Ты упомянул о том, что сомневаешься, стоит ли тебе практиковать концептуальную медитацию, поскольку медитация на концептуальную форму пустоты может привести в низшие сферы.
В общем, истоком всех поучений Дхармы является верное постижение природы пустоты. Поэтому она называется матерью всех Победоносных, пространством явлений (дхар-мадхату), или различающим знанием. Ее также называют утробой королевы, пространством, источником всех явлений, Э-ВАМ и так далее. Чтобы проиллюстрировать природу пустоты, учители передают все эти и другие символы, дух и буква которых относятся к Тайной мантре.
Именно из верного постижения пустоты проистекают такие категории, как восемнадцать видов пустоты в сутрах истинного (безусловного) смысла, и все различные аспекты стадий развития и завершения в Мантраяне. Например, как внешнее пространство является основой или истоком всех миров и существ, так и все явления сансары и нирваны проявляются из пространства пустоты и в нем же растворяются. В «Тантре безукоризненного плода» говорится:
Основа, порождающая все, что есть в сансаре и нирване,
Без исключения,
Есть пространство явлений,
не имеющее никакой формы,
Всепронизывающая ширь
Пробужденности, подобной пространству
Возникающая из состояния невозникновения.
Мириады волшебных образов
Появляются всевозможными способами.
Все, что возникает и существует, сансара и нирвана,
Формируется тем, что не имеет формы,
И предстает как явь.
Все едино в природе основы,
Подлинной реальности,
Что превосходит все рассудочные построения.
Незнание сути этой природы создает почву для возникновения запутанности. Пребывая в неведении относительно изначального единства пустоты и ясного осознавания, люди придерживаются ложных воззрений – нигилистически считая пустоту отсутствием всего или полагая, что пустота ограничена. Эти неправильные взгляды ведут только в нижние миры. Если же пустота постигается верно, то нет того, кто ушел бы в низшие сферы, как нет и ухода, и самих этих сфер.
|
В частности, в контексте Махамудры основа – это изначальное состояние сущности Ушедших к блаженству (Будд), которое спонтанно и вневременно присутствует в вас; это ваша истинная природа; ее нельзя изменить или исказить, увеличить или уменьшить; это пустое и ясное осознавание. Махамудра пути – это очищение загрязнений временной запутанности; оно совершается с помощью глубоких и быстрых методов, таких как шаматха и ви-пашьяна, фазы развития и завершения, искусные средства и мудрость, два накопления и так далее. Махамудра плода – это обретение власти над царством Дхармы, Три состояния Будд, которых не нужно искать нигде, потому что они всегда присутствуют в вас спонтанно, сами по себе. Вот качества, которые мы развиваем благодаря постижению сущности пустоты.
Приводит ли к перерождению в низших мирах концептуальная практика изучения пустоты – зависит от самого практикующего. Кроме того, таких концептуальных практик много. В обычных колесницах есть поучения Дхармы, использующие рассудочные любовь и сочувствие, Просветленный настрой и Шесть освобождающих действий. В особых системах Тайной мантры тоже есть поучения, основанные на понятиях и работе интеллекта, – например, продолжительные и краткие стадии развития или медитации на энергетические каналы, ветры и капли. Но если во всем этом будет всегда присутствовать важнейшее качество, то концептуальное становится неотделимым от концептуального. Что же это за качество? Это просто тройственная чистота. Например, в контексте Просветленного настроя это означает понимать, что объект, в отношении которого развивается этот настрой, субъект, развивающий его, и само умственное состояние имеют один вкус в пространстве естественной пустоты. То же самое касается Освобождающих действий и всего остального. Как только мы это понимаем, все концептуальные практики и методы, применяющие точку опоры, становятся причинами непревзойденного полного Просветления. В «Сутре благого пророчества» говорится:
|
Все явления лишены самостоятельной сущности
И свободны от признаков существ или Будд.
Вера в то, что нечто свободное от признаков
обладает ими,
Уводит вас в сторону от Просветления.
Так практикующие Дхарму заражаются концепциями.
Когда полностью понимаешь, что явления не содержат
реальной сути,
Что деяние всегда вне деятеля,
Ясно видишь, что цепляние за названия пусто.
Кто понимает, что причины и следствия
не имеют собственной природы,
Тот свободен от привязанности и потому знает Дхарму.
Кто понимает эту Дхарму непривязанности,
Тот увидит состояние Будды глазами чистоты.
Важно понять, что все концептуальные визуализации, такие как стадии развития Мантраяны, следует практиковать точно таким же образом. В соответствии со словами и действиями нашего мастера во время посвящения вазы, в любой стадии развития нужно визуализировать все возникающее, весь мир и его содержимое – существ, скандхи, первоэлементы, основы восприятия – с уверенностью в том, что все это изначально является природой Йидама. Видеть так – не означает умственно создавать что-то, что на самом деле иное. Приписывать подлинность ложному – это ошибочная относительная истина; с таким же успехом можно сколько угодно воображать кусок угля морской раковиной, но он никогда ею не станет.
|
Практики и визуализации каналов, энергий и первоэлементов представляют собой ключевые упражнения, методы, формирующие синхронность для постижения изначально присутствующей природы, основополагающего состояния всех явлений. Мы не представляем себе что-то, чего нет.
Все, что визуализируется, превращается в «концептуальные блуждания», если мы представляем это как постоянную реальность, привязываясь к объектам так, будто они прочные и неизменные. Следует понять, что визуализируемые формы суть проявления Махамудры нашего ума – они видимые, но лишены собственного существования, в точности так же, как отражение луны в воде. Их истинная природа вне концептуальных построений. Поэтому нет никаких оснований для помех, ошибок или заблуждений. «Тантра Сущности» описывает это так:
В совозникающей сути ума
Нет ни медитирующего, ни медитации.
Нет ни Йидама, ни мантры.
В природе, свободной от умопостроений,
И Йидам, и мантра полностью присутствуют.
Как прийти к такому постижению?
При обработке золота или серебра
Невозможно очистить руду не расплавив ее.
Поэтому ты должен уверенно обрести плод
Средствами посвящения, приносящего созревание,
И стадии развития.
Далее в тексте сказано:
Пять скандх суть пять семейств Будд,
А эти пять семейств – это пять видов мудрости.
Пять первоэлементов суть пять супруг.
Все внешние и внутренние основы
ваджрного чувственного восприятия
Суть непревзойденная мандала Бодхисаттв
мужского и женского облика.
Чтобы принести благо всем существам,
Из непрерывного потока целостного
Состояния истины
Излучаются Будда-поля и заполняют пространство.
И появляются бесчисленные телесные формы.
В абсолютном смысле нет стадии развития,
Поскольку пробужденность твоего собственного
осознавания совершенна, как Йидам.
Йидам – это твой ум, а твой ум – это Йидам.
Кристалл неотделим от окрашенного светового луча —
Эта неразделимость Йидама и ума
Есть недвойственное постижение Победоносных.
Здесь же мы читаем:
Молоко дойной коровы пропитывает все ее тело,
Но за рога ее не доят.
Чтобы добыть молоко, нужно тянуть корову за вымя.
Таково и Состояние истины самоосознавания:
Если знаешь суть метода и устных наставлений
Об изначальном состоянии Трех ваджр,
Все свойства Тела, Речи, Ума, Качеств
и Активности Будд
Проявятся в прямом восприятии,
а не в умозаключениях,
И ты обретешь совершенное состояние Будды
за одну жизнь.
Последнее утверждение означает, что если применять эту суть на основе, в которой тело, речь и ум изначально являются тремя ваджрами, то с помощью глубоких методов путей созревания и освобождения обретешь плод – качества Тела, Речи и Ума Победоносных. Это особое свойство Ваджрной колесницы Тайной мантры, глубокое сущностное поучение о том, как превратить плод в путь. Если ты получил устные наставления и благословение мастера для стадий развития и завершения с концепциями и без них, то сделать это несложно.
Стадия развития
Стадию развития начинают с очищения пустотой, при этом используется мантра «свабхава». Эта мантра должна напомнить нам о сущности пустоты, изначальной природы всех явлений, которая всегда пронизывает сансару и нирвану. Хотя сегодня многие верят, что назначение мантры «свабхава» – это создать временную пустотность, то есть привести все явления мира и существ в нем в состояние неопределенности.
Для чего же на самом деле нужно вспоминать о великой пустоте подлинной природы в начале стадии развития? Смысл этого действия в том, чтобы выразить почтение Праджня-парамите – матери всех явлений, из пространства которой непременно должны возникать все проявления сансары и нирваны. В форме небесного дворца и различных Йидамов излучается и проявляется не что иное, как естественное выражение этой пустоты, волшебная игра ее непрестанного ясного осознавания. Это великое единство никогда не отделялось от пространства необъятной пустоты сути вашего ума. Вот что называют стадией развития.
Что касается определенной группы Йидамов, которых вы представляете: ясное присутствие помогает вам не впасть в крайность нигилизма; помня чистую символику Йидама, вы не впадаете в крайность этернализма; и благодаря стабильной ваджрной гордости вы избегаете
случайной или фрагментарной визуализации. Это средство применяется для того, чтобы ваши трое врат не отклонились от трех ваджр; оно встречается в большинстве тантр и садхан Старой и Новых школ. Однако так практикуют совсем немногие.
По словам некоторых ученых, визуализация стадии развития в начале и растворение в стадии завершения в конце – это система Нагарджуны и его последователей, она служит для того, чтобы включить в путь рождение и смерть. Другие утверждают, что практику единства развития и завершения передавал Наропа со своими главными учениками. Хотя всяких систем много, между замыслами этих великих мастеров существенной разницы нет. Разные системы подходят для различных случаев, наклонностей и способностей учеников.
Некоторые мастера говорили, что все эти вариации можно найти в многочисленных разделах тантр, в то время как окончательный смысл в том, что развитие и завершение – не что иное, как единство. Почему? Потому, что изначально Основой является единство двух истин, а Плодом – единство двух состояний. Все проявляется из обширности пустоты и затем растворяется в фундаментальном потоке подлинной природы. Поэтому Учение гласит, что и проявление, и растворение суть не что иное, как единство, ясность и пустотность вашего собственного ума. Хотя сегодня люди практикуют развитие и завершение отдельно, перемежая их друг с другом.
Поэтому любая практика развития и завершения должна выполняться исключительно как причина непревзойденного Просветления – нашего собственного и всех существ, заполняющих пространство. Тем не менее похоже, что нынешние буддисты, практикующие стадию развития и произносящие садхану, слепо трудятся над визуализацией Йидама и повторением мантр, чтобы добиться преходящих эгоистических целей. Их интересует продление жизни, богатство, исцеление от болезни или удаление злых влияний; некоторые из них стремятся достичь малых свершений в йогической деятельности, чтобы приносить благо или не причинять вреда. Такие люди вряд ли обретут совершенство стадии развития. Цепляние за Йидама и мантру как за обыденную реальность без верного понимания тройственности символа, значения и признака таит в себе великую опасность. Это показывает история о том, как можно родиться голодным духом в форме Ямантаки. Какое бы учение ты ни практиковал, пойми, насколько важно серьезно отнестись к авторитетному тексту и совершенным устным наставлениям твоего мастера.
Сердечный центр
Ты расспрашивал о кажущемся противоречии: тексты учат, что нет такого места, где ум появляется, пребывает или исчезает; в то же время школа Ньингма, Старая система Тайной мантры, утверждает, что ум пребывает в сердечном центре и поддерживается сердечной «сферой, составленной из пяти чистых сущностей».
В целом, все поучения, данные Победоносными, содержатся в двух истинах. В этом контексте, с точки зрения сути самого ума, он полностью свободен от всех искусственно созданных признаков – появления и исчезновения, происхождения и обитания, прихода и ухода; у него также нет конкретных характеристик, таких как форма или цвет. Следовательно, в нем нет разделения на пребывающего и место пребывания. Сутра «Праджня-парамита» гласит:
Ум прошлого не виден.
