Современные политологии, отдавая должное типологии легитимности, разработанной М. Вебером, предлагают и другие классификации. В таблице 3 изложена одна из них.
Таблица 3 – Типы легитимности
Тип легитимности | Источник авторитета | Тип отношений между правителями и подданными | Объект поклонения |
Традиционный | Исконные ценности | Господин –подданный | Обычай, личность правителя |
Идеологический | Политические идеи, мифы | Политик – идеолог – «истинно верующий» | Идеологические ценности |
Персоналистский | Выдающиеся качества лидера | «Пророк – ученик» | «Великий человек» |
Процессуальный | Законы, правила | Руководитель – гражданин | Деперсонифициро-ванная власть (подчинение закону, а не людям) |
Инструментальный | Научный прогноз, концепция деятельности | Эксперт –профессионал –дилетант –исполнитель | Эффективность, научность |
(Авторы: Р. Бендикс, К. Фридрих, Д. Истон).
ЛИБЕРАЛИЗМ классический (от лат. liberalis свобода) – политическая идеология, поддерживающая идеи свободы личности, представительного правления и верховенства права, а также частной собственности при ограничении государственного вмешательства.
Слово «либерализм» появилось в 1811 году в Испании. Классический (старый) либерализм был господствующей идеологией с начала ХIХ в. и до Первой мировой войны. К. Л. находится правее центральной части идейно-политического спектра. Характерно, что либеральная доктрина позиционирует себя не в качестве идеологии, а в виде открытой системы, допускающей свободу мнений, критику и оппозицию собственным взглядам. В настоящее время либерализм разделился на три идейно-политические ориентации – классический либерализм, социальный (новый) либерализм и неолиберализм.
|
В политическом значении термин «либерализм» появился лишь в 30-х годах ХIХ века. Однако он и до того присутствовал на европейской политической сцене. Идеями либерализма вдохновлялись революции ХVII – середины ХIХ веков в Европе и Северной Америке. Возникла идеология либерализма благодаря историческим изменениям, в ходе которых феодальная знать теряла свою власть, а на передний план выдвигалась городская буржуазия. Новая экономическая система – капитализм – могла успешно развиваться только при условии замены феодально-сословных политических порядков правовым государством. Интересы новых социальных сил – буржуазии, среднего сословия нашли своё выражение в трудах выдающихся представителей эпохи Просвещения. Основоположником классического либерализма стал английский философ и политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704). Д. Локк провозгласил три незыблемых права – «на жизнь, свободу и собственность» (1690). Разработанная им и его последователями (А. Смитом, Т. Джефферсоном, И. Бентамом, Б. Констаном, Д. С. Миллем и др.) доктрина классического либерализма включает следующую систему ценностей.
· Идея прогресса. В основе либерализма лежит убеждение в том, что история – это осмысленное движение вперёд, что человек должен научиться не только управлять природой, но и подчинить развитие общества требованиям разума и направлять это развитие по намеченному пути. Природа наделила человека положительными качествами, и он способен к совершенствованию; для свободного развития требуется лишь свобода.
|
· Индивидуализм и уникальность личности. Индивидуум и его благополучие являются исходным пунктом и целью всякой политики. Не человек для общества, а общество для человека. Основным принципом политики и законодательства должно стать стремление предоставить «максимум счастья для максимального большинства людей» (И. Бентам, 1748 – 1832).
· Свобода личности. Данный принцип естественным образом вытекает из индивидуализма и предполагает, что каждому индивиду должна быть предоставлена возможность действовать по собственному усмотрению. Человек добр, морален и рационален, поэтому следует больше полагаться на автономию индивидуальной воли, свободу выбора в политике, экономике и частной жизни. Однако либералы считают, что индивиду может быть предоставлен тот максимум свободы, который не будет угрожать свободе других. Свобода – это не вседозволенность и может осуществляться только в рамках закона.
· Конституционализм и представительное правление. Либералы всегда были против диктатуры. Правление должно основываться на согласии тех, кем управляют. Государство поддерживает порядок и законность. Однако его власть следует ограничивать. Этому служит конституция, обеспечивающая распределение властей и права человека. Парламент – главный институт либерального государства, призванный защищать интересы граждан и контролировать исполнительную власть. Гражданам следует предоставить право избирать своих представителей в парламент.
· Равноправие. Права граждан являются прирождёнными, неотчуждаемыми и равными. Закон должен гарантировать свободу личности, неприкосновенность жилища, духовную свободу. Следует стремиться не к равенству собственности, а равенству перед законом и равенству возможностей.
|
· Реформизм. Идеология либерализма отвергает незыблемость старых порядков. Осознав свои интересы, люди имеют право внести необходимые изменения в социальные институты. Государство должно в интересах общественного блага своевременно проводить реформы.
· Антиклерикализм. Л. противится вмешательству церкви в политику и социальную жизнь. В то же время он не является атеистической идеологией. Его принцип: «Религия – частное дело граждан», поэтому церковь должна быть отделена от государства.
· «Теория невмешательства» (laissez-faire). С точки зрения классического либерализма, общество действует умнее, чем государство. Невмешательство государства не означает полной автономии частной сферы. Просто государство не должно быть слишком большим и брать на себя ответственность в тех областях общественной жизни, где оно не в состоянии справиться. Это относится и к экономике (теория «невидимой руки рынка» Адама Смита), и к социальным вопросам.
В конце XIX в. стало ясно, что теории старого либерализма устарели. Они больше не соответствовали структуре социально-экономических и политических отношений. Поэтому появились новые либеральные теории, которые включали в себя главные ценности классического либерализма, но стремились приспособить их к новым условиям. Всемирный экономический кризис, начавшийся в 1929 г., показал, что механизм саморегулирования уже не в состоянии обеспечить нормальное развитие экономики. Это привело к рождению теорий, которые развивали идеи «позитивной свободы», предусматривали вмешательство государства в экономику (Д. М. Кейнс, 1936) и строительство социального государства. Классический Л. трансформировался в новый, социальный либерализм. С другой стороны, некоторые принципы старого либерализма были восприняты неолиберализмом и неоконсерватизмом.
ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от англ. leader ведущий, идущий впереди) – человек, выступающий инициатором большинства мероприятий в политической сфере, обладающий к тому же авторитетом, необходимым для принятия обязывающих решений и обязательно имеющий последователей (т. е. личную базу власти, состоящую из поддерживающих его групп, организаций, конституентов-избирателей, участников политического движения или членов политической партии).
Понятие «лидер» отличается от понятий «начальник» или «руководитель» («босс»). Лидер, даже если он назначен «сверху», должен обязательно заручиться поддержкой «снизу», завоевать авторитет. Подлинный лидер имеет психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые его поддерживают. Он выдвигает инициативы, сплачивает людей. Лидер должен знать, когда вести за собой людей, а когда идти за ними.
Л. П. принимает обязывающие решения в рамках общества или отдельного политического объединения, на уровнях как общенациональном, так и местном. Он становится знаковой фигурой, воплощающей в себе определённые политические устремления, представляет группу своих последователей (партийцев, конституентов и др.) в отношениях с другими группами и организациями. В странах с неразвитыми институтами демократии обычным явлением становится персонификация политики, т.е. наделение личности большей значимостью по сравнению со значимостью политического института, благодаря чему Л.П. становится воплощением политического курса, фигурой, на которую ориентируются массы.
В социальной психологии сложились три точки зрения на природу лидерства. Первая – «теория черт» придаёт определяющее значение наличию особых личностных качеств (воли, ума, инициативности, обаяния и т.п.). «Ситуативная теория» рассматривает лидерство как функцию ситуации. Личность может оказаться лидером только в определённой обстановке и не проявить необходимых качеств в иных условиях. В политике роль выдающегося лидера наиболее рельефно проявляется в условиях: а) социально-политического кризиса, б) при отсутствии или слабости политических институтов, например, после революции, в) в новой, необычной ситуации, когда требуются выходящие за рамки устоявшихся канонов подходы и решения. Наконец, сторонники «определяющей роли последователей» считают, что Л. П. должен улавливать настроения, требования людей и постоянно заботиться о том, чтобы его поведение соответствовало этим ожиданиям. Крайним выражением ориентации лидера на завоевание поддержки масс во чтобы то ни стало, является популизм – стремление говорить и обещать людям то, что они желают услышать.
Проблему политического лидерства следует рассматривать на макроуровне, т. е. в сфере отношений между большими группами людей (большими социальными группами, нациями, партиями, государствами политическим движениями и т. п.) – с одной стороны, и микроуровне – в сфере межличностных отношений внутри малых групп – с другой.
Подлинный Л. П. имеет психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые его поддерживают. Он выдвигает инициативы, сплачивает людей. Л. П. должен уметь завоёвывать поддержку людей и знать, когда вести их за собой, а когда идти за ними.
Согласно одной из точек зрения, лидерство в эмпирически обозримой малой группе является моделью и политического лидерства. Так, древнекитайский философ Конфуций утверждал, что человек, умеющий управлять семьёй, сможет управлять империей. В малой группе, а это может быть ядро руководства, роль политического «вожака» заключается в сплочении её членов и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением, при котором выявляются его личные качества. На отношения с группой и на авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, демократический или попустительский).
Однако сведение политического лидерства к межличностным отношениям некорректно, поскольку Л. П. имеет за собой множество последователей, что делает невозможным непосредственные контакты между ним и массами. Поэтому между лидером и его последователями возникает не только физическая, но и социальная дистанция. Л. П. становится центром объединения, символической фигурой и олицетворением общности. Благодаря политическому лидеру массы структурируются, обретают идентичность и дифференцируются по идеологическим и политическим признакам. Сам Л. П. становится ориентиром для масс, партийным знаком, выразителем смутных, носящих в воздухе идей и настроений, конкретным воплощением «коллективной идентичности». Имидж политического лидера получает как бы самостоятельное существование, начинает жить собственной независимой жизнью, влиять на политическую жизнь, на политические ориентации граждан.
Таким образом, оба уровня – микро- и макро- взаимосвязаны, хотя и в определённой степени автономны относительно друг друга. Ещё одна черта политического лидерства – взаимоотношение с властью. Формальный аспект власти выражен в законах, государственных должностях, праве отдавать приказы и добиваться их исполнения через подчинённый политическому лидеру аппарат. В феномене политического лидерства есть и неформальная сторона. Л. П. должен обладать личным магнетизмом и обаянием – харизмой, чтобы уметь создать и сплотить «свиту», т. е. команду помощников и играть доминирующую роль в руководящем ядре. Формальная власть и личный авторитет иногда не совпадают: выдающаяся личность может стать верховным руководителем, не занимая высшие официальные должности. И напротив, человек, не обладающий беспрекословным авторитетом среди своих подчинённых, обычно остаётся слабым руководителем. Итак, Л. П. должен на всех уровнях политики обеспечить себе базу власти (создать сплочённую команду, заручиться поддержкой определённых социальных групп, конституентов и организаций).
Стать политическим лидером стремятся люди, руководствующиеся разными мотивами. «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает», – писал Макс Вебер.
Существует несколько типологий политического лидерства. Наиболее известна классическая типология, разработанная М. Вебером, который выделял три типа политического лидерства – харизматическое, традиционное и легально-рациональное. Среди множества других типологий можно отметить подход, изложенныйполитологами Д. Бернсом, Д. Пелтасоном и Т. Крониным в книге «Правление народа» (1989, пер. с англ.). Эти авторы выделяют три типа политических лидеров – «агитаторы», «создатели коалиций» и «официальные должностные лица». Первые выражают настроения и потребности различных слоёв общества, создают политические движения, мобилизуют массовые акции. Вторые ведут борьбу за получение возможно более широкой поддержки со стороны избирателей, создают избирательные союзы и объединения с целью победы на выборах. Наконец, лидеры третьего типа занимают государственные должности, принимают решения и несут ответственность за свою деятельность. Маргарет Дж. Херман предложила иную типологию политического лидерства. Она использовала четыре собирательных образа – «знаменосца», «служителя», «торговца», «пожарника».
1. Лидеры-знаменосцы, руководствуясь собственным видением действительности, стремятся изменить политическую систему. Они возглавляют политические движения, вдохновляя своих приверженцев.
2. Лидеры-служители видят свою миссию в служении своим избирателям. Для этого лидеры формулирует цели и задачи, выражающие их интересы и требования, отстаивают их, придя к власти.
