Мировая политика – самостоятельная отрасль знаний, изучающая политику на глобальном уровне, стремясь выявить тенденции мирового развития и политическую структуру современного мира.
Уровни мировой политики
- индивидуальный;
- уровень отдельного государства;
- глобальный
Мировая политика – ядро международных отношений.
Национальный интерес – осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства.
Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз; способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
Геополитика – теория и политическая практика в основе которых лежит идея географической обусловленности отношений между государствами и другими субъектами (этносы, цивилизация) международной политики.
Сегодня геополитика – дисциплина, изучающая отношения между субъектами международных отношений по поводу распределения мирового пространства.
Классификация международных отношений (в соответствии с историей):
1 этап. Сверхдержава – концентрация могущества и ресурсов в руках одной страны (Др. Египет, Др. Китай).
2 этап. Блоковый принцип – мир распадается на 2 полюса (начиная с 17 века и проявляясь в нач. 20 века – «Атланта» - тройственный союз).
3 этап. 2 полюса, 2 сверхдержавы (начиная с 1917 – СССР и США), 2 блока (НАТО, Варшавский Договор).
4 этап. Многополюсность мира – разнообразие интересов и стремление их реализовать мирным путем (начиная с 1999 г).
Международные организации:
- ООН
|
- «Партнерство ради мира»
- Совет Европы
Основные международные документы:
- Китайский протокол
Политическая структура мира XXI века.
Факторы новой конфигурации мира:
1) Формирование системы однополярного мирового порядка (США – единственная сверхдержава);
2) Слияние национальных экономик в единую, общемировую (глобализация рынка);
3) Размывание государственного суверенитета, государств, наций (рост ТНК, неправительственных организаций, международной преступности и т.д.);
4) Крах прежней системы мировосприятия (новые фундаментальные ценности и смыслы человеческой цивилизации);
5) Нарастающий разрыв и материальная зависимость большинства от трех центров экономического развития – Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии.
Модели:
1 сценарий – модель мировой гегемонии США (Россия не может противостоять, нуждаясь в западных инвестициях, технологическом обновлении, допуске на мировую арену).
2 сценарий – биполярная структура: США – Китай (или ЕС, либо коалиция стран).
3 сценарий – многополярный мир, основанный на балансе сил: ЕС – НАФТА (Северо-Американская зона свободной торговли) – Восточная Азия (У России в этом отношении есть военные возможности влияния, но нет экономических и технологических ресурсов).
4 сценарий – параллельное существование семи цивилизаций: Западная, Латиноамериканская, Восточноевропейская, Мусульманская, Индуистская, китайская, Японская.
ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Методология познания политической реальности – комплекс правил и критериев, фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т.д.
|
Включает:
- методы, процедуры, процессы
- технические приемы и средства исследования и анализа, а также проверки и оценки данных.
Прикладная политология – составная часть и специфический уровень политологии. Сфокусирована на решении конкретных задач. Основное назначение – формулирование конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.
Субъекты – аналитики, эксперты, советники политических деятелей, пиар-мэны и т.д., связанные с выработкой политической линии и принятием властных решений.
Методы:
· наблюдение (внешнее и включенное);
· контент-анализ;
· опрос;
· игровой (конструирование ситуации);
· биографический;
· фактор-анализ;
· когнитивные карты – матрицы.
Наиболее распространенная сфера применения прикладной политологии – избирательные кампании, переговорочные процессы, выработка и принятие политических решений.
Политический маркетинг – политический рынок – способ выявления потребностей его участников на основе информации о том, что может быть воспринято как ожидания и в какой степени эти ожидания поддаются реализации (разновидность политической технологии).
Средства и методы воздействия: конверсионный, стимулирующий, развивающий.
Характер воздействия: противодействующий, наступательный, оборонительный, выжидательный, поддерживающий
Стадии:
1. Изучение конъюктуры: настроение групп, характер и типы реакций;
2. Выработка стратегии и тактики, программ, оценка вероятных результатов адресной группы;
|
3. Продвижение товара + политическая пропаганда.
Маркетинг избирательной кампании – оказание помощи политическим партиям и кандидатам при работе и проведении эффективной избирательной кампании.
Политическое прогнозирование – процесс разработки научнообоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности.
Типология:
1) по целям (поисковое, нормативное)
2) по срокам (оперативные – до 1 мес., краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – до 5 лет, долгосрочные – 15-20 лет, дальнесрочные – более 20 лет).
Принципы: альтернативности, верификации (проверяемости).
Метод Дельфи («Дельфийский метод», «Метод Дельфийского оракула») – технология применяющаяся для прогнозирования и экспертизы. Позволяет получить развернутый мнения об объективной реальности. Разработан в 1953 году Гордоном и Хилмером.