Дом Энгельгардта Невский пр. 30




Дома 1 - 9

Здания придворного конюшенного ведомства. В этой части здания размещалась 4-я рота Павловского полка.

Кан. Грибоедова, 2 а

Стиль – петровское барокко

Годы постройки – 1913 - 1915

Школа народного искусства. Архитекторы – Беспалый, Лансере. Последний набор учащихся был произведён в сентябре 1916 года. После февральской революции Временное правительство разместило здесь казармы Павловского полка. А уже в первые годы советской власти здесь открылся техникум кустарной промышленности. При нём существовал даже собственный музей. Во второй половине ХХ века в здании Школы народного искусства разместилось общежитие слушателей факультета повышения квалификации Ленинградского технологического института целлюлозно-бумажной промышленности.

В начале 2000-х годов проводилась капитальная реставрация здания. Над главным входом была восстановлена надпись: "Школа народного искусства Ея Императорского Величества государыни императрицы Александры Фёдоровны". Вновь открывшаяся Школа народного искусства была взята под патронаж Людмилой Путиной.

Канал Грибоедова, 2 Б

Корпус Бенуа. Русский музей

Архитектор – Леонтий Бенуа, Сергей Овсянников. Классицизм

Кан. Грибоедова, 4 Михайловский театр

Кан. Грибоедова, 6

Архитекторы: Лидваль Ф. И.  
Год постройки: 1896, 1909  
Стиль: Неоклассицизм  
  Возведен в 1870-х годах для служебных помещений и контор Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель». В 1909 году здание перестроили по проекту Федора Ивановича Лидваля, ученика архитектора Л.Н. Бенуа. Заказчиком являлась все та же фирма «Братья Нобель», с ее представителями зодчего связывал не только заказ о перепланировке старого здания, но и происхождение — он был швед по национальности, как и Нобели, крупнейшие промышленники, «нефтяные короли», изобретатели, долго жившие в России. Эммануэль Нобель (1801-1872)— изобретатель подводных мин — основал в Санкт-Петербурге механический завод. Людвиг Нобель (1831-1888) — конструктор станков. Он превратил основанный отцом завод в крупное машиностроительное предприятие (ныне «Русский дизель»). Совместно с братом Людвиг Нобель основал в Баку передовое по тем временам нефтепромышленное предприятие (с 1879 года — «Товарищество братья Нобель»). Сын Людвига Нобеля — Эммануэль (1859-1932) — в 1888-1917 годах возглавлял руководство всеми предприятиями семьи Нобель в России. Альфред Нобель (1833-1896), изобретатель динамита и баллистита, обрел мировую славу, он учредитель Нобелевских премий. Сейчас – банк СПб, центр недвижимости    

Кан. Грибоедова, 8

Стиль - классический

Классическое здание с шестиколонным портиком в центре, построенное в 1801 – 1805 г. по проекту Л. Руска для Коллегии иезуитов. В этом доме до 1815 г. размещался частный пансион, где воспитывались будущие декабристы Барятинский, Поджио, Свистунов.

Сейчас – музей эмоций, выставочный центр Арт-тир

 

Кан. Грибоедова, 9

Стиль - классицизм

Жилой дом, в котором в разное время проживало наибольшее число известных и выдающихся людей города.

Здание было построено в 1838 году по проекту архитектора А.И. Буржуа. Его передали в ведение музыкальных хоров и военных оркестров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полка. Там разместились музыканты и их семьи. В советское время зданию надстроили 2 этажа и отдали Всероссийскому союзу писателей.

В разное время в доме проживали М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, Н.А. Заболоцкий, В.А. Каверин, О.Д. Форш и другие. В квартире №119 сегодня работает музей-квартира Михаила Зощенко.

Сейчас – отель, школа танцев, музыкальная школа им. Сергея Слонимского

Кан. Грибоедова, 10

Стиль - эклектика

Дом был построен в 1823 году по проекту архитектора Краснопевкова Захара Филипповича. По центру здания выделяются массивные ворота, над ними располагается прямоугольный эркер. По краям фасад дома украшен полукруглыми эркерами, проходящими с третьего по пятый этаж. Строение дополнительно декорировано массивным выступающим карнизом. Впоследствии дом неоднократно перестраивался: в 1857 году архитектором Гребёнкиным, а в 1881 году архитектор Соловьев надстроил два этажа.

Сейчас – 21 век (центр подготовки экскурсоводов), гостиница «Невская перспектива», Сувениры

Дом 11

Стиль - эклектика

Первое здание на участке дома №11 по набережной канала Грибоедова (№6 по Малой Конюшенной улице) было построено в 1733 году. Это был небольшой деревянный дом, принадлежавший лазарету Конюшенного ведомства. В 1739 году обер-гофмаршалом Левенвольдом было получено разрешение от императрицы Анны Иоанновны на размещение здесь придворного госпиталя. Здесь было выстроено одноэтажное деревянное здание барачного типа, без канализации и вентиляции. В этом госпитале обслуживались в основном служащие дворцово-конюшенного ведомства.

В 1825 году здание было капитально отремонтировано, в госпитале устроили сточную канализацию и вытяжную вентиляцию, аптечное помещение.

В 1846 году здесь было построено новое четырёхэтажное кирпичное здание для больницы на 45 мужских и 15 женских коек. Автором его проекта стал архитектор Гофинтендантской конторы Придворного ведомства, академик Р. И. Кузьмин. Он придал своему творению фасад в стиле ранней эклектики. Здесь, кроме прочего, открыли женский и детский лазареты.

Следующая перестройка здания состоялась в 1888-1891 годах по проекту архитекторов В. П. Самохвалова и Н. А. Горностаева.

С 1888 года эта больница стала официально числиться госпиталем Дворцового ведомства. Здесь работали хирурги И. И. Греков, В. К. Оппель. К концу XIX века госпиталь насчитывал более 100 коек для терапевтических, хирургических и гинекологических больных. Несколько позже здесь открылось родильное отделение, в первом этаже расположилась аптека. Госпиталь был оборудован по последнему слову медицинской техники. Он принимал дворцовых поваров, дворников, лакеев, кучеров, конюхов, а также членов их семей. Лечение было бесплатным.

В июне 1918 года бывший дворцовый госпиталь, фактически работавший в качестве городской поликлиники, городские власти решили сделать узкопрофильным, направив его усилия на борьбу с венерическими болезнями. Этому воспрепятствовал старший врач госпиталя Владимир Августович Тиле. Он написал письмо в бывшее Министерство Императорского двора, в котором достаточно подробно описал госпиталь. Согласно этому описанию учреждение тогда обслуживало 115-117 коек. Левое крыло было занято больными, в правом располагались аптека и казённые квартиры для служащих. В подвальном помещении жили младшие служащие. Первый этаж занимали акушерское и гинекологическое отделения, родильное отделение, операционная, ванная, ватерклозеты и бельевая, канцелярия, приёмный покой, в двух комнатах вёлся амбулаторный приём, лаборатория для исследований, кабинет главного врача и дежурная [1, с. 224. 225].

Второй этаж занимало хирургическое отделение из трёх палат на 12 коек. Здесь же находились отдельные палаты по две койки в каждой и одна отдельная комната, рентгеновский кабинет.

На третьем этаже находилось детское и терапевтическое отделения.

Госпиталь был оборудован дорогими аппаратами и приборами, снабжался всем необходимым инвентарём. Доктор Тиле этим доказывал важность медицинского учреждения для города и нецелесообразность его перепрофилирования. Доводы врача оказались городскими властями услышанными.

17 сентября 1919 года Петроградский госпиталь был переименован в больницу имени Софьи Перовской.

Всего за четыре послереволюционных года хозяйство госпиталя пришло в полный упадок. Несколько раз вставал вопрос о его закрытии. Для отопления помещений не хватало дров. Из-за этого зимой в палатах температура достигала лишь 12-14 градусов тепла, а в коридорах и уборных было ещё холоднее. Вода не поднималась на третий этаж. Водопроводная сеть в целом была изношена, поэтому ванны не действовали, а уборные работали лишь частично. Многие помещения требовали капитального ремонта. Но больница всё-таки смогла продолжить своё существование.

В 1993 году больницу преобразовали в центр по лечению хирургических болезней. В 2000-х годах дом был приобретён страховой группой "Согаз".

Кан. Грибоедова, 12

Архитектор – Тур. Дата постройки – 1862 г. В особняке жила до своей смерти жила Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863) - вдова поэта Александра Пушкина. С 1998 года собственником фасадной части здания (без первого этажа и дворовых флигелей) является Jensen Group.

Сейчас – турагентство, апартаменты, ортопедический салон, ресторан «Евразия»

Кан. Грибоедова, 13

Стиль - эклектика

Инициатором строительства нового здания Санкт-Петербургского общества взаимного кредита стало правление банка во главе с Евгением Ламанским. Архитектором стал граф Павел Сюзор. Вместе с членом правления банка М. Н. Кобызевым он совершил поездку по Франции, Бельгии и Германии, чтобы ознакомиться с принципами строительства банковских зданий.

Участок для строительства здания был приобретён в 1887 году у купца Ф. Шопена за 205 тысяч рублей. Закладка здания состоялась 15 августа 1888 года в присутствии министра финансов Ивана Вышнеградского, а строительство началось 1 сентября 1888 года.

Официальное открытие здания состоялось 9 сентября 1890 года, но внутренняя отделка продолжалась до 1900 года. В 1914 году в вестибюле была установлена памятная доска в честь Е. И. Ламанского и П. Ю. Сюзора.

В 1917 году Общество взаимного кредита прекратило существование. В здании расположились мастерские художников и различные государственные учреждения. С 1945 года в нём располагалась областная контора Государственного банка СССР. К 1990 году здание пришло в плачевное состояние.

В 1990 году в здании разместился коммерческий агропромышленный банк Санкт-Петербурга, переименованный в 1993 году в Петроагропромбанк. В 1995 году зданию был присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения. После кризиса 1998 года в здании расположился банк «Первое общество взаимного кредита». В 2000 году началась реставрация здания.

В 2006 году банк «Первое ОВК» был присоединён к Росбанку, после чего финансирование реставрационных работ стало осуществляться за его счёт. 26 июня 2009 года по случаю завершения реставрационных работ была проведена презентация здания, на которой присутствовал председатель правления Росбанка Владимир Голубков. В галерее первого этажа была открыта художественная галерея.

Четырёхэтажное здание соединяет в себе различные стили европейского зодчества и украшено многочисленными скульптурами, создателями которых являются А. М. Опекушин и Д. И. Иенсен.

У подножия купола, который скрывает вытяжную трубу, находится скульптурная группа «Ника»: у ног богини победы Ники расположены бог торговли Меркурий и бог морей Нептун. В ризалите второй и третий этажи украшены арочным окном, по обе стороны от которого расположены женские фигуры. Над окном размещена надпись «Первое ОБЩЕСТВО ВЗАИМНАГО КРЕДИТА». Балконы поддерживаются атлантами. Богатым декором украшены оконные обрамления и фриз.

Также здание было хорошо оснащено с технической точки зрения. В нём была собственная электростанция, система парового отопления, вентиляция, лифты, водопровод, канализация, сигнализация, телефонная связь.

Сейчас – Росбанк, Интерпрогрессбанк, пансионат для пожилых людей

Дом 15

Стиль - эклектика

Участок принадлежал аптекарю К. И. Имзену. В 1855 – 1856 гг. здесь жил Некрасов.

