МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ




 
 


Мировая политика – самостоятельная отрасль знаний, изучающая политику на глобальном уровне, стремясь выявить тенденции мирового развития и политическую структуру современного мира.

Уровни мировой политики

- индивидуальный;

- уровень отдельного государства;

- глобальный

Мировая политика – ядро международных отношений.

Национальный интерес – осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства.

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз; способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

Геополитика – теория и политическая практика в основе которых лежит идея географической обусловленности отношений между государствами и другими субъектами (этносы, цивилизация) международной политики.

Сегодня геополитика – дисциплина, изучающая отношения между субъектами международных отношений по поводу распределения мирового пространства.

Классификация международных отношений (в соответствии с историей):

1 этап. Сверхдержава – концентрация могущества и ресурсов в руках одной страны (Др. Египет, Др. Китай).

2 этап. Блоковый принцип – мир распадается на 2 полюса (начиная с 17 века и проявляясь в нач. 20 века – «Атланта» - тройственный союз).

3 этап. 2 полюса, 2 сверхдержавы (начиная с 1917 – СССР и США), 2 блока (НАТО, Варшавский Договор).

4 этап. Многополюсность мира – разнообразие интересов и стремление их реализовать мирным путем (начиная с 1999 г).

Международные организации:

- ООН

- «Партнерство ради мира»

- Совет Европы

Основные международные документы:

- Китайский протокол

 

Политическая структура мира XXI века.

Факторы новой конфигурации мира:

1) Формирование системы однополярного мирового порядка (США – единственная сверхдержава);

2) Слияние национальных экономик в единую, общемировую (глобализация рынка);

3) Размывание государственного суверенитета, государств, наций (рост ТНК, неправительственных организаций, международной преступности и т.д.);

4) Крах прежней системы мировосприятия (новые фундаментальные ценности и смыслы человеческой цивилизации);

5) Нарастающий разрыв и материальная зависимость большинства от трех центров экономического развития – Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии.

Модели:

1 сценарий – модель мировой гегемонии США (Россия не может противостоять, нуждаясь в западных инвестициях, технологическом обновлении, допуске на мировую арену).

2 сценарий – биполярная структура: США – Китай (или ЕС, либо коалиция стран).

3 сценарий – многополярный мир, основанный на балансе сил: ЕС – НАФТА (Северо-Американская зона свободной торговли) – Восточная Азия (У России в этом отношении есть военные возможности влияния, но нет экономических и технологических ресурсов).

4 сценарий – параллельное существование семи цивилизаций: Западная, Латиноамериканская, Восточноевропейская, Мусульманская, Индуистская, китайская, Японская.


ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ


Методология познания политической реальности – комплекс правил и критериев, фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т.д.

Включает:

- методы, процедуры, процессы

- технические приемы и средства исследования и анализа, а также проверки и оценки данных.

Прикладная политология – составная часть и специфический уровень политологии. Сфокусирована на решении конкретных задач. Основное назначение – формулирование конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Субъекты – аналитики, эксперты, советники политических деятелей, пиар-мэны и т.д., связанные с выработкой политической линии и принятием властных решений.

Методы:

· наблюдение (внешнее и включенное);

· контент-анализ;

· опрос;

· игровой (конструирование ситуации);

· биографический;

· фактор-анализ;

· когнитивные карты – матрицы.

Наиболее распространенная сфера применения прикладной политологии – избирательные кампании, переговорочные процессы, выработка и принятие политических решений.

Политический маркетинг – политический рынок – способ выявления потребностей его участников на основе информации о том, что может быть воспринято как ожидания и в какой степени эти ожидания поддаются реализации (разновидность политической технологии).

Средства и методы воздействия: конверсионный, стимулирующий, развивающий.

Характер воздействия: противодействующий, наступательный, оборонительный, выжидательный, поддерживающий

Стадии:

1. Изучение конъюктуры: настроение групп, характер и типы реакций;

2. Выработка стратегии и тактики, программ, оценка вероятных результатов адресной группы;

3. Продвижение товара + политическая пропаганда.

Маркетинг избирательной кампании – оказание помощи политическим партиям и кандидатам при работе и проведении эффективной избирательной кампании.

Политическое прогнозирование – процесс разработки научнообоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности.

Типология:

1) по целям (поисковое, нормативное)

2) по срокам (оперативные – до 1 мес., краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – до 5 лет, долгосрочные – 15-20 лет, дальнесрочные – более 20 лет).

Принципы: альтернативности, верификации (проверяемости).

Метод Дельфи («Дельфийский метод», «Метод Дельфийского оракула») – технология применяющаяся для прогнозирования и экспертизы. Позволяет получить развернутый мнения об объективной реальности. Разработан в 1953 году Гордоном и Хилмером.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: