Средства и методы ведения военных действий




Режим военной оккупации

 

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

- совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

- применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;

- применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

- применять коллективные наказания;

- захватывать заложников;

- депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

В процессе развития вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может оккупировать полностью или частично территорию другой воюющей стороны.

При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства, оккупировавшего определенную территорию.

Однако оккупирующее государство не получает суверенных прав над оккупированными территориями и не может их аннексировать либо уступать другому государству.

Юридическое положение таких территорий определяется при окончательном мирном урегулировании.

Режим военной оккупации регламентируется правилами и обычаями войны, в частности

- Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.

- Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г.

Военная оккупация начинается с момента установления фактического контроля над определенной территорией и длится до утраты этою контроля над ней.

На данной территории создается оккупационная администрация, которая должна осуществлять свои функции в соответствии с нормами международного права. Оккупационная администрация обязана допускать деятельность местных судей и чиновников, но не может принудить их к этому. Оккупационные власти могут использовать для своих нужд государственные здания и сооружения, но без приобретения права собственности на них.

В отношении населения оккупированной территории должны соблюдаться основные права человека, а также права, зафиксированные в нормах права вооруженных конфликтов.

Воспрещается по каким-либо мотивам угон, а также депортирование населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или третьей державы.

Однако для обеспечения безопасности населения или по особо веским военным соображениям может быть произведена полная или частичная эвакуация населения определенного оккупированного района.

Оккупационные власти не могут принуждать население оккупированных территорий служить в своих вооруженных силах или вспомогательных подразделениях, а также принуждать к даче сведений об армии и оборонных средствах другого воюющего государства.

Лица старше 18 лет могут быть направлены на принудительные работы, если это необходимо для нужд оккупационной армии либо связано с деятельностью коммунальных предприятий, обеспечением населения питанием, жильем, одеждой, транспортом, медицинской помощью.

Жизнь, честь и достоинство, семейные права и религиозные убеждения должны уважаться оккупационной администрацией в отношении населения занятых территорий.

Не допускаются захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, независимо от формы собственности. Оккупационные власти обязаны обеспечить защиту и уважение культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства, истории, научных коллекций, архивных материалов и т.д.), находящихся под их контролем.

Реквизиция частной собственности для нужд оккупационной администрации допускается с учетом местных возможностей и при условии оплаты изъятого или выдачи соответствующей расписки. Разрушение частной собственности запрещается, кроме случаев абсолютной военной необходимости.

Военная оккупация бывает двух видов.

Во-первых, оккупация воюющей державой территории неприятеля в ходе военных действий.

Во-вторых, может быть послевоенная оккупация неприятельской территории как способ гарантирования выполнения побежденным обязательств, вытекающих из его ответственности за агрессию. Например, послевоенная оккупация Германии войсками государств антигитлеровской коалиции.

Нормы права вооруженных конфликтов распространяются на оба вида оккупации.

 

Средства и методы ведения военных действий

К средствам ведения военных действий относятся оружие и военная техника, используемые вооруженными силами для физического уничтожения противника и ликвидации материальной возможности оказания им сопротивления.

Методы ведения военных действий — это система специальных приемов использования указанных средств с целью достижения успеха в вооруженном конфликте.

В международно-правовой доктрине этот раздел права вооруженных конфликтов именуется «правом Гааги», поскольку основные принципы и нормы о средствах и методах ведения военных действий закреплены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Впоследствии Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. развили эти принципы и нормы.

Анализ обычных и конвенционных норм позволяет заключить, что средства и методы ведения военных действий могут быть запрещенными, частично запрещенными и незапрещенными.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., опираясь на положения Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. и Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., устанавливает, что в случае любого вооруженного конфликта право сторон выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным;

- запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания: запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (ст. 35).

Одним из наиболее опасных видов оружия массового уничтожения является химическое оружие.

Впервые оно было применено во время первой мировой войны, когда германские войска в 1915 г. произвели газовую атаку против французской армии на реке Ипр, что дало название использовавшемуся газу — иприт.

В настоящее время согласно международному праву запрещено использование в вооруженных конфликтах как химического, так и бактериологического оружия.

Договорно-правовое запрещение применения химического оружия впервые было зафиксировано в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

В 1993 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, поставившая химическое оружие под полный запрет. Конвенция вступила в силу в 1997 г.

