Личностные образования детей до 3 лет.




При развитии сферы познавательной происходит и личностное развитие – первоочередным идет становление личностной социализации малыша. Наблюдая за взрослым, ребенок всячески подражает ему делами и поведением. Подражание происходит в ходе общения и взаимного воздействия малыша и взрослого. Следственно, основным источником социализации малыша как личности, является подражание взрослым, наблюдение за их поведением.

Также, важное значение в личностном развитии имеет чувство привязанности, формирующееся у малыша в период младенчества и, продолжающее свое развитие в период раннего возраста. Возможно, причиной привязанности является удовлетворение взрослыми основных потребностей ребенка, снижение их тревожности, обеспечение защиты в условиях существования и активного познания окружающей действительности, формирование основы для нормальных взаимоотношений с людьми в возрасте зрелой личности.

В присутствии матери ребенок более активный, наблюдается стремление к изучению окружающей действительности. Положительная оценка родителем личностных качеств малыша, его поступков, устанавливает веру в свои возможности, способности, развивает уверенности в себе, свои силы. В ситуации взаимной привязанности малыша и его родителей - малыш более дисциплинирован и послушен. При внимательном, доброжелательном отношении родителей, стремлении их удовлетворять потребности малыша, у него вырабатывается персональная, личная привязанность.

В ситуации отсутствия постоянного положительного эмоционального контакта с родными, у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с иными людьми.

В период раннего возраста проистекает интенсивное развитие самосознания, при котором формируется самооценка ребенка. Также наблюдается развитие самостоятельности, о проявлении которой говорит фраза "Я сам". У ребенка уже нет нужды в помощи взрослого. Научившись ходить, он выискивает себе всяческие препятствия, преграды и преуспевает в преодолении их. Это доставляет малышу удовольствие, происходи формирование таких качеств, как целеустремленность, сила воли, настойчивость.

Также, наблюдается проявление непослушания. При порицании взрослого, малыш продолжает делать по-своему. Происходит это, чаще вследствие того, что малыш стремится быстрее познать окружающую действительность.

Около двух лет ребенок осознает собственные качества личности, свои возможности. Двухгодовалый малыш понимает, что может добиваться желаемой цели, воздействовать на взрослых.

Наблюдается развитие эмпатии у ребенка - он начинает понимать эмоциональное состояние других людей. Например, полуторогодовалый малыш проявляет желание успокоить огорченного взрослого или ребенка - может поделиться своей игрушкой, обнять, поцеловать.

У ребенка наблюдается появление потребности в достижении успеха, которая имеет поэтапное формирование. Для начала, малыш осознает свои неудачи и успехи, потом проявляет способность объяснить неудачи и успехи других людей, затем он начинает различать задания по степени трудности и соизмерять с собственными умениями, необходимыми для выполнения этого задания, а потом, оценивает свои прилагаемые усилия и способности.

 

 

Кризис трех лет.

Характерность кризиса трех лет в том, что происходящие с малышом личностные изменения, влияют и меняют его отношения с взрослым. Происходит отделение ребенком - себя от других людей, осознание своих возможностей, ощущение себя источником воли - потому и возникает этот кризис. Ребенок сравнивает себя с взрослым, у него возникает инстинктивное желание выполнить те же действия, что и он.

В раннем детстве происходит проявление таких черт, как упрямство, негативизм, деспотизм, обесценивание, своеволие, строптивость, протест-бунт. Л.С. Выготский, который описал данные характеристики, считал, что зарождение потребности в признании и уважении способствует их возникновению.

Упрямство - причина его состоит не в желании малышом заполучить требуемое, а в проявлении уважения к его мнению. Ему важно утвердить свое проявление "взрослости", значимость своего мнения. Потому упрямый ребенок продолжает отстаивать свое, если уже и не нуждается в этой вещи.

Также, одной из характеристик кризиса трех лет является негативизм, проявляющийся в негативной реакции не на само действие взрослого, а на его просьбу или требование. В основном, проявление негативизма наблюдается не с посторонними людьми, а во взаимоотношениях с родными. Вероятно, малыш подсознательно чувствует, что по отношению к родным, такое поведение не нанесет ему значительного вреда. Потому нужно понимать насколько разными являются вещи - негативизм и непослушание.

Деспотизм проявляет себя в диктате ребенка окружающим его людям, каково должно быть их поведение, он требует послушания, поступать, как говорит он. Чаще поведение такого типа отмечается тогда, когда малыш является единственным или по счету последним в семье.

Такая характерность, как обесценивание, является признаком всех кризисов. Его проявление выражается в обесценивании всех ценностей и привычек, которыми ранее ребенок дорожил. Проявляется это путем отказа соблюдать в прошлом принятые правила поведения, на данный момент, не считая их разумными, пренебрежения любимыми ранее игрушками - бросает и ломает их.

Своеволие. Ребенок стремится все делать сам - это и есть выражение своеволия. В период младенчества его стремление проявлялось в физической самостоятельности, сейчас же оно имеет направленность на самостоятельность замыслов и намерений. Данное поведение проявляется в предлагаемых действиях взрослым, к примеру: "Сделай это сам", "Ты уже большой и можешь это сделать", а также в неизменном стремлении поступить так, а не по-другому. Ребенка так захватывает чувство своеволия, что он идет на открытое противопоставление своих желаний ожиданиям других. Выражение самостоятельности являет свое отражение на взаимоотношениях с взрослыми. Осознавая свою возможность сделать что-либо самому, ребенок понимает, что больше нет нужды в помощи взрослых. Им нужно понять и принять это, стараться не критиковать ребенка, избегать негативных высказываний по этому поводу, позволять ему проявлять свою самостоятельность.

В строптивости прослеживается схожесть с негативизмом и упрямством, она направлена против принятых положений о поведении в семье. Так, ребенок проявляет нежелание есть, тогда, как семья собиралась на совместный ужин за столом, аппетит проявляется у него позже.

Протест-бунт проявляет себя в частых конфликтах родителей с детьми. По мнению Л.С. Выготского, ребенок пребывает в неизменном конфликте с окружающими, в военном положении с ними.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: