Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагоги чес кой экспертизы образовательной среды необходимо следующее:
1. В каждом блоке (например, блок «Местные экскурсии») пометить ту строку, в которой, на Ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы. ВНИМАНИЕ! В некоторых блоках (например, «Гости») отдельные строки в столбце баллов помечены значком «+». Это означает, что можно не ограничиваться выбором одной строки в блоке, а отмечать несколько «подходящих» строк.
2. Каждый блок снабжен дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать свое содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ! Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.
3. Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.
4. Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра (эта сумма не может превышать 10 баллов), и записываются в строку «итоговый балл» под названием соответствующего параметра (например, «Широта образовательной среды»).
5. Используя схему на рис. 13, определить коэффициент модальности для анализируемой образовательной среды и записать его в соответствующую строку таблицы.
6. Умножить значение «итогового балла» на «коэффициент модальности» и полученный результат (который должен представлять собой число не больше 13) записать в свободную ячейку таблицы рядом с названием анализируемого параметр.
|
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Широта – качественно-содержательная характеристика, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.
Итоговый балл | |||
Коэффициент модальности | |||
1. Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте) | |||
1.1 | Практически не проводятся | ||
1.2 | Проводятся, но не для всех учащихся | 0,2 | |
1.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
1.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
1.5 | Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
2. Путешествия | |||
2.1 | Практически не бывает | ||
2.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
2.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
2.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
2.5 | Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
3. Обмен педагогами | |||
3.1 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | ||
3.2 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер | 0,1 | |
3.3 | Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях | 0,3 | |
3.4 | Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) | 0,7 | |
3.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
4. Обмен учащимися | |||
4.1 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | ||
4.2 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | |
4.3 | Производится систематический прием школьников из других учебных заведений | 0,3 | |
4.4 | Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | |
4.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
5. Широта материальной базы | |||
5.1 | Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные | ||
5.2 | Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | |
5.3 | Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | |
5.4 | Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | ||
5.5 | Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет) | 1,25 | |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
6. Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.) | |||
6.1 | Практически не бывает | ||
6.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
6.3 | Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения | 0,5 | |
6.4 | Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения | 0,7 | |
6.5 | Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
7. Гости | |||
7.1 | Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | ||
7.2 | Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами | + 0,1 | |
7.3 | Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) | +0,2 | |
7.4 | Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | +0,4 | |
7.5 | Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей | +0,55 | |
7.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
8. Возможности выбора образовательных микросред | |||
8.1 | Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | ||
8.2 | Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам | 0,1 | |
8.3 | Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам | 0,2 | |
8.4 | Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) | +0,4 | |
8.5 | Учащиеся имеют возможности выбора учителей | +0,55 | |
8.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
|
|
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Уровень требований к учащимся | ||
1.1 | К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | |
1.2 | Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 |
1.3 | Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта | |
1.4 | Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования | |
1.5 | Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза) | 2,5 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
2. Интерактивные формы и методы | ||
2.1 | В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала | |
2.2 | Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 |
2.3 | Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования | |
2.4 | Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении | 1,5 |
2.5 | Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
3. Учебная нагрузка учащихся | ||
3.1 | Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | |
3.2 | Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | |
3.3 | После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий) | 1,5 |
3.4 | После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания | |
3.5 | Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
4. Организация активного отдыха | ||
4.1 | Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения | |
4.2 | В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | +0,5 |
4.3 | На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | +0,7 |
4.4 | На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | +0,8 |
4.5 | Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) |
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Осознаваемость образовательной среды – степень включенности в нее субъектов образовательного процесса.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Уровень осведомленности об учебном заведении | ||
1.1 | Практически никто из учащихся,педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | |
1.2 | Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения | 0,3 |
1.3 | История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 |
1.4 | Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения | |
1.5 | Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения | 1,4 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |
2. Символика | ||
2.1 | Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | |
2.2 | Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | +0,25 |
2.3 | Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | +0,25 |
2.4 | Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия | +0,25 |
2.5 | Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | +0,25 |
2.6 | Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения | + |
2.7 | Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | +0,25 |
2.8 | Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) | |
3. Формирование осознаваемости | ||
3.1 | Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | |
3.2 | Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения | +0,1 |
3.3 | Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 |
3.4 | Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 |
3.5 | Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка | +0,4 |