3. Для лидеров-торговцев важна способность завоёвывать поддержку своих избирателей. Чтобы заручиться избранием на должность, лидеры данного типа использует метод убеждения, «продавая» свою стратегию избирателям.
4. Лидеры-пожарные «тушат пожары», т.е. откликаются на порождённые ситуацией события и проблемы. Они эффективны в кризисных ситуациях, но не имеют долгосрочной стратегии.
На практике все четыре типа лидерства могут сочетаться в разных пропорциях в одних и тех же личностях.
Л. П. должен выполнять ряд социальных функций. К ним относятся: 1) выражение интересов группы, общества; 2) организация, планирование и координация действий единомышленников; 3) мобилизация сторонников, объединение их ресурсов для решения задач; 4) осуществление политической коммуникации.
ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ – функциональное отношение между последователями и лидерами (так что выражение «Лидер без последователей» содержит противоречие в определении и потому лишено смысла). Ключевой признак политического лидерства – власть. Личное влияние, включающее «харизму должности», и процесс взаимодействий между людьми представляют собой психологическую основу лидерства.
Л. П. – многогранное понятие, включающее следующие аспекты взаимодействия лидера (см. «Лидер политический ») и его последователей: 1) характер самого лидера, 2) особенности его последователей, приверженцев, конституентов, т.е. голосующих за лидера избирателей данного округа или всех избирателей в общенациональном масштабе, 3) характер отношений между лидером и его конституентами, 4) контекст или конкретная ситуация, в которой данное лидерство осуществляется. (См.: М. Херман. Политическое лидерство // Полис. 1991. № 1. С. 91 – 92).
ЛОББИЗМ (англ. Lobby вестибюль, прихожая, фойе) – метод влияния на принятие решений депутатами либо чиновниками, используемый либо отдельными физическими лицами, либо зарегистрированными с соблюдением всех правовых норм лоббистскими конторами. В широком смысле слова лоббистом можно назвать любого человека, который пытается убедить кого-либо из должностных лиц решить вопрос по поручению групп интересов, организаций, регионов, корпораций или целых отраслей экономики.
Этимология слова. Термин возник более 400 лет назад. Так в Англии называли вестибюль, прихожую Вестминстерского дворца – парламента, где разрешалось собираться просителям, ходатаям для встреч с депутатами. (Таким образом, лоббист по-русски – это ходатай по чужим делам – будь то программа социального обеспечения или принятие на работу в штат сотрудников).
Основанием дельности лоббистов является исходное положение демократии, согласно которому все граждане имеют право на представительство в целях влияния на принятие политических решений. Несмотря на размытость самого термина, некоторые границы всё же могут быть очерчены: 1) Л. в узком смысле слова имеет отношение только к государственному принятию решений; 2) деятельность лоббистов всегда мотивирована стремлением повлиять на содержание принимаемых решений в интересах определённых групп или организаций (для чего используются разнообразные методы); 3) Л. подразумевает наличие посредников или представителей в качестве связующего звена между гражданами и теми лицами, которые «вершат делами» государства (гражданин, который самостоятельно и собственными средствами подаёт петицию в правительство, не считается лоббистом, хотя и он пытается повлиять на принятие решения); 4) Л. включает в себя общение, связи и возможности доступа, поскольку иначе невозможно воздействовать на мнение лиц, принимающих решения.
Главная функция лоббистов (юридических фирм, консультантов, организаций «public relations») заключается в том, чтобы, представляя разнообразные взгляды людей на способы решения социально-политических проблем, передавать информацию разработчикам и творцам решений, давая им тем самым возможность взвешивать различные альтернативы и представлять себе реакцию разных групп избирателей на предполагаемый курс действий.
Деятельность лоббистов носит противоречивый характер. Являясь неотъемлемой частью политического процесса, они в то же время нередко используют подкуп («путь к сердцу законодателя лежит через желудок» – известное американское выражение), представляя главным образом интересы тех, кто располагает большими деньгами. Для того чтобы ограничить чрезмерное влияние финансово-промышленных корпораций, а также отдельных лиц на политику в ряде стран, в частности в США, в 1946, 1976 – 1979 гг. были приняты законы, регулирующие лоббистскую деятельность «третьей палаты» Конгресса. Однако проблема чрезмерной роли частных интересов и больших денег в политическом процессе тем не менее остаётся достаточно острой. Особенностью лоббистской деятельности в России является её сращивание с государственными структурами (группами депутатов, министерствами и ведомствами). Переплетение государственного управления и бизнеса («конфликт интересов») ведёт зачастую к раздаче льгот и привилегий, позволяющих предприятиям, финансово-промышленным группам и даже целым регионам решать свои проблемы и обогащаться за счёт общества.
МАССОВИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ (от греч. слова МАССА – бесформенный кусок теста)– процесс вовлечения в политику широких слоёв населения – народных масс, который начался примерно с середины XIX века в наиболее развитых странах и продолжается до настоящего времени, приобретая глобальный размах.
М. П. связана с действием следующих факторов: 1) индустриальная революция, развернувшаяся с конца XVIII века и охватившая большинство стран мира; 2) урбанизация общества; 3) развитие образования и чувства гражданского достоинства у людей; 4) появление и распространение средств массовой информации, которые объединяют все стороны общественной жизни в единое целое; 5) расширение избирательного права, которое постепенно стало всеобщим; 6) создание массовых политических партий, движений; 7) рост массового промышленного производства и связанное с этим возвышение материальных и духовных потребностей индивидов, что ведёт к повышению их политической активности.
В современной социологии и политологии существуют различные значения термина «масса». Большинство исследователей под «массой» понимают аморфное социальное образование, составленное из индивидов (само слово «масса» у древних греков означало бесформенный, неопределённый предмет, изначально – кусок теста). В этом смысле «масса» людей понимается как нечто противоположное «социальной группе», поскольку она не структурирована и лишена чётких признаков. Можно остановиться на следующем определении: «массы» – неопределённые и неоднородные (гетерогенные) человеческие множества, как правило, непрочные и случайные (в отличие от групп). В прошлом социологи (Ле Бон, Тард и др.) отождествляли массу с толпой – случайным скоплением людей в одном месте и в одно время. Однако отличие массы от толпы заключается в количественном аспекте, в огромных масштабах измерения. С помощью понятия «масса» принято характеризовать поведение больших скоплений людей, составляющих население государств. Понятие «масса» политологи переносят на общество в целом, а его функционирование описывают по способу массового поведения в политике, которое может приобретать как организованную (например, политическое движение, поведение в организациях), так и спонтанную (толпа) формы.
Процесс массовизации политики имеет противоречие последствия. С одной стороны, он связан с демократизацией и политизацией политической жизни, которая перестаёт быть прерогативой высших государственных деятелей. Граждане всё больше проявляют самостоятельность, отстаивая свои права на демократическое участие. С другой стороны, как это показали Г. Лебон («Психология толпы», 1898) и другие социологи и психологи), массы, толпа, вышедшие на арену политической жизни часто проявляют иррациональность. Духовные процессы на массовом уровне характеризуются стереотипностью и примитивизмом политического сознания, неспособностью к предвидению последствий выдвигаемых требований. Немецко-американский политолог Х. Арендт (1902 – 1975) убедительно показала, что тоталитаризм возник в связи с процессом массовизации общества, который сопровождался обезличиванием индивидов, «атомизацией» индивидов, засильем бюрократии, крайностями политического поведения от апатии к бунту.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА –Взаимодействия между субъектами (акторами) международных отношений, имеющие специфически политическое содержание и характер.
Этимология термина. Понятие «М.П.» возникло благодаря английскому философу и юристу И. Бентаму в 1790 году. Заимствованное англоязычное понятие International politics (где слово inter означает между, а nation – государство, нация) буквально переводится как «межгосударственные политические отношения». В российской политологии термин используется с 1990-х гг.
Выделение международной политики из структуры международных отношений представляет собой сложную в теоретическом и практическом отношениях задачу.
Некоторые авторы ставят под сомнение применимость категории политика (politics) к сфере международных отношений. Они утверждают, что данный термин всегда связан с понятием «власть », которая в международной сфере отсутствует. Стремясь преодолеть это противоречие, многие учёные (например, Ганс Моргентау) определяют сущность международной политики как борьбу за власть, которая трактуется ими в качестве способности влиять на поведение индивидов, групп или государств согласно своим целям. Таким образом, существо международной политики измеряется её властным измерением. Государство здесь представлено, по выражению Р. Арона (1905 – 1983), двумя символическими фигурами – дипломата и солдата. Как субъект, обладающий властью и легальным правом на использование силы (как внутри своей территории, так и в международных делах), а также монополией на представительство страны, оно рассматривается всеми теоретиками в качестве главного актора.
Принципиальной особенностью международной политики является доминирование обладающих полным суверенитетом государств и, как следствие, отсутствие объединяющей и регулирующей их взаимные отношения власти. В связи с этим важнейшей проблемой международной политики является выбор между войной и миром в отношениях между государствами.
Ещё один аспект дискуссий относительно содержания понятия «М. П.» – это соотношение её с внешней политикой. М. П. начинается с деятельности, пересекающей государственно-территориальные границы. Однако в отличие от внешней политики, которая представляет собой цели и действия одного государства, направленные вовне и соответствующие реакции извне со стороны зарубежных акторов, М. П. по своей сути есть совокупность взаимодействий как минимум между двумя или большим числом государств. При всём том нельзя считать международную политику простой суммой внешних политик многих государств. М. П. – это особая сфера, расположенная между государствами. Она представляет собой некую систему отношений, которая оказывает влияние на внешнее поведение отдельных составляющих её элементов-государств.
Исходя из приведённых доводов, можно сделать вывод, что использование категории «международная политика» является вполне оправданным как с точки зрения теории, так и практики.
Международная политика имеет ряд особенностей. Первая из них – отсутствие центрального ядра – «мирового правительства», которое могло бы обладать принудительной властью и выступать в качестве «третейского судьи» при разрешении конфликтов. Впервые эту особенность раскрыл Томас Гоббс (1651). Гоббс указал на то, что если внутри политических сообществ царит порядок и законность, то в отношениях между ними – анархия и «война всех против всех». Поэтому государства, чтобы защитить себя и свои интересы, вынуждены полагаться на принцип «self-help» (самопомощи) и в некоторых случаях даже применять силу. Вторая черта – социальные нормы (право и мораль) в этой сфере оказывают свое регулирующее воздействие на поведение государств особым образом. Эти принципы могут выступать в качестве ограничителя и сдерживающего фактора внешней политики правительств. Однако их действенность ограничена и во многом зависит от доброй воли правительств или роли общественного мнения, а иногда и от международных санкций, применяемых противнарушителя. Ещё одной, третьей, особенностью международной политики является преобладание стохастических (стихийных, неуправляемых, трудно предсказуемых) явлений над регулированием и упорядочением отношений между странами.
В международной политике проявляются три типа взаимодействий между нациями-государствами: 1. Сотрудничество, основанное на общности интересов и выражающееся в торговле, политических союзах, экономической и политической интеграции и т. п. 2. Соперничество, вызванное расхождением интересов, стремлением обладать военным превосходством, рынками сбыта, источниками сырья и энергии, влиянием на решение международных вопросов. 3. Международный конфликт, приводящий иногда к возникновению опасных для мира кризисов. Международные конфликты выступают как в форме политической борьбы, так и войны.
Суверенные государства в современном значении появились ХVI – ХVII веках. Согласно нормам международного права, государство должно обладать тремя признаками: население, власть, территория. Международным сообществом учитывается и способность правительства осуществлять реальный контроль над территорией и населением, а также поддерживать отношения с другими суверенными странами. Историки международных отношений выделяют рубежную дату – 1648 год, когда был подписан Вестфальский мир. По одному из его ключевых условий за государствами был признан суверенитет. С этого времени политика окончательно разделилась на две сферы – внутреннюю и международную. Открылась новая страница в истории международных отношений, получившая название «Вестфальская эпоха».
Ныне государственная политика в решающей степени определяет характер международных отношений. В 2010 году насчитывалось 203 государственных образования – участников международной политики. Из этого числа 193 страны являются членами ООН. Государствами де-факто являются и 10 непризнанных территорий, претендующих на статус суверенных государств. На политической карте мира есть также государства, формально признанные международным сообществом, но неспособные осуществлять эффективную власть на своей территории (например, Сомали). Для обозначения таких «квазигосударств» используется термин «несостоятельное государство» (англ. Failed state).