  У него бывали И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, И. И. Панаев, А. А. Фет, П. В. Анненков, В. П. Боткин, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. М., В. М., и Л. М. Жемчужниковы, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Л. Н. Толстой. Сейчас – музей социалистического быта

Дом Энгельгардта Невский пр. 30

Классицизм

Участок на углу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) и Невского проспекта был застроен в 1759-1761 годах. Здесь архитектор Ф. Б. Растрелли построил трёхэтажный особняк для генерал-фельдцейхмейстера (начальник артиллерии) Александра Никитича Вильбоа.

В 1766 году дом Вильбоа перешёл генерал-фельдмаршалу князю Александру Михайловичу Голицыну. Он пользовался вниманием Екатерины II, которая часто у него гостила. С 1780 года князь был петербургским генерал-губернатором. После смерти Голицына в 1786 году его наследники пытались продать дом, который был единственным имуществом Александра Михайловича. Покупатели долгое время не находились, продавцы цену сбавлять не хотели. Поэтому ими было принято решение сдавать особняк в наём.

Арендатором стал французский эмигрант, антрепренёр Иосиф Лион. Он начал устраивать в роскошных просторных залах особняка Голицыных платные маскарады. А в дни Великого поста, когда все увеселительные мероприятия запрещались - концерты. Вечера у Лиона были крайне популярны. Однако, после прихода к власти Павла I, подобные мероприятия оказались запрещены. Первое время Лион пытался изменить проведение балов и маскарадов согласно новым правилам жизни. Но с такими изменениями посетителей здесь становилось всё меньше. В итоге "вечера у Лиона" прекратили своё существование.

В 1799 году наследники Голицына наконец сумели найти покупателя. Дом приобрёл купец-миллионер М. С. Кусовников. Этот господин остался замечен в истории в том числе благодаря одной из своих манер развлекаться. Переодевшись в длиннополый крестьянский зипун, лапти, с берестяным лукошком наполненным овощами и яйцами, он гулял по Невскому проспекту. Дойдя до одного из ювелирных магазинов, он проходил в зал и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить из магазина сего посетителя, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и наблюдал за реакцией продавцов. Приняв извинения, купец покупал одну из самых дорогих вещей и шёл далее к другому магазину.

Сразу после покупки дома Голицыных Кусовников передал его своей дочери Ольге Михайловне. Она же в свою очередь сдавала помещения Петербургскому филармоническому обществу, учреждённому в 1802 году придворным банкиром А. А. Ралем. Здесь устраивались симфонические концерты, в программе были Франц Иосиф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт. В зале особняка выступал певческий хор капеллы под руководством Д. С. Бортнянского.

26 мая 1824 года в зале особняка впервые в Петербурге звучала месса Бетховена, а в 1836 году - его Девятая симфония. Говорят, что во время её исполнения на ступеньках зала сидел М. И. Глинка и плакал.

На первом этаже в 1823-1829 годах работала книжная лавка издателя И. В. Сленина. Её посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев. В издательстве Сленина было издано сочинение Н. М. Карамзина "История государства Российского". Только за первый месяц продаж сочинения разошлось более 3000 экземпляров. Для того времени - огромный тираж. Заведение Сленина переехало отсюда только при перестройке здания в 1829 году, в дом напротив (№27).

Ольга Михайловна была одной из самых выгодных партий для петербургских женихов. В 1828 году она вышла замуж за барона-миллионера, с состоянием в 27 миллионов рублей, Василия Васильевича Энгельгардта, внучатого племянника князя Г. А. Потёмкина.

Для молодой семьи в 1829-1830 годах дом перестраивался по проекту П. П. Жако, который надстроил его четвёртым этажом. С тех пор фасад здания имеет классические формы. Архитектором был изменён не только фасад, но и планировка особняка. В оформлении интерьеров участвовали В. Г. Ширяев и его ученик Т. Г. Шевченко. Среди новых помещений особо выделялись Парадная лестница, Готическая и Китайская гостиные, концертный зал с прекрасной акустикой. Залы украшала мебель из карельской берёзы и красного дерева.

Энгельгардт продолжал устраивать здесь музыкальные вечера и балы-маскарады. Василий Васильевич был известным меценатом, дружил с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. И. Глинкой, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, не редко посещавшими увеселительные мероприятия в этом доме. Сами Энгельгардты здесь не жили. Первый этаж сдавался под магазины и рестораны. В верхних трёх этажах находились квартиры. Верхние два этажа лицевого корпуса занимала гостиница.

После перестройки здания проводимые здесь маскарады были мало посещаемы. Публика, по всей видимости, всё ещё испытывала страх перед старым запретом властей на подобные мероприятия. Энгельгардту пришлось пригласить на одно из них представителей императорского дома. Маскарад посетил император Николай I со своим братом великим князем Михаилом Павловичем, герцогом Вюртембергским и принцем Альбертом Прусским. После этого визита посещаемость маскарадов резко возросла, а Николай I со своей женой Александрой Фёдоровной ещё не раз навещали этот дом.

Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" происходят именно здесь.

В 1835 году привилегия на проведения маскарадов отошла дирекции императорских театров. С тех пор дом Энгельгардта продолжил своё существование как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, среди которых в 1843 году был Ф. Лист. На сцене концертного зала выступали Рихард Вагнер, Иоганн Штраус. Частым посетителем концертов был А. С. Пушкин.

Дом Энгельгардта посетил Александр Сергеевич Пушкин в один из последних дней перед роковой дуэлью. Свидетелем этого стал молодой Иван Сергеевич Тургенев:

"Пушкина мне удалось видеть всего ещё один раз за несколько дней до его смерти на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висящие бакенбарды, тёмные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей и кудрявые волосы. Он и на меня бросил беглый взор. Бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное. Он словно с досадой повёл плечом. Он вообще казался не в духе и отошёл в сторону".

2 февраля 1838 года в доме Энгельгардта прошло торжественное празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия литературной деятельности Ивана Андреевича Крылова. Министр народного просвещения С. С. Уваров на этом вечере вручил юбиляру орден Святого Станислава второй степени.

В 1845-1850-х годах в доме Энгельгардта размещалась книжная лавка А. Ф. Смирдина. В середине XIX века госпожа Энгельгардт стала устраивать здесь не только симфонические вечера. Всё чаще в этом особняке проводились цыганские концерты, выставки иллюзионистов. Здание долго не ремонтировалось, ветшало. В конце 1846 года Ольга Михайловна продала этот дом.

В 1850-1860-х годах дом принадлежал вдове надворного советника Е. В. Ольхиной. В 1856 году здесь произошёл сильный пожар. Полностью выгорели концертный зал и работавший здесь с 1846 года "Энциклопедический базар русских мануфактурных изделий". В 1859 году в практически заново отстроенном здании открылось Купеческое собрание.

На первом этаже открывались книжные лавки. В 1859 году здесь разместился магазин издателя и книготорговца А. Ф. Базунова, в 1870-1890-х годах издательство Л. Ф. Пантелеева. В доме продолжали устраивать собрания, дворянские вечера. В 1869-1900-х годах здесь работал Учётно-ссудный банк. В 1880-х годах архитекторы Р. Б. Бернгард и П. В. Алиш выполнили в доме Энгельгардта ряд переделок. Во дворе было построено банковское хранилище. В 1896 году для Учётно-ссудного банка помещения здания реконструировал Л. Н. Бенуа. Многие помещения особняка были приспособлены под нужны финансового предприятия. Большой зал был превращён в операционный. Несмотря на настойчивые пожелания заказчика переделать фасады, Бенуа оставил их такими, какими задумывал П. Жако. Совместно с банком помещения в доме Энгельгардта занимали конторы торгового дома "Братья Шапшал", кондитерской фирмы "Жорж Борман", пароходного общества "Кавказ и Меркурий", парфюмерного предприятия "Брокар", цветоводства Г. Ф. Эйлерса, кондитерская "Рабон".