Ум будущего не возник.
Ум настоящего не пребывает.
Там же сказано:
Не рожденное и не исчезающее —
Суть самого пространства.
Таким образом, ум есть просто абсолютная истина, подлинная природа (дхармата), которая превосходит бытие и небытие, постоянство и разрушение, приход и уход. Это не вакуум, «вообще ничем не занятый», поскольку изначальная сущность пустоты проявляет себя беспрепятственно, всевозможными способами. И это беспрепятственное многообразное проявление называется относительной истиной; кажется, что ему свойственно происхождение, пребывание и исчезновение. Но природа ума есть неразделимость Трех состояний Будд.
Что касается источника ума, его свободное выражение возникло из безграничной широты подлинной «основы всего», естественного состояния. Он не знает своей собственной природы; его несут кармические ветры ошибочного двойственного цепляния; он возникает как волшебное видение – проявляется, хотя и не существует. Что касается его местопребывания, то он опирается на это физическое тело и пронизывает его насквозь. Наконец, посмотрим, куда он исчезает: в минуту смерти движение потоков энергий и дыхания – ниточка, связывающая тело и ум, – прерывается, и сознание покидает тело через одно из отверстий органов чувств, в зависимости от индивидуальной кармы. Потом образуется связь со следующим рождением, каким бы оно ни было. Вот источник, местопребывание и путь исчезновения ума согласно относительной истине. В Тантре сияющего пространства сказано следующее:
Э Ма! Все существа трех сфер
Вертятся между происхождением, пребыванием
и исчезновением,
Как на ободе водяного колеса.
Источникума – безначальная основа.
Местопребывание ума – опора тела.
Путь исчезновения ума – объект для анализа.
Здесь и в других текстах происхождение, пребывание и исчезновение, соответствующие относительному смыслу, преподносятся очень подробно.
Три сферы сансары характеризуются этой волшебной видимостью – они не существуют, но проявляются; это нескончаемое магическое переплетение рождений и смертей, возникновений и растворений. В абсолютном смысле эта чудесная игра ниоткуда не происходит, нигде не остается и не теряется. Поэтому все явления сансары и нирваны суть лишь названия, слова, обозначения. Ничто не обладает никакой реальной или плотной сущностью. Все бытие и небытие, правда и неправда – это не что иное, как объекты, появляющиеся во сне. Человек, который принимает их за истинные или ложные, тоже не существует. «Сердце мудрости»[45]гласит:
Все явления суть пустота, лишенная характеристик,
не рожденная и не исчезающая.
В «Тантре Сокровищницы» сказано:
Вот как все проявляется:
возникают всевозможные вещи.
Вот каким все является: ничто не реально.
Утверждение, что ум пребывает в сердечном центре, как написано в тексте «Глубокий внутренний смысл»[46], это особая точка зрения Тайной мантры. Говорится, что когда в теле сходятся все благоприятные обстоятельства, в уме возникает постижение. Это контекст, в котором объясняются структуры энергетических каналов, потоков и сущностных капель Просветленного настроя в ваджрном теле, включая 72000 каналов, ответвляющихся от трех главных каналов и пяти колес, и так далее, а также связанные с ними потоки и капли. Поскольку «Глубокий внутренний смысл» и комментарии к нему очень подробно разъясняют все пункты многих разделов тантр, сводя их к одному, здесь больше нечего добавить.
Сердечная «сфера, составленная из пяти чистых сущностей», описывается во всех комментариях по тайным темам, включая тему ваджрного тела, в Старой и Новых школах. В сердечном колесе, состоящем из 32 спиц и называемом «корона из драгоценностей»[47], вокруг узла, сформированного соединением трех каналов, в четырех главных направлениях отходят потоки, и там находится форма слога ХУНГ в окружении четырех скрытых каналов-узлов: БХРУНГ, АНГ, ВАДЖРА и КХАМ. В их центрах находятся восемь чистых сущностей каналов. Три серединных канала – необусловленные (дхармата), и потому служат опорой для неизменных Трех состояний. Впереди расположен канал зеркалоподобной мудрости – опоры для остальных четырех видов мудрости. Справа – канал качеств, опора для проявления Чистых стран, небесных дворцов и так далее. Слева – три канала, соответствующие трем обыденным ядам, – опора для проявления любого сансарического запутанного мышления, кармы и мешающих эмоций.
