1 вариант:
У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.
1.Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4
2.Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении?
А) 1Б) 2 В) 3 Г) 4
3.Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
4.Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
5.Сколько растений во втором поколении будут высокого роста?
А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96
2 вариант:
У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.
1.Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения?
А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4
2. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения?
А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4
3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
4. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений?
А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7
5.Сколько разных генотипов будет у гибридов?
А) 1 Б) 2 В)3 Г) 4
Итак, вы выполняли закрытые тексты,т.е. тексты содержащие ответы, из которых вы выбираете один. Проверьте их по ключу (слайд 16) и впишите количество набранных баллов
1вопрос | 2вопрос | 3вопрос | 4вопрос | 5вопрос | |
1 Вариант | 1.б | 2.в | 3.а | 4.б | 5.в |
2 Вариант | 1.б | 2.а | 3.в | 4.в | 5.б |
(слайд № 17) Перед вами схема-рисунок, отражающая один из типов наследования. Какой? Докажите. (щелчок мышью - появляется надпись: неполное доминирование).
|
Обратимся к схеме, отражающей данный тип наследования, и решим (устно) предлагаемые задачи (слайд №. 18 -19 По щелчку мышью показать решение задачи, предварительно опросив учащихся)
Для чего проводится анализирующее скрещивание? (слайд № 20 Анализ данного рисунка)
Задание №3. Анализирующее скрещивание. Решите задачу и впишите генетические символы в таблицу .(слайд 21)
Генотип ♀ | Генотип ♂ | Гаметы ♀ | Гаметы ♂ | Генотип F | Расщепление | |
1 вариант | аа | АА | а | А | Аа | Нет- 100% рыжие |
2 вариант | аа | Аа | а | А, а | АА | 1: 1- 50%рыжих- 50% -белых |
(Двое учащихся выполняют задание у доски)
Проведите проверку по ключу, (слайд 22) поставьте в последнюю графу количество набранных баллов.
(слайд 23) При дальнейшем изучении наследования признаков выяснилось, что ряд признаков не дает расщепления: потомки остаются похожими на родителей. Признаков очень много, а число хромосом ограничено. Следовательно, в каждой хромосоме находится много генов. Как же наследуются эти гены, находящиеся в одной хромосоме? На этот вопрос ответил американский генетик Т. Морган. (Рассмотреть задачу на наследование признаков у дрозофиллы) (слайд № 24)
Проблема происхождения половых различий. Механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов очень важна и для теоретической биологии, и для практики (слайд 25) Пол определяется в момент оплодотворения. В этом случае важнейшая роль в генетическом определении пола принадлежит хромосомному набору зиготы.
Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга – это половые или гетерохромосомы.
|
Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами.
(слайд 26) У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома, которая содержит ряд признаков. Эти признаки будут проявляться только по мужской линии.
(слайд 27-28) Характеристика дальтонизма.
(слайд 29) Характеристика гемофилии: «Родословная рода Виктории»
Рассмотрите рисунок, изображающий родословную трех поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (XIX век). Определите:
а) имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией
б) сколько среди детей, внуков и правнуков Виктории было мужчин-гемофиликов и женщин-гемофиликов, почему их число неодинаково
в) от кого (матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни
г) от кого получили этот ген дочери - носители гемофилии
На вопрос «Являлись ли дочери русского царя Николая II, царевны: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия - носительницами гена гемофилии?», мы не можем дать утвердительный ответ. Вся царская семья была расстреляна 17 июля 1918 года. Новая власть не оставила в живых даже детей.
(слайд 30) Почему не бывает трёхцветных котов?
На вопрос на такой кто ответить готов?
Не бывает трёхцветных котов потому,
что у кошки с котом разные хромосомы.
Бедняге коту не везёт потому,
что Y-хромосома досталась ему,
|
А окраска что кошки, что кота
Только Х-хромосомой определена.
Вот здорово, что пол у кошки
Можно определить сразу по одёжке!
Задание №4. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решите задачу и впишите генетические символы в таблицу. (слайд 31)
Проверка выполненного задания (слайд 32)
Генотип ♀ | Генотип ♂ | Гаметы ♀ | Гаметы ♂ | Генотип F | Фенотип F | |
1 вар | ХАХа | Ха Y | ХА, Ха | Ха, Y | 1- ХАХа 2-ХА Y 3-ХаХа 4-Ха Y | 1-♀черепаховая 2-♂черный 3-♀рыжая 4-♂рыжий |
2вар | ХАХА | ХАY | ХА | ХА, Y | 1- ХАХА 2-ХА Y | 1-♀черная 2-♂черный |
(слайд 33) Генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом…….
(слайд 34) Проблемы генетики-проблемы жизни.
(слайд 35) Итоги урока
Приложение 1.