Швеция – это туманное море со множеством мелких прибрежных островов и изрезанный неглубокими заливами берег, это еловые, березовые и сосновые леса, мхи, лишайники и вереск, чистые прозрачные озера и реки, гранитные скалы и валуны. Здесь природа служит образцом сдержанной, лаконичной красоты: бледно-серое северное небо, сочная зелень травы и хвои, темные массивы гранита, белые паруса яхт и чайки над морем. Красота северной страны неброска и сурова, но, если вглядишься в нее – она завораживает.
В начале XVI века Швеция стала независимым королевством, которое в результате завоевательных войн за два века значительно раздвинуло свои границы в районе Балтийского моря. И, как следствие роста могущества страны, начинается бурное строительство. Многочисленные дворцы и поместья строили архитекторы, прошедшие обучение во Франции и Италии, но чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.
Традиционное шведское жилище было в основном деревянным. Только области бедные лесом покрыты фахверковыми сооружениями. Усадьба состояла из жилого дома и хозяйственных построек, объединенных вокруг двора. Архитектура крестьянской усадьбы и деревянных колоколен, складов и гостиниц отличается строгой простотой и скупым декором.
Для жилых помещений с низким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. В домах шведских бондов (свободных крестьян) прямоугольная кровать делалась в виде алькова, у которого стенки с окошками подпирали потолок. Обычно кровать, больше напоминавшая шкаф, ставилась в угол – для тепла и имела соломенную перину. Стены комнат покрытые деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов. Собственно делалось это не для красоты. Деревянные дома покрывались специальным раствором от сырости, который и придавал дереву красный оттенок.
|
Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своих предков. В столице страны создан уникальный музей-заповедник под открытым небом, Скансен, куда были свезены все сохранившиеся с разных эпох жилые постройки. Здесь есть и потемневшие от времени крестьянские деревянные дома, и особнячки зажиточных купцов, и дома из дворянских поместий. А «население» в национальных костюмах занято традиционными ремеслами: гончарным, кузнечным, ткачеством. В этом музее собрана почти вся история страны.
Средневековые замки, по понятной причине не вошедшие в музей, представляли собой скорее оборонительные, чем жилые сооружения. Это мощные каменные крепости с высокими башнями и узкими окнами. Но интерьеры их менее суровы. Стены покрыты росписью, воспроизводящей растительные мотивы и до половины высоты оформлены резными деревянными панелями. Украшением стен также служило оружие и охотничьи трофеи.
С XVII века началась перепланировка и застройка столицы – Стокгольма. Строится знаменитый Королевский замок – воплощение в архитектуре славы и мощи северной воинственной державы. А спустя столетие шведская архитектура оказалась под влиянием европейских стилей – классицизма и рококо. Произошло это в эпоху короля Густава, правившего всего двадцать лет с 1770 по 1790 годы, но сформировавшийся в этот период времени стиль, названный густавианским, господствовал в Швеции вплоть до половины девятнадцатого века, и приобрел популярность не только на родине, но во Франции и в Италии – этих искушенных законодательницах мод. Более того, густавианский стиль оказал существенное влияние на дальнейшее развитие шведского дизайна мебели и интерьеров.
|
Своеобразие этого стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Неповторимое обаяние густавианского стиля до сих пор имеет множество поклонников. И современные шведские интерьеры с белыми стеллажами и шкафами, дверцы которых сделаны из матового стекла, белыми стульями, открытыми полками, со светлым дощатым полом, с диванами, покрытыми льняными чехлами, с большими окнами, пропускающими в комнату много света, с легкими прозрачными занавесками тоже кажется «дышат» временем ГуставаIII.
|
Резюме. В этой главе мы узнали об историческом стиле страны. Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своих предков, даже чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.
Архитектура и дизайн
К бронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. – каменные стелы, богатейший плетёный орнамент «звериного стиля» на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к «эпохе викингов» (кон. 8 – середина 11 вв.) – также каркасные постройки, повествовательные сцены на стелах. В 11–12 вв. строились грузные каменные церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13–15 вв. – готические храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. – замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В средние века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились городские дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж. де Ла Балле, Н. Тессин Старший, Н. Тессин Младший); наряду с немецкими, французскими, нидерландскими художниками работали шведские мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К.Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю.Т. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (Н. Лафренсен), так и в буржуазно-нравоучительном духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистический портрет (А. Рослин, К.Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П.А. Халль). Новые городские районы получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразительном искусстве 1-й половины 19 в. совершается поворот к романтизму, растет интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы Н. Бломмер, Э. Лундгрен, М. Ларсон, скульптор Ю.П. Мулин). Развитие реализма во 2-й половине 19 – начале 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистических картинах Б. Лильефорса. Развивалась и официальная историческая живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с национально-романтическими устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассические направления (арх. Р. Эстберг, И. Тенгбом) и школа современной архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад шведских архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торгово-общественных центров), жилых районов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтической символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, посвященные важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символического характера. Техническая виртуозность, острота наблюдений отличают графические работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга.
Резюме. Несмотря на длительную историю архитектуры и дизайна в Швеции распространены различные модернистские течения – от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немес, Т. Ренквист) до поп-арта, концептуального искусства, гиперреализма.
Цветовые предпочтения
Для крестьянских усадьб с низким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. Стены комнат покрытые деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов.
Своеобразие густавианского стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Швеция является страной, простого и элегантного дизайна интерьера. В яркой, хорошо сфотографировала презентации, писатель Шерил жизни MacLachlan прекрасно охватывает суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства, и свежего фолк-арт шарм. Гостиная, спальня, столовая, кухня, и каждый заслуживает глава заполняется идеями по поводу стен, полов, окон, цвета, ткани, освещения и мебели. Разбросаны по всей являются советы по оформлению, такие как передача декоративный мотив к стене, установка привлекательным стол, и перемешивание собственные краски для аутентичный вид.
Резюме. Суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства. При этом современный дизайн обладает тремя качествами: он ярок, полон радости и неистребим.