МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА: «Композитные пломбировочные материалы. Систематика, состав, свойства, показания к применению»
Объем учебных часов – 1 академический час
Курс - 2
Семестр - 4
Алматы, 2012 г.
Составитель: к.м.н. Смагулова Е.Н.
Обсуждены на заседании модуля пропедевтики терапевтической стоматологии
Протокол №_____ от «____»____2012 г.
Утверждены руководителем модуля пропедевтики терапевтической стоматологии
д.м.н., профессор ________________ А.А.Баяхметова
1. Тема № 10. Композитные пломбировочные материалы. Систематика, состав, свойства, показания к применению.
2. Цель:
А) формировать знания по:
- Систематике композитных пломбировочных материалов;
- Составу композитных пломбировочных материалов;
- Свойствам композитных пломбировочных материалов;
- Достоинствам и недостаткам композитных пломбировочных материалов;
- Показаниям к применению композитных пломбировочных материалов;
- Методике приготовления и наложения композитных пломбировочных материалов;
- Особенностям отделки пломб из композитных пломбировочных материалов
Б) формировать операциональные навыки по:
- Методике наложения постоянной пломбы из композитного пломбировочного материала;
В) развивать коммуникативные навыки путем:
- введения новых терминов: «композитный пломбировочный материал», «адгезия», «реставрация», «реконструкция», «трансформация», «мономер», «БИСГМА», «ТЭГДМА», «УДМА», «силаны», «макрофилы», «микрофилы», «гибриды», «наполнитель», «жидкотекучий композит», «ормокеры», «конденсируемые композиты».
Д) развивать мотивацию студентов к изучению раздела «Композитные пломбировочные материалы. Систематика, состав, свойства, показания к применению»
|
3. Задачи обучения:
1. дать понятие о композитном материале;
2. рассмотреть классификацию композиционных пломбировочных материалов;
3. рассмотреть состав, основные свойства, достоинства и недостатки композитов;
4. определить показания и противопоказания к применению самоотверждаемых и светоотверждаемых композитных материалов
5. демонстрировать этапы пломбирования кариозной полости самоотверждаемыми композитами.
6. демонстрировать этапы пломбирования кариозной полости светоотверждаемыми композитами.
4. Основные вопросы темы:
1. Классификация композиционных пломбировочных материалов (КПМ) (по форме выпуска, способу отверждения, размеру частиц, степени наполнения и т.д.).
2. Состав композитов, основные свойства, достоинства и недостатки композитов.
3. Органическая составляющая КПМ,состав, основные свойства.
4. Неорганический наполнитель наполнитель кампозита, основные свойства.
5. Поверхностно-активные вещества – понятие, свойства.
6. Показания и противопоказания к применению композитных материалов.
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, разбор случаев, работа в малых группах, обратная связь со студентами, дискуссии, анализ клинических ситуаций, демонстрация, наблюдение.
Средства обучения: комплект композиционных пломбировочных материалов светового и химического отверждения, комплект стоматологических инструментов. фотополимеризационная лампа, фантомные блоки, атлас по фантомному курсу терапевтической стоматологии.
|
• Примерный хронометраж занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание этапа занятия | Методы обучения | Методы контроля (по выбору преподавателя) | Время, отведенное на этап |
1. | Вводный этап | Приветствие, перекличка, оглашение темы, мотивационной характеристики, целей и задач занятия. | 5 минут | ||
2. | Контроль исходного уровня подгото-вки | Определение исходного уровня знаний. | 1.Устный опрос 2.Письменный опрос 3.Уплотненный опрос 4.Блиц-опрос 5.Тестирование | 20 минут | |
3. | Основ-ной этап | Преподаватель объясняет и демонстрирует само- и свето- отверждаемые композиционные материалы. | Объяснение, демонстрация, | 20минут | |
Студенты работают в малых группах (по 2-3 человека) из предложенных пломбировочных материалов обосновывают выбор КПМ в соответствии с принятой систематикой. | Работа в малых группах | 1.Прямое наблюдение за коммуникатив-ными и операциональными навыками | |||
Студент в альбоме составляет схему «Сравнительной характеристики композиционных пломбировочных материалов» | Выполнение задания в альбоме | Прямое наблюдение за операциональными навыками | |||
4. | Этап провер-ки качества | 1.Заключительный контроль 2.Предоставление обратной связи 3.Заполнение оценочных рубрик (чек-листов), подсчет баллов. 4.Оглашение оценок и выставление их в учебный журнал. 5. Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия. | Блиц-опрос | 5 минут | |
Итого |
6. Рекомендуемая литература:
Основная:
|
1.Боровский Е.В., Макеева И.М., Вагнер В.Д. Терапевтическая стоматология. 3-е изд., перераб и доп.- М., 2002. – 544 с.
2.Боровский Е.В. Кариес зубов: препарирование и пломбирование.- М., 2001.- 144 с.
3.Боровский Е.В. Фантомный курс - Москва, 2005. – 250 с.
4.Борисенко А.В. Кариес зубов. – Киев: Книга плюс, 2005 – 344 с.
5.Магид Е.А., Мухин Н.А. Атлас по фантомному курсу.- М.Медицина.- 2005. – 342 с.
Дополнительная:
1.Борисенко А.В., Непрядько В.П. Композиционные пломбировочные материалы в стоматологии – Киев:Книга плюс, 2001 – 200 с.
2.Дмитриева Е.Н. Азбука пломбировочных материалов. - М., 2006. – 240 с.
7.1 Оценка когнитивной компетенции:
Вопросы:
1) Что собой представляет композитный материал?
2) Назовите классификация композиционных пломбировочных материалов по форме выпуска.
3) Как различают композиты по способу отверждения?
4) Как различают композиты по размеру частиц?
5) Как различают композиты по степени наполнения?
6) Что входит в состав композитного материала?
7) Какова функция силанов?
8) Что собой представляет органическая составляющая композита?
9) Что собой представляет неорганический наполнитель композита?
10) Каковы основные свойства, достоинства и недостатки самоотверждаемых композитов?
11) Каковы основные свойства, достоинства и недостатки макрофильных композитов?
12) Каковы основные свойства, достоинства и недостатки микрофильных композитов?
13) Каковы основные свойства, достоинства и недостатки гибридных композитов?
14) Каковы показания и противопоказания к применению самоотверждаемых композитных материалов?
15) Каковы показания и противопоказания к применению светоотверждаемых композитных материалов?
Задания в тестовой форме:
Задание №1
В состав неорганического наполнителя композита входят все перечисленные ниже химические соединения, КРОМЕ:
1. бариевого стекла
2. кварца
3. фарфоровой муки
4. оксида цинка
5. диаксида кремния
Задание №2
В роли инициатора полимеризации самоотверждаемых композитов выступает:
1. перекись бензоила
2. камфарохинон
3. камфарофенол
4. перекись водорода
5. гипохлот натрия
Задание №3
В роли инициатора полимеризации светоотверждаемых композитов выступает:
1. перекись бензоила
2. камфарохинон
3. камфарофенол
4. перекись водорода
5. гипохлот натрия
Задание №4
Фотополимерный композит, содержащий частицы неорганического наполнителя размером от 0,001 до 1мк относят к:
1. макронаполненным
2. микронаполненным
3. мининаполненным
4. гибридным
Задание №5
Фотополимерный композит, содержащий частицы неорганического наполнителя размером до 1мк относят к:
1. макронаполненным
2. микронаполненным
3. мининаполненным
4. гибридным
Задание №6
Фотополимерный композит, содержащий частицы неорганического наполнителя размером до 1 мк относят к:
1. макронаполненным
2. микронаполненным
3. мининаполненным
4. гибридным
Задание №7
Фотополимерный композит, содержащий частицы неорганического наполнителя размером от 12 до 20 мк относят к:
1. макронаполненным
2. микронаполненным
3. мининаполненным
4. гибридным
Задание №8
К достоинству макрофилов относят:
1. Прозрачность
2. Хорошую полируемость
3. Высокую механическую прочность
4. Высокую цветостойкость
5. Низкую абразивность
Задание №9
К достоинству микрофилов относят:
1. Большую прочность
2. Большую абразивность
3. Высокую механическую прочность
4. Хорошую полируемость
5. Низкую токсичность
7.2 Оценка операциональной компетенции проводится - по результатам выполнения заданий.
7.3 Оценка аксиологической компетенции (коммуникативных навыков) – прямое наблюдение за коммуникативными навыками.