В частности, в канале подлинной природы (дхарматы) находится желтый свет, который служит опорой, на которой покоится сознание – основа всего. Этот свет сформировался из чистой сущности плоти. Синий свет в канале мудрости – это чистая сущность дыхания, опора для «умственного сознания». Красный свет в канале качеств есть чистая сущность крови, опора для «загрязненного сознания». Темнокрасный свет в обычном канале – это чистая сущность жара, опора, на которой покоится сознание пяти органов чувств.
В центральном канале, кроме того, находятся слоги СУ и ТРИ, сформированные из нечистой части каналов. Они являются семенами и причинами привычных склонностей рождения в мирах полубогов и животных и пребывают в том, что их очищает, – слоге ОМ, сущности Тела Будды.
В переднем канале есть слоги А и НРИ, сформированные из нечистой части дыхания. Это семена для рождения богом или человеком; они находятся в том, что их очищает, – слоге ХУНГ, сущности Ума Будды. В правом канале есть слоги ПРЕ и ДУ, сформированные из нечистой части крови. Это семена перерождения в состояниях голодных духов и паранойи, и они находятся в том, что их очищает, – слоге А, сущности Речи Будды.
Мыслеформы мешающих эмоций, таких как пять ядов и возникающая из них жадность, и семена шести нечистых рождений в виде слогов являются основой для очищения и одновременно объектами, которые необходимо очистить. Все проявления мудрости Тела, Речи и Ума Будды, такие как Йидамы для визуализации, мантры, самадхи для практики и многое другое, происходят из трех сущностных слогов Тела, Речи и Ума Победоносных и являются средствами очищения. Когда тело, речь и ум практикующего очищаются и доводятся до совершенства как способности трех ваджр, плодом становится обретение Трех состояний Победоносных. Именно это считается важнейшим поучением.
Например, в центре всех каналов находится канал, сформированный из чистой сущности центрального канала, известный как «канал без узлов», «чистая трубка кати», «царь каналов кроличий глаз», или бхасанту. Он тонкий и гибкий, прозрачный и яркий, подобно белой шелковой нити, а заканчивается образованием, похожим на устье колокольчика. У обычных людей канал направлен вниз и закрыт. У людей, обладающих опытом и постижением, великих существ и Бодхисаттв, он приоткрыт и повернут вперед. У тех же, кто достиг совершенного состояния Будды, он открыт полностью и смотрит вверх. Говорят, что благодаря этому такие люди полностью раскрывают мудрость знания и сочувствие.
В этом превосходном канале суть пробужденности, составляющей основу, присутствует как неразрушимая капля в форме слога ХУНГ. Она размером с горчичное зернышко, цвета чистого хрусталя или ртути, и ее окружает световая сфера пяти чистых сущностей. Она воплощает Состояние истины мудрости-осознавания, изначальную подлинную природу, абсолютную истину, великое единство ясности и пустоты.
Некоторые утверждают, что это неверно; небуддисты, исповедующие этернализм, утверждают, что вещество ума обитает в сердечном центре в виде яйцевидного кокона, прочного и неразрушимого, и размер его соответствует особенностям человека. Это и есть сфера, состоящая из пяти чистых сущностей. Но, собственно, поскольку эта сущность наделена пятью видами мудрости и проявляется, хотя и лишена собственной природы, сравнивать эти два понятия нет оснований. «Прославленная тантра вечного единения» гласит:
У цветка лотоса в сердечном центре
Есть восемь лепестков и середина.
Канал, проходящий через середину,
Похож на пламя масляной лампы,
По форме напоминает цветок райского банана.
Устье его наклонено вперед.
В середине его обитает дак
Размером с горчичное зернышко.
Неразрушимый семенной слог ХУНГ,
Постоянный, как выпавший снег,
Называется «бхасанту».
Это радует сердца всех живущих.
Тайная тантра «Сияющее солнце пространства Ясного света» гласит:
Озаряющая все хрустальная трубка кати,
Тело великой пробужденности, основа,
Проявляется в цветке лотоса
И восходит как пространство совершенной мандалы.
«Тантра безупречной сути» продолжает:
На центральном канале, произрастая
из стержня поддержания жизни тела,
Находятся пять колес, подобных зонтиками
со спицами из пустотелых медных трубок.
Канал, содержащий их чистую суть,
Является абсолютным центральным каналом
подлинной природы.
Все остальные каналы ответвляются
От этого великого невозникающего пути,
Как листва древа исполнения желаний
простирается во все стороны.
Поскольку ядро этой системы связано
с сердечным центром,
Сердце есть опора сознания и жизненных сил.
Чистая суть плоти – это центральный канал.
Чистая суть жара – пламя короткого А.
Чистая суть капель – ХАНГ великого блаженства.
Чистая суть дыхания – это энергия жизни.
Чистая суть ума есть сознание-сокровищница.
В этом укрытии пяти чистых сущностей
Пребывает абсолютный Йидам —
изначальная пробужденность,
Единственный источник Просветления.
В том же тексте сказано:
Царь всех энергетических каналов в сердечном центре
Есть то, что называют кроличьим глазом.
Как цветок колокольчика, он закрывается и открывается.
У обычных существ он закрыт и опущен:
Восприятие загрязнено неведением.
Благодаря качествам медитации он открывается
и обращается вперед:
Двойственный опыт сансары и нирваны переживается
как иллюзия.
У Будд он полностью открыт и поднят:
Свет пробуждения проявляется в совершенстве.
Все это подробно объясняется не только в системе Старой школы, но и во многих тантрах Новых школ. «Тантра единения» продолжает:
Красота этого знаменитого канала
Ничем не запятнана.
Чистый, как сияние кристалла,
Просветленный настрой есть сияющая пробужденность.
А вещество пяти видов мудрости —
Размером с горчичное зернышко.
Текст «Пять ступеней» гласит:
Если человек медитирует
На эту единственную неизменную сферу,
Которая всегда пребывает в сердце, —
В нем определенно зародится мудрость.
Кроме того, в «Двухчастной» сказано:
Великая мудрость содержится в теле.
Сараха однажды изрек:
Хотя ученые способны объяснять шастры,
Они не сознают, что великая мудрость
присутствует в теле.
Об этом говорится во множестве текстов, комментариев и наставлениях, созданных йогинами[48], достигшими совершенства. Вкратце, эта сфера, состоящая из пяти чистых сущностей в сердце, является важнейшей опорой для абсолютного Просветленного настроя. Благодаря взаимодействию тела, ума, каналов и энергий, все методы и ключевые поучения для медитации на сияние зависят от сердечного центра. В этом заключается главная причина того, что абсолютно все практики стадии развития на Йидамов должны опираться на семенной слог в сердечном центре, а три «саттвы» [49], вращающаяся цепочка мантры и все визуализируемое излучение и возвращение связаны с сердечным центром.
В минуту смерти, благодаря тому, что энергии и сознание стекаются в капли в сердечном центре, появляется сияние, пребывающее в качестве основы. Это происходит даже у мельчайшего насекомого, и именно поэтому люди, обладающие способностью практиковать, освобождаются в первом бардо. Кроме того, все качества сознания и энергий, входящих в центральный канал, проявляются как благая способность применять это ключевое средство.
Согласно наставлениям по циклам практики Великого совершенства системы Ньингма, есть шесть светильников: светильник плоти читта, белый и гладкий светильник нади, широкозахватный водный светильник, светильник чистого пространства, пустой светильник бинду и светильник самосущего знания. Кроме того, называют еще светильники врожденной основы, состояния бардо и окончательного плода – итого девять. Эти светильники суть не что иное, как сущностное наставление, данное в этой главе.