После 1917 года здесь стали работать различные советские государственные учреждения. Кроме них в доме Энгельгардта стали открываться кафе, ювелирные магазины. С образованием в 1921 году филармонии под её Малый зал отдаётся Лионова зала особняка Энгельгардта. Другие помещения занял институт "Гипроникель". В 1929-1937 годах в этом доме жил М. И. Кошкин - конструктор танка "Т-34".

В ноябре 1941 года центральную часть здания разрушила бомба. Через год завалы закрыли фанерными щитами с рисунком фасада. Восстановлен дом в 1944-1948 годах, одним из первых в городе (архитекторы В. А. Каменский, А. А. Лейман). 15 мая 1949 года здесь возобновил работу Малый концертный зал имени М. И. Глинки Ленинградской государственной филармонии.

В 1967-1968 году в здание встроили вестибюль станции метро "Невский проспект". На время строительства вестибюля метро пришлось разобрать западную часть дома. При этом фасад и интерьеры были полностью воссозданы.

В 1995 году в доме Энгельгардта открылся международный бизнес-центр "Невский, 30".

Малый зал филармонии им Глинки

Невский пр., 28

Стиль - модерн

Шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов[1]. Однако такой проект, формально не нарушая императорского указа[2] о предельной высоте жилых частных зданий в Санкт-Петербурге (11 саженей, то есть 23,47 м), противоречил петербургским градостроительным традициям. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта устремлённая ввысь башня и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского cобора и Спаса на крови, возвышающихся близ Невского проспекта.

При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы — крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.

Здание было оформлено в стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры авторства А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию — основной профиль компании «Зингер», другие работы выполнял скульптор Артемий Обер.

До 1917 года здание принадлежало компании «Зингер»; в 1904—1911 годах значительная часть помещений арендовалась Санкт-Петербургским частным коммерческим банком]. В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США[4]. С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 года — «Лениздат»), а в 1920-е — 1930-е годы — и другие издательства. Также в здании велась книжная торговля, а с 1938 года в нём располагается «Дом книги».

С 2004 по сентябрь 2006 года здание находилось на реконструкции, которую по согласованию с Росохранкультурой и КГИОП осуществляло ЗАО «Петербургское агентство недвижимости (ПАН)», заключившее с КУГИ договор на долгосрочную аренду этого здания. С ноября 2006 года в нём вновь функционирует «Дом книги», занимающий часть здания, в то время как другую часть помещений ЗАО «ПАН» сдаёт в аренду[5].

На трёх верхних этажах дома компании «Зингер» расположен офис компании «ВКонтакте».

 

 

Деяния Александра II

· Заключение мира, положившего конец Восточной войне 1853 – 1856 гг.

· Присоединение к России Амурского и Уссурийского края

· 19 февраля 1861 г. освобождение крестьян от крепостной зависимости

· Преобразование Государственного контроля

· Развитие сети железных дорог и телеграфов

· Ограничение телесных наказаний

· Положение о земских учреждениях

· Закон о «представлении печати возможных облегчений

· Покорение Кавказа, окончание Кавказской войны в 1864 г.

· Положение о начальных народных училищах

· Уставы Гимназий, реальных училищ, университета

· Возвращение Россиею своих Державных прав на Чёрном море

· Всеобщая воинская повинность

· Война за освобождение Балканских христиан 1877 – 1878 гг.

· Воссоединение с Россией участка Бессарабии

· Присоединение Карса и Батума

· Независимость Румынии, Сербии и Черногории, освобождение Черногории

· Завоевание Средней Азии 1860 – 1881 гг.

 

Художники: Васнецов, Рябушкин, Харламов, Беляев, Шаховский, Бодаревский, Нестеров

 

Строительство храма 1883 - 1907

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: