В детском раннем возрасте центральной деятельностью является предметная, влияющая как на общение с взрослыми, на психическое развитие.
В период младенчества деятельность является манипуляторной - малыш повторяет действия взрослого, переносит на другой предмет усвоенное действие, осваивает собственные действия. Однако, производя манипуляции, ребенок пользуется лишь внешними отношениями и свойствами предметов. Предметы для ребенка становятся объектом, имеющим определенный способ использования и назначение. При упорном овладении новыми действиями предмета, взрослый наставляет малыша, сотрудничает с ним, помогает в трудном положении.
На рубеже периодов младенчества и раннего детства, ребенок не понимает функции предмета, манипулируя им. Он множество, раз открывает, закрывает дверь, но ее функционального назначения так и не понимает. Только взрослый может разъяснить ребенку назначение какого-либо предмета.
Однако, нет гарантий, что ребенок использует его лишь по назначению, но важность представляет само знание как, где, когда нужно делать это. Но, зная, что фломастеры используют для рисования, малыш может что-либо строить из них, или просто катать их по полу.
Предмет и действие в сознании ребенка меж собой имеют тесную связь - у него не получается попить из палочки, причесаться кубиком. Однако, постепенно ребенок разделяет предмет от действия.
При связи предмета с действием выделяются три фазы:
1) выполнение любых действий с предметом;
2) использование предмета лишь по назначению;
3) при ясном знании назначения предмета, можно свободно его использовать.
В развитии предметной деятельности Д.Б. Эльконин определил две направленности:
|
1. Процесс развития действия - совместный со взрослым к самостоятельному исполнению.
А.И. Мещеряков и И.А. Соколянский исследовали процесс развития данного действия. Из чего следует, что сначала исполнение, оценка, ориентация действия принадлежат взрослому - взрослый руками малыша производит действия, затем взрослый начинает действие, а малыш продолжает, потом взрослый показывает, как выполнять действие, а в итоге просто дает речевые инструкции.
2. Процесс развития способов и средств ориентирования ребенка при выполнении действий. Состоит из нескольких этапов - первый:
a) обычное использование предмета;
b) знание назначения предмета, но отсутствует сформированность способов его использования;
c) овладение специфическим способом использования.
Наступление второго этапа знаменуется произведением ребенком действия в ненадлежащей ситуации - перенесение действия с одного на иной предмет. Так, умея пить из кружки, ребенок пьет из стакана. Также, наблюдается перенесение действия по ситуации - умея обувать сандалии, ребенок старается надеть их на мяч.
Наступление третьего этапа знаменуется образованием игрового действия - ребенок сам производит действия с предметом, без инструкции и показа взрослого. Со временем, ребенок сам соотносит свойства предметов с действиями - определяет, что лучше всего можно делать данным предметом, какие действия подходят к определенному предмету.
При психическом развития важными по значимости являются орудийные и соотносящие действия. Суть соотносящих действий состоит в объединение нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях - использование сборно-разборных игрушек, складывание пирамидок из колец. Орудийные действия – один предмет используется при воздействии на иные. Ребенок овладевает такими действиями в ходе обучения под руководством взрослого. Также, орудийные действия являются показателем развития интеллекта ребенка, а предметные - степени его обучения, широту контактов с взрослым. В предметно-орудийной деятельности происходит зарождение игры, продуктивных видов деятельности.
|
Заключение.
Ребенок раннего возраста проявляет большой интерес к познанию мира предметов, которые его окружают, приступает к освоению действий с ними вместе с взрослыми. Предметно-манипуляторная деятельность является ведущей. Главным новообразованием этого периода является появление личных действий и проявление себя как обособленного деятельного субъекта - "Я сам". Наблюдается эмоциональное завышение самооценки. На этапе завершения данного периода мотивация поведения малыша проявляется во взаимоотношениях с взрослыми, в положении, в котором он находится. Значительно заметно появление поступков с проявлением "Я" ребенка.
Подводя итоги, можно заключить, что игра является закрепленной формой преодоления кризиса трех лет - переход ребенка от раннего к дошкольному детству.
Игра является особой формой совместной деятельности взрослого и ребенка, этаким символическим воспроизведением их события, всей его полноты. Ребенок в данной форме сразу же становится самостоятельным, счастливым, ощущая тесную связь с взрослым миром. Также, в игре малыш впервые "учится" собственному "Я", как ранее овладевал своим телом. Благодаря игре происходит зарождение специфической формы сознания "Мы - Ты" - первое выделение себя из социального окружения.
Список литературы.
1. К.Н. Поливанова, Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Изд. центр, 2000. - 184 с.
2. О.О. Косякова, Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
3. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
4. Л.С. Выготский, Психология развития человека. - М.: Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
5. О.А. Карабанова, Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
Я выбрала эту тему, потому что она мне близка, так как я работаю в детском саду. На данный момент у меня возрастная группа 2-3 года. И мне хотелось узнать, что то новое для себя.