Культурное наследие страны




Литература и драма. Многие современные шведские авторы создают шедевры, представляющие собой причудливую смесь из экспериментальной логики и экскрементального материализма. Глубина экскрементализма и высота полета логической мысли бывают настолько велики, что ни один критик, не говоря уже о читателе, не посмеет подвергнуть подобный опус критике из опасения прослыть профаном и невеждой. В шведской словесности есть несколько путеводных маяков, которые помогают находить дорогу в этом тумане и по-прежнему привлекают к ней внимание за рубежом. Одно из таких светил – Август Стриндберг, поставивший с ног на голову всю мораль XIX века и развенчавший такие считавшиеся непоколебимыми ценности, как брак и патриотизм. А крестьянский мальчик Нильс Хольгерссон, герой сказочной повести Сель-мы Лагерлёф, вошел в историю воздухоплавания благодаря своему путешествию по небесам Швеции на спине гуся. Среди писателей XX века известностью пользуются Вильгельм Муберг и Свен Дельблан, отправившие своих героев на поиски лучшей доли в Новый Свет, в Северную Америку. Самым значительным шведским литературным хитом является «Пеппи – Длинный Чулок» Астрид Линд-грен.

Пресса. Ведущие шведские газеты – это утренняя «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter) и вечерняя «Афтонбладет». Эти два издания задают тон всем остальным средствам массовой информации и, старательно обходя содержательную часть новостей, сосредоточиваются главным образом на форме изложения и на формальных деталях. Не спеша просветить шведов относительно самой сути событий, происходящих в политической, экономической и экологической сферах, шведские газеты отводят целые полосы тщательному разбору разных процедурных вопросов, тактике ведения переговоров и всяким прочим политическим игрушкам. К развлечениям относятся всевозможные попытки сместить правительство, а остроумие допускается только в карикатурах. Самым популярным периодическим изданием в Швеции является диснеевский «Дональд Дак» (в России этот детский журнал выходит под названием «Микки Маус»).

Телевидение. Шведское телевидение не рассчитано на то, чтобы просвещать или развлекать зрителей. Тем не менее иностранцам оно кажется достаточно занятным, даже забавным, поскольку ведущие программ новостей или викторин, а также люди, удостоившиеся чести быть допрошенными телеинтервьюерами, выглядят ужасно напуганными, а оттого весьма смешными.

А каждый субботний вечер перед экранами телевизоров усаживаются четыре миллиона шведов (половина населения страны), чтобы в течение трех часов неотрывно смотреть лотерею «Бинп» (Bingo Lotto). В общих чертах «Бинго» напоминает1 самую обычную лотерею типа «лото». Что делает игру в «Бинго» необычной – так это фигурирующие в ставках суммы и сами призы. Призовой фонд каждую неделю составляет около пяти миллионов долларов. Основные призы достаются счастливчикам, которым удается дозвониться в студию и по телефону выйти в эфир. Подход к этой игре и призам в ней можно назвать типично шведским, поскольку большая часть выигрышей – это не наличные деньги, а вещи или услуги.

Кино. Швеция похожа на большой Диснейленд. С внешней стороны она напоминает сказку, в которой беззаботные люди ведут почти райскую жизнь. Но за этой идиллией скрывается другая сторона этой жизни. За видимостью спокойного и привольного существования в Швеции прячется то, что наполняет шведов жизнью – Шведская Душа.

Первые документальные съёмки в Ш. были осуществлены немецким кинематографистом М. Складановским. В 1897 несколько документальных и игровых картин снял швед Н. Петерсон. Регулярное производство фильмов началось в 1907. Шведская классическая киношкола 1910–20‑х гг. оказала значительное влияние на мировой кинематограф. Виднейшие её представители – В. Шёстрём («Забастовка», 1914, «Терье Виген», 1916, по Г. Ибсену, «Сыновья Ингмара», 1918, по С. Лагерлёф) и М. Стиллер («Когда умирает любовь», 1913, «Песнь о багрово-красном цветке», 1918). В 30‑е гг. выпускались преимущественно салонные мелодрамы и комедии («На солнечной стороне», 1935, и «Единственная ночь», 1939, режиссёр Г. Муландер). Значительным явлением мирового киноискусства стало творчество крупнейшего режиссёра И. Бергмана, в фильмах которого нашли отражение трагического противоречия капиталистического общества, его бездуховность и античеловечность («Вечер шутов», 1953, «Земляничная поляна», 1957, «Лицо», 1958, «Молчание», 1963, «Персона», 1966, «Крики и шёпот», 1972, «Лицом к лицу», 1976). В 1977 в Мюнхене он снял антинацистский фильм «Змеиное яйцо».

В 1960–70‑х гг. в кино пришла группа молодых режиссёров, фильмы которых затрагивают животрепещущие социально-экономические проблемы: положение рабочих («Вороний квартал», 1965, «Одален‑31», 1969, «Джо Хилл», 1971, режиссёр Б. Видерберг), проблемы молодёжи («Ула и Юлия», 1967, и «Мечта о свободе», 1969, режиссёр Я. Хальдофф, «Эльвира Мадиган», 1967, режиссёр Видерберг, «Любовная история», 1970, режиссёр Р. Андерсон). Мировое признание получили фильмы для детей – серия картин У. Хельбома по книгам А. Линдгрен о Пеппи (1968–71) и «Карлсон на крыше» (1974). Вместе с тем для ряда режиссёров характерно откровенно натуралистические изображение сексуальных отношений, подменяющее раскрытие причин духовной деградации шведского общества, фильмы Т. Викмана, Б. Форслунда, Б. Торна. В 1971 был выпущен совместно советско-шведский фильм «Человек с другой стороны». Ежегодно выпускается 15–20 художественных фильмов. В прокате доминируют американские фильмы, смакующие насилие и жестокость. Резко упала посещаемость кинотеатров (в середине 50‑х гг. существовало около 2,5 тыс. кинотеатров, а во 2‑й половине 70‑х гг. – 1,2 тыс.). С 1963 работает киноинститут, при котором существует киношкола (с 1965). Кинокритики и теоретики кино: Б. Идестам-Альмквист, Р. Вальдекранц, Л. Бергстрём, Х. Шейн. Издаются журналы по вопросам кино: «Chaplin» (с 1959), «Film och bio» (с 1967).

Музыка. Музыка – эта та сфера, в которой наиболее отчетливо проявляются различия между народами Северной Европы. Воинственные оркестровки симфонических опусов финского композитора Сибелиуса отражают героизм его маленького народа, противостоящего набегам иноземных захватчиков, волков и комаров. Норвежец Григ талантливо выразил горе молодой девы, доящей свою корову на вершине скалы, чьи падающие в молоко слезы по потерявшемуся в бескрайнем мире возлюбленному безнадежно испортили надой. А в Дании молоко, свертываясь до консистенции сырной массы, на этом не останавливается, а превращается в полифонические диссонансы Нильсена. Шведская музыка совершенно уникальна: она дарит слушателю удивительное умиротворение, поскольку вообще не навевает никаких образов. В ней нет оркестровых вихрей, они сведены лишь к легким бронхиальным хрипам концертино. Парад струнных заменяют нежные стоны видавшей виды скрипки, а вместо ударных ритм в размере три четвертых отбивают дробные притопы ботинок об пол. Но не забудем, однако, что Швеция – это родина нескольких знаменитых певцов, и украшением этого созвездия являются Йенни Линд, Биргит Нильссон и, конечно, четверка «АББА». Швеция трижды выигрывала конкурс песни на Евровидении и не раз добивалась шумного успеха на других музыкальных фестивалях. Такое везение скорее можно объяснить с помощью теории вероятностей, а не самой музыки, поскольку северные страны обычно голосуют друг за друга, за исключением одной только Швеции, которая неизменно отдает свои голоса самым безнадежным конкурсантам. Впрочем, это тоже вполне объяснимо, да и вполне в шведском духе – кто-то ведь должен поддержать заведомого неудачника, особенно если ты претендуешь на титул Совести Мира.

Балет. С 1638 в Стокгольме силами французских артистов при королевском дворе периодически ставились балетные спектакли. Первая постоянная труппа под рук. Л. Галлодье была создана при шведской Королевской опере, открытой в 1773. Балеты ставили датский балетмейстер Ант. Бурнонвиль (с 1785) и Л. Делан (с 1809). Первый шведский балетмейстер А. Селиндер в 1843 познакомил зрителей с романтическим балетом Ф. Тальони «Сильфида» композитора Ж. Шнейцгоффера; Селиндер вводил в спектакли шведские народные танцы.

В 20-е гг. была создана труппа «Швед. балет», выступавшая в 1920–25 в Париже; в её репертуаре были поставлен балетмейстером Ж. Бёрлина преимущественно с музыкой французских композиторов (Д. Мийо, Э. Сати) и в оформлении французских художников (Ф. Леже и др.). Бёрлин поставил также несколько балетов с музыкой шведских композиторов: например, «Ночь на Ивана Купалу» Х. Альвена, где использовался шведский фольклор. Ведущими танцовщиками этого периода были К. Ари, Е. Хассельквист. В 30-е гг. шведский балет испытал сильное влияние экспрессионистического танца, пропагандистом которого был Ю. Альго. В 40–50-е гг. в репертуар балетной труппы шведской Королевской оперы включались спектакли классического наследия («Спящая красавица» П.И. Чайковского и др.) в постановке финского балетмейстера Г. Ге (в годы 2-й мировой войны) и англичанки М. Скипинг (с 1953). Наряду с этим шведские хореографы продолжали широко использовать свободный танец. 1967 Крамер возглавляет созданную им труппу «Крамер-балеттен», где спектакли в значительной мере основаны на фольклоре. Балетмейстер Б. Кульберг поставил в шведской Королевской опере, в труппе «Кульберг-балеттен» (осн. в 1967) и на телевидении балеты «Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма (1950), «Адам и Ева» Х. Русенберга (1967), «Бунт» на музыку Б. Бартока (1973); Постоянные балетные труппы имеются также в Гётеборге (руководитель Э.М. фон Розен) и Мальмё (руководитель К. Борг). Наиболее известные артисты: в 40–50-х гг. танцовщицы Б. Аппельгрен, Э. Раш, Г. Линдгрен, танцовщики Т. Родин, братья Ю. и М. Менгарелли; в 60–70-х гг. танцовщицы И. Броссе, М. Ланг, К. Линдстрём, Б. Шёльд, танцовщики Н.О. Хёгбум, В. Клавсен, П.А. Сегерстрём и др.

Драматический театр В 15–16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев. замках с конца 16 в. устраивались театральные представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. С 1753 этот театр уступил место французской и итальянской труппам. При Густаве III появились первые общедоступные шведские театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788). До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал французский водевиль, псевдоисторические трагедии А. Коцебу и его подражателей. В 1907 Стриндберг (совместно с режиссёром А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Ш. оказали гастроли немецкого Камерного театра, постановка М. Рейнхардом на сцене Королевского драматического театра «Игры снов» Стриндберга (1921), а также гастроли МХТ (1921–1922). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностранных драматургов – Ж.П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Ш. к произведениям А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М. Горького, В.В. Маяковского, В.П. Катаева. Для 60‑х гг. характерна возрастающая политическая активность шведского театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономических и политических требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Помимо Королевского драматического и городского в Стокгольме работает несколько частных театров. В Гётеборге, Мальмё и др. имеются драматические театры. Для обслуживания небольших городов создан государственный гастролирующий «Рикс-театр», дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.

Музеи. Национальный музей в Стокгольме – это, прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших в Скандинавии художественных хранилищ. Сегодня здание музея – одна из примечательных черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере, оно должно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти архитектуру итальянского Возрождения. Суть замысла очевидна: установить связь шведской культуры с общеевропейской «колыбелью искусств».

Коллекции музея делятся на традиционные отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные в художественной коллекции – Гойя, Ренуар, Дега и Гоген, а также неизменно блистающие в мировых художественных собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.

Наконец, Национальный музей Стокгольма располагает значительной коллекцией шведской живописи XVI–XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции – «Дама под вуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день» Андреса Цорна.

Отдел дизайна в Стокгольмском музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватывает семь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около 30 000 произведений прикладного искусства. Примерно треть их составляет керамика. Далее – текстиль, стекло, металл (в том числе – коллекция шведского серебра), мебель, книги. (см. приложения)

Особо надо выделить крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора. При формировании этого отдела приоритет отдавался произведениям искусства Швеции и других северных стран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других государств, особенно тех, которые сыграли важную роль в развитии дизайна.

Самый богатый и, возможно, самый интересный отдел музея – рисунок и графика. Экспозиция его охватывает период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает около полумиллиона листов. Коллекция начиналась с 2000 рисунков, приобретенных графом Тессином во время его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты – рисунки Рембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр Эдуарда Мане. Среди шведских произведений – рисунки Йохана Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона и других.

Неподалеку от музея Васа находится музей под открытым небом «Скансен», в котором собрано более 150 построек различных эпох из всех уголков Швеции. В музее можно познакомиться с национальной шведской кухней, традициями, научится танцевать шведские танцы и примерить национальную одежду.

Резюме. Швеция – крупнейшая страна северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Франция с ее шикарными природными условиями, зародилась много веков назад. Она одна из старейших наций, которая развивалась и набирала свои обороты. Она богата культурным наследием во многих областях. И, конечно же, Швеция является домом для самой почитаемой награды, Нобелевской премии.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: