Форма работы: рисунок, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Планировать цели и пути самоизменения (Р)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (П)
При работе в группе учитывать мнение товарищей (К)
• Как заглянуть во взрослый мир?
• Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
• Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Форма работы: урок-беседа, проект
Характеристика видов деятельности:
Соотносить результат с целью и оценивать его (Р)
Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта (П)
Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки (К)
• Поведение человека зависит от его качеств.
• Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
• Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
• Что такое идеальное Я?
• У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (11часов)
Форма работы: урок-беседа, проект, интегрированное занятие
Характеристика видов деятельности:
Осознавать, что свобода не может быть безграничной (Р)
Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию (П)
|
Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (К)
• Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
• Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».
• Что такое «право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?
• В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».
• Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
7. Тематическое планирование«Тропинка к своему Я»
Класс
Раздел 1. Мои чувства (14 ч)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии урок-беседа | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками. | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. «Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах(К) |
2. | Радость. Что такое мимика рисунок | |||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | |||
4. | Жесты. | |||
5. | Радость можно передать прикосновением занятие-диспут | |||
6. | Радость можно подарить взглядом игра | |||
7. | Страх. | |||
Страх. Его относительность | ||||
9. | Как справиться со страхом. | |||
Гнев. С какими чувствами он дружит? интегрированное занятие | ||||
Как справиться с гневом? | ||||
12. | Может ли гнев принести пользу? | |||
13-14. | Разные чувства. просмотр видеофильма |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга ( 6 ч)
|
Качества людей | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П) Учиться работать в парах (К) | |
Люди отличаются друг от друга своими качествами тесты | ||||
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | ||||
18-20 | Как мы видим друг друга |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (8 ч)
Какой Я? | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», «Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения(К) | |
Мой автопортрет проект | ||||
Моё настроение | ||||
Какой ты? | ||||
25—28 | Я и другие урок-беседа |
Раздел 4. Трудности первоклассника (5 ч)
|
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. экскурсия | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) | |
Школьные трудности рисунок | ||||
Домашние трудности | ||||
На улице(поведение и общение) | ||||
Итоговое занятие занятие-диспут |
Второй класс
Раздел 1. Я – фантазёр (10 ч)
1. | Я - второклассник | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Разминка «Мы снова вместе». Упр. «Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. | Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К) |
Кого можно назвать фантазёром? урок-беседа | ||||
Я умею фантазировать | ||||
Мои сны рисунок | ||||
Я умею сочинять | ||||
Мои мечты | ||||
7-10 | Фантазии и ложь |
Раздел 2. Я и моя школа (9 ч)
Я и моя школа | Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. | Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации». Работа со сказкой «О ленивой звёздочке» | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К) | |
Я и мой учитель | ||||
Я и мои одноклассники | ||||
14-16 | Что такое лень? просмотр видеофильма | |||
17-19 | Как справиться с «Немогучками»? занятие-диспут |
Раздел 3. Я и мои родители (6 ч).
Я и мои родители | Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный результат. Участвовать в беседе «Почему родители нака- зыват детей?» | Конкурс рисунков «Моя семья», «История моей семьи». Составление родословной Этюд «Дружная семья» Подвижные игры: «Бабушка Маланья», «Ловишки» | Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал(П) Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К) | |
«Урок мудрости» (уважение к старшим» | ||||
22-23 | Я умею просить прощения интегрированное занятие | |||
24-25 | Почему родители наказывают детей? |
Раздел 4. Я и мои друзья (10).
Настоящий друг | Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. | Разминка «Добрые дела и отношения». Беседа» Нужно ли уметь дружить?». Работа со сказкой. | Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) | |
Умею ли я дружить? | ||||
Трудности в отношениях с друзьями игра | ||||
Я и мои «колючки» | ||||
Ссора и драка | ||||
31-32 | Что такое одиночество? занятие-диспут | |||
33-35 | Итоговое занятие |
Третий класс
Раздел 1. Умение владеть собой (8 ч)
Я – третьеклассник | Передавать внутренние черты характера через выразительные движения, позы. Моделировать положительные черты характера. | Разминка «Запретный номер». Этюды «Эгоист», «Злюка». Игры на расслабление «Кулачки», «Штанга», «Пружинки». | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением(Р) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(П) Контролировать свою речь и поступки(К) | |
Я – это мои цели. | ||||
Хозяин своего Я урок-беседа | ||||
4-5 | Не хочу быть плохим | |||
6-8 | Умей расслабиться тесты |
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 ч)
Мой любимый герой (примеры для подражания) | Работать с литературными текстами. Объяснять и обосновывать сделанный выбор. Моделировать и оценивать своё поведение в различных ситуациях | Разминка «Чувства и ассоциации». Упр. « Агрессивные чувства», «Изобрази ситуацию». Работа с текстами литературных произведений. | Извлекать необходимую информацию из текста(Р) Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять (П) Учиться толерантному отношению к другому мнению (К) | |
10-11 | Добро и зло (совесть) | |||
12-14 | Что такое хорошо и что такое плохо(хорошие и дурные привычки) | |||
15-16 | Конфликт. Моё поведение в трудных ситуациях интегрированное занятие |
Раздел 3. Культура общения (7 ч)
Волшебные слова | Познакомиться с понятием «этикет» Познакомиться с правилами поведения в обществе. Участвовать в игре-драматизации. Обсуждать особенности поведения в различных ситуациях. | Игра-драматизация «Кот, петух и лиса», «Теремок». Беседы «Ваши добрые поступки»,«Мнения». Упр. на развитие речи и доброго отношения друг к другу: «День рождения», «Уроки сказки». | Правильно строить речевое высказывание в устной форме(Р) Обогатить своё представление о культуре общения людей(П) Соблюдать правила этикета(К) | |
Учимся вежливо говорить игра | ||||
Я вам пишу | ||||
Мой день рождения | ||||
Мы смеёмся занятие-диспут | ||||
22-23 | Мальчик и девочка |
Раздел 4. Что такое сотрудничество (12 ч)
Что такое сотрудничество? | Участвовать в групповой работе. Обсуждать полученный результат. Сравнивать полученный результат с предполагаемым, делать выводы. Передавать разные чувства с помощью мимики. | Разминка «Умей сказать приятные слова». Упр. «Передай чувство», «Извини меня». Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?», «Я умею договариваться». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». | Определять и формулировать цель в совместной работе (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество (П) Уметь работать в группе, договариваться и приходить к общему решению (К) | |
Я умею понимать другого | ||||
Я умею договариваться с людьми рисунок | ||||
27-28 | Мы умеем действовать сообща | |||
29-31 | Что такое коллективная работа? | |||
32-35 | Итоговое занятие просмотр видеофильма |
Четвёртый класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности ( 11 ч)
Моё лето | Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли. Моделировать и анализировать ситуации. | Разминка «Летние впечатления». Упр. «Я-четвероклассник», «Роли», «Конкурс портретов». Беседа «Что такое способности». Этюды «Отгадай, кто я?», «Отражение в озере». Рисование «Мой автопортрет». Работа со сказкой. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях(Р) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях(П) Учиться самостоятельно решать проблемы общения(К) | |
Кто я? | ||||
Какой я? Большой или маленький? | ||||
Мои способности тесты | ||||
Мой выбор, мой путь | ||||
Мой внутренний мир | ||||
Кто в ответе за мой внутренний мир? урок-беседа | ||||
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | ||||
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? рисунок | ||||
10-11 | Что значит верить? |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5)
Моё детство | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. | Разминка «Вспомним детство». Упр. «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределённые картинки» Рисование «Любимая фотография» Беседа «Раньше и сейчас». Работа со сказкой | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит(Р) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения(П) Формулировать своё собственное мнение и позицию (К) | |
13-14 | Нужно ли человеку изменяться? занятие-диспут | |||
15-16 | Я расту, я изменяюсь |
Раздел 3. Моё будущее (5 ч)
Моё будущее Рисунок | Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья | Разминка «Заглянуть во взрослый мир». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Рисование: «Я в настоящем и в будущем». Беседа о взаимосвязи физического и психологического здоровья | Планировать цели и пути самоизменения (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости(П) При работе в группе учитывать мнение товарищей(К) | |
18-19 | Кем бы я хотел стать? | |||
20-21 | Хочу вырасти здоровым человеком. интегрированное занятие |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? (3 ч)
Кто такой интеллигентный человек? урок-беседа | Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал» Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. | Разминка «Качества человека и поведение» Упр.»Улыбнись как…», «Антонимы». Этюд «В ресторане». Беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?». Работа со сказкой | Соотносить результат с целью и оценивать его(Р) Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта(П) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки(К) | |
Хочу вырасти интеллигентным человеком. | ||||
Что такое идеальное «Я»? проект |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно? (11 ч)