Каким образом будет происходить процесс усвоения Ведического знания, если я приму истинного духовного учителя?




Урок 3.

«КАК ПОСТИЧЬ ВЕДЫ?»

 

 

Как получить Ведическое знание?

 

Существует два пути или две позиции человека, приступающего к изучению Вед:

 

1. ароха-пантха – восходящий путь получения знания

 

2. авароха-пантха – нисходящий путь получения знания

 

Восходящий метод получения знания состоит в том, что человек не обращается к авторитетам, а пытается осознать истину путем собственных усилий или рассуждений, т.е. целиком полагается на свои собственные чувства и ум. При этом он делает общий вывод, основываясь на нескольких частных случаях. Например, если вы хотите проверить, смертен человек или нет, можно провести определенные исследования, то есть попытаться определить в каждом конкретном случае, смертен ли данный человек, и так около 8 миллиардов раз. Но, даже проведя такое исследование, при этом можно продолжать думать, что где-то есть человек, который никогда не умрет, просто вы пока еще его не встретили. При таком — восходящем — подходе всегда остается некоторая неопределенность, что делает знание относительным.

Используя нисходящий метод познания, человек принимает знания из авторитетного источника. При этом делается частный вывод, основанный на общем правиле. Например, в Ведах сказано, что человек смертен. Поэтому вы не экспериментируете, а просто принимаете как факт, что каждый человек смертен. Такой вывод всегда будет абсолютно точен и верен. Воспользовавшись этим методом можно получить точное знание.

Таким образом, чтобы получить запредельное Ведическое знание, человек должен поставить себя в позицию ожидания милости свыше, или принять путь авароха-пантха. Именно так воспринимается шабда – духовный звук. Но если человек полагается на свои несовершенные чувства и ум (пратьякша и анумана), он никогда не сможет получить знание Вед, ибо это позиция гордого человека. Не заняв смиренного положения невозможно получить даже простое обыденное знание, не говоря уже о знании Абсолютной Истины.

 

Но что буквально, на практике, означает принять авароха-пантху?

 

Это означает принять руководство духовного учителя. Сам Господь говорит в Бхагавад-гите (4.34):

 

Тад виддхи принипатена

Парипришнена севайа

Упадекшйанти те джнанам

Джнанинас таттва-даршинах

 

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».

 

Таким образом, авароха-пантха – это путь, встав на который мы надеемся на милость Господа и мы получаем ее через милость духовного учителя.

В Шветашватара Упанишад 6.23 говорится:

 

Йасйа-деве пара бхактир

Йатха-дева татха гурау

Тасйаите катхита хй артхах

Пракашанте махатманах

 

«Только тем великим душам, которые имеют непоколебимую веру одновременно и в Господа и в духовного учителя, все заключения Вед открываются сами собой».

Каким образом будет происходить процесс усвоения Ведического знания, если я приму истинного духовного учителя?

 

Если человек принимает истинный метод усвоения Ведического знания — авароха-пантху, его обучение будет проходить через пять ступеней:

 

1. Познание через собственные чувства (пратьякша). Наблюдая, слушая и следуя примеру духовного учителя, ученик очищается. Духовного учителя называют ачарьей – тем, кто своим примером учит, как следует постигать Ведическое знание. Это доступно восприятию любого человека.

 

2. Познание через чувства другого человека (парокша). Подражая поведению духовного учителя, ученик переходит от пратьякши ко второму уровню познания, называемому парокшей. Парокша – это непрямое познание, мы видим истину глазами другого, более совершенного в духовном отношении человека.

 

3. Непосредственное, прямое познание (апарокша). Под руководством духовного учителя, ученик слушает и повторяет авторитетные свидетельства (Священные писания), избегая неточных толкований. Так к нему постепенно приходит философское понимание и видение, основанное на этом понимании. Апарокша – прямое познание путём усвоения знания, услышанного из достоверного источника, которое иногда определяется как «осознание» или «реализация». На этой ступени человек пользуется ануманой (логикой и рассудком). Однако это не та анумана, что представляет собой измышления, подверженные четырём недостаткам живого существа. Это философские рассуждения ученика, который строго следует примеру и наставлениям духовного учителя.

 

4. Откровение (адхокшаджа). Апарокша приводит ученика на четвёртый уровень постижения Ведического знания, называемый адхокшаджа. Это слово состоит из двух: адхах, что значит «вниз» и акша-джа, что значит «порождённый чувствами». Смысл этого понятия в том, что адхокшаджа заменяет собой (буквально «сталкивает вниз») всё знание, порождённое чувствами и умом. Уровень адхокшаджи уникален тем, что знание воспринимается таким, как оно изначально представлено в Ведах. Иначе говоря, на этом уровне получаемое человеком Ведическое знание минует несовершенную «прослойку» чувств и ума. Только с этого уровня человек способен выйти на пятый уровень, ибо здесь его разум более не покрывает пелена неверного восприятия.

 

5. Духовное видение (апракрита). На пятом и последнем уровне ведического познания человек начинает созерцать истинную духовную реальность и божественные деяния Абсолютной личности, которые никак не связаны с механическими функциями материальной природы. Апракрита – это уровень духовной деятельности. Слово апракрита буквально значит «нематериальный», то есть находящийся за пределами материальной природы.

 

Так человеку, вставшему на путь истинного постижения знания (авароха-пантха), шаг за шагом открывается сокровеннейшая тайна его истинной духовной сущности.

В Бхагавад-гите (9.2) об этом знании говорится следующее:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: