Воспитательный аспект на уроках литературы




Н и для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в обществе и интерес к литературе как к предмету катастрофически снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. К величайшему сожалению, как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

 

Главными ценностями для многих стали умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.

 

Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…

 

Уникальная и неповторимая русская литература способна воскресить понятие «нравственной личности», включающей в себя многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность, - и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени.

 

Чем же она так уникальна и в чём её неповторимость? Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Русская литература сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.

 

Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни.

 

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться».

 

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде этических бесед и лекций, откровенного разговора, суть которых сводиться к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им.

 

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию.

 

Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог обучающегося с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

 

Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.

 

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

 

В центре внимания на современном уроке находится обучающийся, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых

 

Наряду с этим, есть и проблемы: сегодня в образование приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших обучающихся такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

 

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители.

 

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое преподавателя и обучающихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения преподавателя и обучающихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

 

Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.

 

Современный урок должен способствовать личностному росту учащегося, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому учащемуся обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала обучающегося, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Внеклассное мероприятие

На тему

«Дружба крепкая у нас».

Цель: способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

В результате занятия участники смогут:

- сформулировать законы дружбы,

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных заданий,

- приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Оборудование: вырезанные из картона лепестки для составления ромашки, ягодки с пословицами, грибки в корзинке, рисунки детей с портретами своих друзей, презентация «Наши школьные дела».

Ход мероприятия.

Вступительная беседа.

Учитель. – Ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о том, как она помогает людям.

- Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда

Если рядом друзья настоящие.

-Мы отправляемся на прогулку в сказочный лес дружбы. Посмотрите на карту леса.

Где бы вы хотели побывать? Давайте начнём путешествие!

С чего начинается дружба? (с улыбки) Давайте улыбнёмся, пусть у нас будет хорошее настроение! Встанем в хоровод и споём песню «Улыбка».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: