РАЗДЕЛ I. Введение в основы психосоматики.
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
для аудиторного занятия
Тема 3. История формирования основных концепций психосоматики: психоанализ как теоретическая база психосоматических представлений, алекситимия, теория специфического эмоционального конфликта и специфических личностных профилей, эмоционального стресса, поведенческая медицина.
Форма занятия
Практическое занятие.
Образовательные технологии;
· Проблемное обучение, при котором преподавателем создаются проблемные ситуации (нетиповые задачи – кейс-метод), для решения которых студенты занимаются самостоятельной поисковой деятельностью с усвоением готовых выводов психосоматической медицины.
· Проектное обучение – студенты самостоятельно приобретают недостающие знания, используют их для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения и системное мышление.
· Информационные проекты - направлены на сбор информации по актуальным проблемам психосоматической медицины с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Цель занятия: освоить основные концепции психосоматики, изучить теории патогенеза психосоматозов.
Основные понятия: теория специфических личностных профилей Ф.Даньар, теории специфического эмоционального конфликта Ф.Александера, значение психоанализа в становлении психосоматики,
алекситимия, как механизм формирования психосоматозов.
Задачи.
Знать: основные концепции патогенеза психосоматозов, механизмы формирования психосоматических заболеваний.
Уметь: использовать основные концепции патогенеза психосоматозов для выявления природы заболевания.
|
Владеть навыками выявления природы психосоматических заболеваний в соответствии с основными концепциями психосоматики
Компетенции: ПК-2, ПК-7
План проведения занятия
Продолжительность занятия 190 минут
1. вступительное слово – 10 минут
2. вводный контроль – 15 минут
3. контроль самостоятельной работы студентов в виде представления мультимедийных проектов – 55 минут
4. просмотр учебных видеофильмов по теме занятия – 45 минут
5. собеседование по контрольным вопросам – 45 минут
6. заключение - 10 минут
Вопросы для самоконтроля студентов
ПК-2
1. Психоанализ как теоретическая база психосоматических представлений.
2. Специфические концепции психосоматики
3. Неспецифические подходы в патогенезе психосоматических расстройств
4. История развития психосоматики
ПК-7
5. Интегративные теории в психосоматике
6. Теория специфических личностных профилей
7. Теория специфического эмоционального конфликта
8. Первый период становления психоанализа в психосоматике
9. 2 этап становления специфического направления в психосоматике
10. Гипотеза десоматизации-ресоматизации М.Шура
11. Модель Митчерлиха – модель двухфазного вытеснения, защиты, обороны
12. 3 этап в становлении специфического направления психосоматики
13. Алекситимия
14. Тория типов поведения в психосоматик
15. Медицинская антропология В. Вайцзеккера
Тестовые задания
ПК-2
1. Теория алексетемии, в основе лежит:
а) психологические проблемы
б) проблемы воспитания
в) трудности в обучении
2. Нарушения глотания характерны для:
|
А. Неврастении
Б. Обсессивно-фобического невроза
В. Истерии
Г. При неврозах не наблюдаются
3.Globus hystericus – это:
А. чувство обруча на голове
Б. ощущение кома в горле
В. сужение полей зрения
Г. синоним синдрома Ганзера
4.Механизмы вытеснения, диссоциации и конверсии лежат в основе:
А. реактивной депрессии
Б. обсессивно-фобического невроза
В. неврастении
Г. истерии и психосоматического реагирования
5.Для конверсионной истерии не характерно:
А. Наличие психопатологических расстройств в анамнезе
Б. Способность произвольно контролировать выраженность симптомов
В. Наличие демонстративных особенностей личности
Д. Превалирование расстройств среди женщин
6. Для соматизированной депрессии не характерно:
А. Обилие соматических жалоб
Б. Беспокойство по поводу наличия скрытой физической болезни
В. Осознанное переживание тоски, уныния, безысходности, чувства
вины
Г. Улучшение физического после приема антидепрессантов
ПК-7
7. Предположение, что психосоматические болезни связаны с неумением человека давать выход своим чувствам и переживаниям, обосновано в рамках теории _______________
алекситимии
Какой тип внутриличностного конфликта наиболее характерен для психосоматических заболеваний?
а) между желанием и долгом
б) между возможностями личности и ее завышенным требованием к себе
в) между эмоционально значимыми отношениями и агрессивными тенденциями
9. Алекситимия рассматривается как психологический фактор риска возникновения:
1) заикания
2) нервной анорексии
3) психосоматических расстройств
4) расстройства речи
10. Цель психоанализа заключается в том, чтобы человек смог отыскать …корни своих проблем, порождённых подавленными ранее конфликтами.
11. В основе гештальт-терапии лежит:
а) психоанализ;
б) бихевиоризм;
в) экзистенциализм;
г) все перечисленное.