ситуационные задачи;
-оценка “хорошо” ставится студентам, которые показали полный уровень теоретических знаний и практических умений, и имеющиеся неточности при решении задания не носят принципиального характера;
- оценка “удовлетворительно” ставится студентам, которые обнаружили практические умения, позволяющие решать ситуационные задачи, и выявленные неточности касаются отдельных важных вопросов дисциплины и методик расчетов;
-оценка “неудовлетворительно” ставится студентам, которыми не усвоен теоретический материал, отсутствует понимание связи теории с практикой, не обнаружены практические умения по выполнению заданий.
Преподаватель Носова И.Н.