ЗАНЯТИЕ №7
АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ.
Задачи.
1.Дать представление о правилах, соблюдение которых поможет в адаптации на рабочем месте.
2.Познакомить с правилами поведения в коллективе.
3.Охарактеризовать основные условия для служебного роста.
Оборудование.
Тест «Ждет ли Вас успех?»
Словарь.
Адаптация социальная - [лат.adapto – приспособляю и socialis - общественный] – 1)постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2)результат этого процесса.
Профессиональный успех – это самооценка достигнутого профессионального уровня, индивидуальное восприятие человеком того, насколько полно используются его способности и насколько широки возможности для самовыражения, предоставляемые конкретной профессиональной деятельностью.
План
1.Адаптация в коллективе.
2.Профессиональная компетентность – залог успеха.
3.Повышение квалификации и профессиональный рост.
4.Развитие талантов вне работы.
Получить работу по специальности – важный шаг на пути успешной карьеры. Но удержаться на полученном месте – задача не из легких, особенно в условиях сильной конкуренции.
АДАПТАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Итак, вы приняты на новую работу. Возможно, вы долго и непросто шли к тому, чтобы занять это место. И естественно вы взволнованы. Как вас встретят в новом коллективе? Будете ли справляться с новой работой? Или к вам предъявят такие требования, что будет тяжело? Помогут ли вам? Будете ли вы чувствовать себя хорошо и уверенно на новом рабочем месте? Беспокойство по поводу этих и подобных им вопросов понятно и вполне оправдано. И в большинстве случаев оно проявляется вполне конструктивно – в форме высокого рабочего тонуса, повышенного внимания к тем заданиям, которые вам поручаются, к тому, как ведут себя и действуют окружающие. Эта общая реакция вновь принятого на работу сотрудника. Человек стремиться приспособиться к изменившимся условиям внешнего окружения.
|
Основной закон психофизиологической организации биологического существа гласит, что любые – даже самые позитивные – изменения внешней среды требуют приспособления к ним, что осуществляется путем повышения активности в работе вех систем организма и психики. Логика этой реакции такова: любые внешние изменения определяются организмом как новизна, а любая новизна, в свою очередь, это неопределенность – невозможность полностью прогнозировать и контролировать варианты развития будущего. Следовательно, неопределенность представляет собой потенциальную угрозу: вдруг что-то пойдет не так? Устранение потенциальной угрозы, т.е. уменьшение неопределенности, требует действий – познания, проверки, определения новых возможностей, которые в вою очередь, требуют дополнительного расходования энергии, повышенного внимания, более быстрого мышления и пр. Вот почему вновь принятый сотрудник, при самом благожелательном к нему отношении, чувствует и тревогу, и беспокойство, и желание понять, как все устроено на его рабочем месте и во взаимоотношениях между людьми в коллективе. Этот период вхождения в новый коллектив ученые называют периодом «острой адаптации» сотрудника. Наблюдения показывают, что он длится обычно один – два месяца.
|
Здесь важно понимать, что и другие члены коллектива переживают нечто подобное. Ведь новый сотрудник также представляет для них существенный элемент неопределенности. Как новый сотрудник будет вести себя? Как он будет работать? Поэтому и другие члены коллектива, хотя и в более мягкой форме, проходят период острой адаптации к новому сотруднику.
К сожалению, большинство людей считают, что окончание периода острой адаптации знаменует собой полное приспособление к новой работе. Но это не так. Период острой адаптации заканчивается в тот момент, когда у работника возникает ощущение, что он справляется с порученной работой и познакомился с членами коллектива – знает, чего от них ожидать. Иными словами, уровень неопределенности снижен до приемлемых пределов, и нет больше необходимости в высоком напряжении и расходовании большого количества внутренних ресурсов. Возникает ощущение, что ситуация на работе предсказуема. После этого работник вступает в новый период адаптации, который можно назвать периодом «оптимистических ожиданий». Он характеризуется тем, что рабочее и общепсихологическое напряжение нового работника снижается до привычного, оптимального для него уровня. И здесь могут возникнуть непредвиденные для него проблемы.
Дело в том, что и в работе, и в отношениях между людьми, помимо четко определенных формальных правил, всегда есть какие-то неписаные законы, характерные для данного коллектива. Например, кто-то из членов коллектива совершенно не выносит шуток в свой адрес, какие-то темы являются запретными для обсуждния. Для людей, давно взаимодействующих между собой. Эти правила кажутся настолько естественными, что о них не только не говорят, но даже и не осознают их. Люди просто ведут себя в соответствии с ними, но остро переживают их нарушение.
|
Проблема состоит в том, что новый член коллектива в период острой адаптации познавал в основном самые общие, формальные правила своей работы, и именно к ним он приспособился. Нюансы поведения и взаимоотношений оказывались малодоступными для него, поскольку он усваивал более общие правила работы и поведения. Усвоив их, новый сотрудник как бы внутренне раскрывается, начинает участвовать в эмоциональной жизни коллектива, испытывая при этом оптимизм в отношении будущего.
В периоде «оптимистических ожиданий» существенно повышается вероятность того, что новый сотрудник или наступит кому-нибудь «на любимую мозоль». Или совершит какую-либо оплошность в работе, или сделает что-то такое, что другие сотрудники считают своей работой. Одновременно коллектив будет спрашивать с нового сотрудника за эти оплошности так же, как с любого другого, потому что «оптимистические ожидания» сводятся к тому, что новичок знает все нюансы работы. Это взаимное непонимание может очень легко вылиться в эмоциональный конфликт. Взаимные обиды и склоки. Именно поэтому многие новые сотрудники начинают испытывать разочарование в работе на четвертый – пятый месяц работы. И именно в этот период велика вероятность увольнения нового работника.
Если увольнения не произошло, то новый работник и коллектив вступают в период, который носит название «вторичной адаптации». Взаимное непонимание, возникшее на этапе «оптимистических ожиданий», как бы отбрасывает коллектив на этап «острой адаптации», но уже на новом уровне взаимодействия. В период «вторичной адаптации» происходит освоение новым сотрудником неписаных правил и норм, присущих данному коллективу. Одновременно коллектив вырабатывает некоторые правила относительного того, как взаимодействовать с новым сотрудником. В этом периоде сотрудник окончательно занимает свое место в коллективе – становится его полноправным членом.
Как правило, полгода потребуется на то, чтобы правильно сориентироваться на новом рабочем месте: преждевременные поспешные решения могут привести к необратимым последствиям. Не следует торопиться привлекать к себе чрезмерное внимание с самого начала, это может насторожить ваших коллег. С целью ознакомления с местом работы нужно познакомиться с основными подразделениями и главными людьми. Попробовать разобраться, как и кем принимаются решения. Часто самое важное и определяющее мнение может оказаться у того, кто держится в тени, но может влиять на руководство. Обратите внимание, кто с кем общается, кто с кем дружит. Главное – ощутить, какой в коллективе климат. Необходимо постараться учесть стиль, принятый в данном коллективе. Лучше всего в первое время не выделяться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Это относится и к манере себя держать: не ставить себя выше или ниже окружающих. Приветливое дружелюбие – лучший ключ к признанию в новом коллективе (47, с.70). Надо стараться поддерживать хорошие отношения со всеми, никогда не участвовать в конфликтах и склоках.
Знакомясь с коллегами. Пытайтесь помочь всем, чем можете, будьте внимательны к окружающим, обращайтесь не стесняясь за советом. Выберите себе формального и неформального наставника. Первые 1-2 месяца на новой работе обычно становятся как бы испытательным сроком, даже если это и не предусмотрено. В это время формируется представление о вас как о человеке и профессионале, а за это время и вы сможете оценить, «что к чему и что почем» (24, с.130).
Но сегодня практически везде предусмотрен испытательный срок. Для его успешного прохождения можно посоветовать:
· не сидите без дела. Такое часто бывает, когда одно задание выполнено, а другое еще не поступило. Можно изучить какие-либо инструкции, документы;
· будьте инициативны, предлагайте новые идеи, участвуйте в проектах;
· запомните имена ваших коллег, с которыми постоянно приходиться общаться;
· присмотритесь к обычаям и правилам коллектива и постарайтесь соблюдать их.
Следует помнить, что за период испытательного срока испытывают не только вас, но и вы присматриваетесь к новой работе. И если вы почувствовали, что это совсем не то, что вы искали, лучше сразу откажитесь от данного места. Надо относиться к испытательному сроку как к трамплину на пути к успешной карьере.
Можно сформулировать ряд правил, соблюдение которых поможет в адаптации.
1. Ежедневно составляйте перечень задач, степень их важности и время, необходимое для выполнения каждой из них.
2. Постарайтесь разобраться, кто и как оценивает вашу работу, что входит в ваши обязанности.
3. Не следует стесняться переспрашивать, уточнять что-либо.
4. Вы не потеряете, а сэкономите время, если не будете чересчур торопливы.
5. Важно выполнять все квалифицированно своевременно.
6. Необходимо вовремя начинать свой рабочий день, не тратя время на раскачки.
Для того чтобы правильно и четко владеть технической стороной дела, важно уметь оценивать себя, знать свои достоинства и недостатки. Своим развитием лучше заниматься самому по определенной системе. Многие даже не осознают своих талантов и сильных сторон. А при правильном их использовании на новой работе они способствуют успеху дела. Ошибки и недостатки, напротив, тормозят его, когда мы ничего не делаем для их устранения. Эти недостатки находятся в нас самих и препятствуют раскрытию способностей. Для скорейшего искоренения недостатков необходимо чаще и требовательнее спрашивать с себя, изменять способы своей деятельности, использовать передовые методы в работе. Не следует пренебрегать таким методом воздействия, как личное обаяние. Обаяние всегда способствует успеху в профессиональной деятельности, расширению круга друзей. Человеку будет легче осваивать новую работу, если он сумеет быть обаятельным, уверенным в себе, способным правильно себя оценить. Внимание к подобным качествам поможет обрести гармонию в общении с коллективом, а значит, и помочь деловому успеху. Обаяние – это успешная подача всех личностно-деловых качеств и умений новичка. Какие это качества?
Во-первых, это интеллектуальный потенциал личности. Во-вторых, это психологические знания и умения. Они играют значительную роль при адаптации в новом коллективе, налаживания в нем коммуникационных связей. Психологическая подготовка позволяет избежать шаблона в утверждении личной репутации.
Человек не может быть один, ведь в обществе обязательно поддерживаются человеческие отношения. Поэтому необходимо присматриваться к людям, с которыми вам приходится иметь дело.
Чаще всего, если вы приходите работать в школу, то ваше вступление в должность или введение в профессию сводится к краткой дружеской беседе с непосредственным начальником. И для вас первые дни на рабочем месте будут напоминать один из способов обучения плаванию – или вы тонете, или выплываете. Как бы ни сложились обстоятельства, в не должны терять здравый ум в начале деятельности на новом поприще.
Надо использовать ваши первые дни на новом месте в качестве наблюдательного периода и попытаться найти ответы на следующие вопросы.
· Что люди носят? Ходят в одежде «строго в полоску» или в обычной? В каждой организации может существовать свой стиль в одежде.
· Какие правила неукоснительно соблюдаются, какие воспринимаются не совсем серьезно?
· Как люди, занимающие аналогичные с вами должности ведут себя? На первых порах вам лучше принять стиль поведения своих сослуживцев, стоящих на одной с вами ступени иерархической лестницы.
· Как напряженно трудятся коллеги? Есть ли соперничество, или работают по мере своих сил и умений?
· Как коллеги относятся друг к другу? Встречаются ли вместе вне рабочей обстановки7 Есть ли трения между некоторыми из сотрудников?
· Кто на самом деле командует парадом? Кто принимает решения? К чьим выводам и суждениям прислушиваются? Должность человека часто может не говорить об этом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА.
Человек на любой работе должен стремиться стать профессионалом. Для достижения своих целей и прогресса в карьере вам надо уметь работать с людьми. Шесть правил, чтобы понравиться людям:
· искренне интересуйтесь другими людьми;
· чаще улыбайтесь;
· помните, что каждому приятно слышать свое имя;
· будьте хорошим слушателем;
· говорите о том, что интересует собеседника;
· искренне внушайте собеседнику сознание его значительности.
Практика показывает, что подавляющее большинство работающих неизбежно имеет дело с документами. Это так называемая обязательная, стандартная документация, с которой необходимо уметь работать профессионально. Если вы этим не владеете, то ваша способность профессионально организовывать информацию в целом весьма сомнительна. Полезно документировать очень многое из того, что вы делаете. Можно завести специальную папку, куда собирать выдвинутые идеи, полученные похвалы, поданные предложения, выполненные поручения и т.п. Использовать календари-еженедельники, рабочие папки и продуманную систему хранения материалов. Что касается идей, то их надо беречь. А не расточительно разбрасывать.
Итак, не следует торопиться привлекать к себе чрезмерное внимание с самого начала, это может насторожить ваших коллег. Надо начинать работу в коллективе спокойно, но не быть слишком пассивным. Приветливое дружелюбие – лучший ключ к признанию в новом коллективе. Не надо стесняться переспрашивать, уточнять задания. Не надо откладывать работу на потом, нужно не страшиться ее, а приниматься за дело незамедлительно.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.
Человек, стремящийся сделать карьеру, может продвигаться по служебной лестнице почти безгранично, но для этого требуется масса усилий. Как только вы получили место работы и приступили к выполнению служебных обязанностей, вам может показаться, что все уже сделано. Карьера будет управляться сама собой. Но это абсолютно неверно. В школе, например, вы обязаны проходить аттестацию каждые? года. За это время делается обзор ваших достижений, определяется проблема над которой вам следует работать. Ваше руководство советует, что следует улучшить в вашей служебной деятельности и дает рекомендации в отношении вашего будущего. А вы при этом задаете себе следующие вопросы.
· Какую цель я ставил перед собой для достижения?
· Достиг ли я ее? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
· Какой следующий шаг мне надо предпринять?
· Какая подготовка мне нужна для этого?
· Какими критериями я должен пользоваться для определения степени своего успеха?
Любой человек стремиться не засиживаться долго на одной и той же должности, а как можно быстрее продвигаться по служебной лестнице. Вот несколько законов карьерного роста:
· Будьте безукоризненно корректны с вашим руководителем и никогда не показывайте, что вы умнее его.
· Постоянно интересуйтесь состоянием дел на работе, будьте в курсе событий.
· Не стесняйтесь предлагать свои идеи. Будьте инициативны.
· Демонстрируйте верность коллективу и начальству.
· Рационально организуйте свою работу.
· Постоянно самосовершенствуйтесь. Получайте новые знания и навыки.
· Устанавливайте сроки достижения своих целей.
· Не останавливайтесь на достигнутом.
· Учитесь сдерживать эмоции и преодолевать стресс.
Продвижение по служебной лестнице во многом зависит от вашего профессионального роста и повышения квалификации. Изменения, происходящие в организационных структурах, на рынке, в производственных отношениях, ускоряются и углубляются с каждым годом. У человека. Заинтересованного в своей карьере, есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. Однако далеко не все делают это. Предпочитая пользоваться устаревшими знаниями, тем самым неизбежно отставая от жизни. Саморазвитие - процесс непрерывный. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, учиться на курсах, читать, задавать вопросы, включаться в работу профессиональных объединений и стараться там преуспевать.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, следует напомнить о необходимости системного подхода к решению любой задачи. Если вы составили для себя модель профессиональных качеств, то надо четко определить подходящие для вас методы, сроки и бюджет обучения. Чем больше средств вы готовы выделить на пополнение образования, тем шире будет возможность выбора, эффективнее организация обучения и более сжатые сроки достижения желаемого результата. Для человека. Собирающегося сделать успешную карьеру, сегодня необходимы основы владения офисной техникой, в первую очередь компьютерной, а также необходимы знания иностранных языков, умение водить машину.
Стремящийся к достижению карьеры должен считаться с тем, что ему придется познать и темные стороны жизни и уяснить, что рецептов гарантированного успеха не бывает. Ошибается и тот, кто считает, что для достижения успеха не надо сильно утруждаться, а требуется всего лишь везение. Удача же зависит от психологии конкретного человека, его системы ценностей, степени самомотивации. Итак, что же нужно для профессионального успеха? (46,с.96)
1. Личное желание занять более высокий пост (самомотивация).
2. Умение работать с людьми (коммуникационные процессы).
3. Готовность рисковать и брать на себя ответственность (уровень самосознания).
Если вы хотите достичь серьезного успеха, сделать настоящую карьеру. Надо удостовериться, что работа служит достижению ваших целей. Не забывать об ответственности перед сбой, которая включает:
· честность перед самим собой в оценке своих способностей, квалификации, симпатий, надежд и страхов;
· дисциплину в работе над собой и в достижении целей;
· реалистичную оценку возможностей достижения той или иной цели в сжатые сроки;
· настойчивость и целеустремленность в достижении желаемого, умение не отступать при неудачах или под давлением чужого мнения;
активную жизненную позицию (не плыть по течению и не ждать счастливого случая);
· умение делать выбор, идти на разумный риск.
РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ ВНЕ РАБОТЫ.
После тщательного анализа своего нынешнего положения вы можете прийти к выводу, что все не так уж и плохо и пока нет смысла задумываться о смене работы.
Вам не стоит чувствовать себя в западне. Вместо этого вы можете просто рассматривать свою работу лишь как источник существования. Вам можно поискать возможности самореализации на стороне. Рассмотрим некоторые виды деятельности, которые первыми приходят на ум. Может быть, вы уже занимаетесь какими-нибудь из них. Вы можете больше времени уделять этим занятиям или расширять круг интересов (15, с.185).
Общественная жизнь. Вы можете рассмотреть возможность выдвинуть свою кандидатуру на какую-нибудь выборную должность.
Добровольная работа. Это может быть связано со сбором средств на благотворительную деятельность, с помощью инвалидам и т.д.
Самообразование. Вы можете решить повысить квалификацию, выучить иностранный язык, заняться изучением живописи.
Спорт. Вы можете больше уделять внимания спорту, посещаяразличные спортивные секции.
Культурная жизнь. Вы можете принимать более активное участие в местном самодеятельном драматическом кружке, овладеть игрой на музыкальном инструменте и т.д.
Хобби. Вы можете обратить внимание на свои хобби и увлечения.
Итак, любой человек стремиться не засиживаться долго на одной и той же должности, а как можно быстрее продвигаться по служебной лестнице.
Вашему вниманию предлагается несколько законов карьерного роста:
· будьте безукоризненно корректны с руководителем и никогда не показывайте, что вы умнее его;
· постоянно интересуйтесь состоянием дел на работе, будьте в курсе событий;
· не стесняйтесь предлагать свои идеи. Будьте инициативны;
· демонстрируйте верность своей работе и начальству;
· необходимо постоянно самосовершенствоваться. Получайте новые знания и навыки;
· установите сроки достижения своих целей;
· не останавливайтесь на достигнутом;
· учитесь сдерживать эмоции и преодолевать стресс;
· продвижение по служебной лестнице во многом зависит от вашего профессионального роста и повышения квалификации. Саморазвитие – это непрерывный процесс. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, учиться на курсах, читать, задавать вопросы;
· если вы хотите достичь серьезного успеха, сделать настоящую карьеру, удостоверьтесь, что работа служит достижению ваших целей.
ТЕСТ «Ждет ли Вас успех?»
Планируя будущие творческие начинания, полезно заранее оценить свои возможности. Перед вами несложный тест, который покажет, насколько ваши личные склонности и убеждения благоприятствуют деловому успеху. Тест состоит из нескольких утверждений, с которыми вам надо выразить свое согласие либо несогласие.
1.Считаю, что любую проблему при должном усилии можно решить. И не понимаю тех, кто вечно жалуется на трудности.
2.Когда передо мной ставят задачу, желательно получить также подробную инструкцию по ее выполнению.
3.Мне редко отказывают в моих просьбах.
4.Я избегаю спорить с продавцом о цене, так как опасаюсь, что меня сочтут мелочным.
5.Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, может быть уверен, что получит от меня отпор.
6.Более сильные переживания у меня вызывает страх неудачи, чем надежда на успех
7.Решение важного вопроса лучше отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам собой или его решит кто-то другой.
8.В жизни мне часто приходится сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами, которые я не сумел предугадать и к которым не смог подготовиться.
9.В наши дни целесообразно учиться и приобретать специальность, лучше сосредоточиться на накоплении средств, чтобы развернуть дело.
10.Неверие других в мои силы может подорвать мое стремление к цели.
11.Никогда точно не знаю, сколько у меня с собой денег, так как они лежат россыпью в кармане.
12.Если мне предложат дело, обещающее очень крупную прибыль в короткие сроки, я задумаюсь, прежде чем согласиться.
13.Ведя крупное дело, смешно экономить в мелочах.
14.Если обстоятельства мешают выполнить обещанное, то не сдержать слово вполне простительно.
15.За дело, которое не обещает немедленной выгоды, лучше вообще не браться.
16.Хороший товар не нуждается в рекламе.
17.Планирование – пережиток социалистической системы.
18.В спортивных состязаниях важнее не победа, а участие.
19.Мне легко завязать разговор с незнакомым человеком.
20.Первый крупный доход собираюсь истратить на покупку, о которой давно мечтал, но не смог себе позволить.
Подсчет результатов.
Запишите себе по 1 очку за ответ «да» на вопросы 1, 3, 5, 12, 19 и за ответ «нет2 – на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20.
Менее 10 очков. Не исключено, что вы сумеете добиться успеха, однако сегодня ваши установки и пристрастия этому не очень благоприятствуют. Вы недостаточно организованны, нечетко представляете свои цели, подвержены иллюзиям. Чтобы обеспечить успех своим начинаниям. Вам предстоит серьезная работа по самосовершенствованию. Даже если вы закоренелый скептик, помните о том, что любые усилия в конечно итоге приносят результат. Поверьте в себя сами. Тогда и все вокруг поверят в вас.
10 - 15 очков. Вы обладаете неплохим деловым потенциалом и имеете все шансы на успех. Однако никто не застрахован от ошибок, и вам надо научиться относиться к неудачам конструктивно, по возможности извлекая из них пользу. Умножайте ваш профессионализм, не останавливайтесь на достигнутом, идите вперед, даже если недоброжелатели упорно твердят о вашей несостоятельности. Только тому, кто сосредоточен на деле и не забывает расти внутренне, суждено обрести твердую почву под ногами.
Свыше 15 баллов. Судя по всему, вы обладаете исключительными деловыми способностями. Но не забывайте, что успех зависит не только от способностей, но и от умения их реально применять в реальной ситуации. Ваш опыт – незаменимый помощник в организации более сложных, чем прежде, дел. А вше умение нестандартно подойти к решению задачи и доказать, что именно ваш способ и был единственно верным, закрепляет за вами репутацию человека с отличной деловой хваткой.
ЗАНЯТИЕ №8.