Как указано во вступительных разделах тантр, мандала Победоносных спонтанно присутствует в теле практикующего. Это значит, что пять семейств Будд и другие 42 мирные формы в неразрушимой сфере, состоящей из пяти чистых сущностей в сердечном центре, а также проявление их сияния, то есть 58 грозных форм во дворце из кости, в котором пребывает мозг, – все они по сути являются Состоянием истины, по природе – цветным светом, а по форме – сферами чистой сущности. Во время бардо подлинной природы (дхарматы) переживание таково, будто они заполняют вселенную нашего индивидуального восприятия. Когда охватишь эти просветленные формы практикой ключевых наставлений, достигнешь Освобождения. Если не можешь понять, что они являются твоим собственным восприятием и принимаешь их за что-то другое, ощущаешь ужасный страх и не обретаешь Освобождения. То, как все это происходит, весьма подробно описано в бесчисленных сущностных наставлениях (о бардо).
К сожалению, многие люди из других тибетских традиций считают Учение Ньингмы, в частности, Дзогчен, недхармической системой и отвергают ее утверждения, даже не включая их в секции буддийского канона.
Большинство из тех, кто притворяется последователем Ньингмы, обманывают себя выполнением охранных ритуалов или изгнанием духов, уничтожением или устранением помех, а также церемониями «выкупа ради защиты», усмирением духов с помощью крестов и веревок или астрологией. На тот небольшой доход, которой им приносят все эти действа, они кормят своих жен и детей, живя таким образом, они, конечно, не практикуют глубоких поучений Великого совершенства; даже толстые тома священных текстов у них превратились в гнезда насекомых. Я вижу это и не могу помочь, хотя чувствую глубокую печаль.
Оставим в стороне тексты Ньингмы; если такие люди, как ты, чьи глаза мудрости широко открыты, бросят беглый взор на безбрежный океан рукописей великого сиддха Карма Пакши, там налицо тот же взгляд и такая же практика медитации. Более того, смысл всей «Сердечной сущности Великого совершенства» можно объяснить на основе глубокого учения Карма Ньингтиг, которое появилось тогда, когда всеведущий Кармапа Рангджунг Дордже имел видение Вималамитры. Так сказано в примечании к этому тексту.
В контексте поучений о сердечном центре как опоре и месте пребывания ума стоит добавить, что обычные люди считают сердце средоточием жизни. Один из трактатов по медицине гласит:
Канал, обостряющий мыслительные способности,
Покоится в сердце и окружен
Пятьюстами второстепенными каналами.
Хотя именно сердечный центр поддерживает жизненные силы и отвечает за долголетие, сказано также, что те, кто практикует раскрепощение[50], выбирают его как объект сосредоточения.
Поскольку это соотносится со смыслом низших разделов Тайной мантры, как сказано в «Абхисамбодхи Вайрочаны» и других текстах, во многих ритуалах посвящений вы найдете такую визуализацию: «Представляйте, что в сердечном центре на лунном диске, который является сущностью относительного Просветленного настроя, находится ваджра с пятью лучами – сущность абсолютного Просветленного настроя». Такие утверждения символизируют неразрушимую сферу сердечного центра.
Системы тантр Чакра-самвара, Хеваджра, Гухья-самаджа и Калачакра учат, что когда вы в совершенстве освоили практику Тайной мантры, вы достигаете Просветления в форме Состояния радости, в подлинной Акаништхе индивидуального восприятия. Система Великого совершенства упоминает о том, как мандала Состояния радости расположена в сердечном центре, как проявляется бардо подлинной природы и как достичь освобождения. Все эти поучения одинаково передают постижение истинного смысла.
Кроме того, благодаря силе единой основы внешнего, внутреннего и иного[51], местом, в котором тысяча Будд Доброй эпохи этого мира Саха достигнут подлинного и окончательного Просветления, является Ваджрный трон (Бодхгайя), сердце материка Джамбу. Говорят, что это доказывает единство основы внешнего и внутреннего.