3.6 | Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 |
3.7 | Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) | |
4. Связь с выпускниками | ||
4.1 | Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | |
4.2 | Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году | 0,2 |
4.3 | Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками | 0,6 |
4.4 | Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 |
4.5 | Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 |
4.6 | Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 |
4.7 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |
5. Активность сотрудников | ||
5.1 | Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | |
5.2 | Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 |
5.3 | Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи | 0,6 |
5.4 | Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |
5.5 | Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |
6. Активность учащихся | ||
6.1 | Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | |
6.2 | Значительная часть учащихся охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 |
6.3 | Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 |
6.4 | Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |
6.5 | Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.4) | |
7. Активность родителей | ||
7.1 | Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | |
7.2 | Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 |
7.3 | Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 |
7.4 | Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |
7.5 | Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
7.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 1,4) |
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Команда единомышленников | ||
1.1 | Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | |
1.2 | Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 |
1.3 | В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 |
1.4 | Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 |
1.5 | В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |
2. Концепция развития учебного заведения | ||
2.1 | Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции» | |
2.2 | Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 |
2.3 | Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления | 0,6 |
2.4 | В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | |
2.5 | Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |
3. Формы работы с педагогическим коллективом | ||
3.1 | Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется | |
3.2 | На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 |
3.3 | Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 |
3.4 | Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 |
3.5 | Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) | |
4. Включенность учащихся | ||
4.1 | Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения | |
4.2 | Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 |
4.3 | Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 |
4.4 | Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 |
4.5 | Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1.7) | |
5. Включенность родителей | ||
5.1 | Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения | |
5.2 | • На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 |
5.3 | • Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы | 0,8 |
5.4 | • Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями | 1,3 |
5.5 | • Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,7 |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.7) | |
6. Реализация авторских образовательных моделей | ||
6.1 | Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки | |
6.2 | • Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта | 0,3 |
6.3 | • Ученые – авторы образовательной концепции учебного заведения – периодически консультируют как администрацию, так и педагогов | 0,8 |
6.4 | Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными – авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 1,2 |
6.5 | • Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые – авторы образовательной концепции – работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 1,6 |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,6) |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе | ||
1.1 | • Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией | |
1.2 | Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | +0,4 |
1.3 | Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | +0,8 |
1.4 | Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | +0,4 |
1.5 | В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами | +0,9 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5) | |
2. Взаимоотношения с учащимися | ||
2.1 | Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | |
2.2 | Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием | +0.4 |
2.3 | Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0.8 |
2.4 | Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом | +0.4 |
2.5 | Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку | +0.9 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
3. Взаимоотношения с родителями | ||
3.1 | Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | |
3.2 | Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем | +0,4 |
3.3 | Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 |
3.4 | Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом | +0,4 |
3.5 | Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку | +0,9 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
4. Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды | ||
4.1 | Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано, прежде всего, на сообщение серьезной информации | |
4.2 | В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) | +0,3 |
4.3 | Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению | +0,5 |
4.4 | Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги | +0,7 |
4.5 | Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п. | +1 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5) |
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Доминантность – характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Значимость для педагогов | ||
1.1 | Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | |
1.2 | Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально | |
1.3 | В учебном заведении есть группа педагогов. для которых в их работе заключен главный смысл жизни | |
1.4 | Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | 2,5 |
1.5 | Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,3 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 3,3) | |
2. Значимость для учащихся | ||
2.1 | Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей | |
2.2 | Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом | |
2.3 | Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей | 1,5 |
2.4 | В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. | 2,5 |
2.5 | Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,4 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) | |
3. Значимость для родителей | ||
3.1 | У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом | |
3.2 | Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами | |
3.3 | Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей | 1,5 |
3.4 | Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам | 2,5 |
3.5 | Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов | 3,3 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3.3) |
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Когерентность (согласованность) – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.