Самым опасным видом оружия массового уничтожения является бактериологическое оружие, которое применялось Японией против Китая в годы второй мировой войны.

Эти деяния Японии были квалифицированы как военные преступления Токийским и Хабаровским военными трибуналами.

В 1972 г. была заключена Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Современное международное право не содержит специальных норм, которые бы запрещали применение ядерного оружия, однако Консультативное заключение Международного Суда ООН 1996 г. подтвердило это.

Вместе с тем в Заключении было подчеркнуто, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями международного гуманитарного права.

Опыт ядерных бомбардировок ВВС США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. доказывает, что применение данного вида оружия несовместимо с отраслевыми принципами права вооруженных конфликтов, запрещающих использование антигуманных средств и методов ведения войны с неизбирательным эффектом.

Актуальной проблемой современного международного права является запрещение разработки и применения новых видов оружия массового уничтожения: инфразвукового, лазерного, радиологического и пр. К сожалению, эффективных запрещающих норм в этой сфере международным сообществом пока не выработано.

Что же касается обычного оружия, то применение некоторых его видов находится под запретом международного права.

Так, Петербургская декларация 1868 г. запретила использование любых снарядов весом менее 400 г, которые либо взрываются, либо начинены воспламеняющимся составом.

В 1981 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и три протокола к ней (Протокол о запрещении применения любого оружия, ранящего необнаруживаемыми осколками;

Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств;

Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

Однако Конвенция 1981 г. не смогла решить всех вопросов, связанных с использованием мин. Поэтому международное сообщество вело активную работу по полному запрещению производства, накопления и применения противопехотных мин, от которых, по данным ООН, ежегодно в мире погибают или становятся калеками более 25 тыс. человек.

В декабре 1997 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Согласно положениям Конвенции складские запасы противопехотных мин должны быть уничтожены в течение четырех лет с момента вступления ее в силу. Украина, как известно, унаследовала от СССР огромные запасы таких мин. Кроме того, Украина была их крупным производителем. Однако с 1995 г. производство противопехотных мин в Украине было прекращено; и она приступила к уничтожению их запасов.

Право вооруженных конфликтов запрещает и определенные методы их ведения. Еще с древних времен запрещено вести войну вероломными методами. В п. 1 ст. 37 Дополнительного протокола I 1977 г. провозглашается: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству».

Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить поверить его, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту по нормам международного права с целью обмана такого доверия.

Примерами вероломства могут являться следующие действия:

- симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции;

- симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;

- симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;

- симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не принимающих участия в конфликте.

Военные хитрости не считаются вероломством: использование маскировки, ловушек, ложных операций, дезинформации.

Данный Протокол также подтвердил обычную норму о запрещении непредставления пощады противнику: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40).

Право вооруженных конфликтов запрещает вести военные действия такими методами, которые бы угрожали гражданским объектам.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. установила запрет на бомбардировки и атаки каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ и строений (ст. 25).

В Дополнительном протоколе I 1977 г. также подтверждается запрет на нападения или репрессалии в отношении гражданских объектов (ст. 52).

Протокол запрещает совершение каких-либо враждебных актов, направленных против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метола ведения войны. Недопустимо подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (запасы продовольствия, сооружения идя снабжения питьевой водой и ее запасы, посевы, ирригационные сооружения и т.д.).

Дополнительным протоколом I запрещено использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью и выживанию населении.

В 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которая усилила режим защиты природной среды от вредного воздействия на нее в период вооруженных конфликтов.

Согласно Дополнительному протоколу I установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие установки и сооружения являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (п. 1 ст. 56).

Необходимо отметить, что для установок и сооружений, содержащих опасные силы, введен международный специальный знак: группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета одинакового размера, расположенных на одной оси, причем расстояние между каждым кругом должно составлять один радиус.

Знак должен быть настолько большим, насколько этого требуют обстоятельства (ст. 16 Приложения I Дополнительного протокола I).

С целью облегчения идентификации культурных ценностей также введен отличительный знак для их обозначения: щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синею и белого цвета.

Щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета (ст. 16 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.).

Отличительный знак применяется троекратно для идентификации недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой; транспортов с культурными ценностями; импровизированных укрытий. Однократное применение отличительного знака возможно для идентификации культурных ценностей, не находящихся под специальной защитой; лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с Исполнительным Регламентом; персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: