Задачи:
1.Познакомить студентов с понятием «рынок труда» и со стратегиями поведения личности на рынке труда.
2.Охарактеризовать рынок труда в России и в Воронеже.
3.Рассказать о требованиях, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам.
Оборудование:
Таблица «Рейтинг предпочтений выпускников вузов в отношении будущей занятости».
Словарь:
Рынок труда – 1.Это система взаимоотношений, в рамках которой работодатели и работники заключают договоренность об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах, льготах, условиях труда и т.п.
2.Это система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.
План.
1.Рынок труда.
2.Мониторинг рынка труда в России.
3.Мониторинг рынка труда в Воронеже.
4.Требования современных работодателей к молодым специалистам.
5.Безработица.
РЫНОК ТРУДА.
Что такое рынок труда? Отвечая на этот вопрос, можно вспомнить «Сказку о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Вот и пример рынка труда. Обратите внимание: поп пошел спозаранку высматривать не человека, а «кой-какого товару». Что же это за товар такой? Это выполнение работы, сущность которой поп обозначает достаточно четко: «Повар, конюх и плотник». Вот за что готов платить деньги поп; сам по себе Балда как личность его ничуть не интересует, не его месте с таким же успехом мог бы оказаться и любой другой субъект. Как и всякий покупатель, поп хочет получить желаемы товар за возможно меньшую сумму. Поп выступает в роли покупателя., Балда в роли продавца. А какой товар он, собственно говоря, выставляет на продажу? Свое умение и готовность выполнять определенную работу. Примерно так и действует рынок труда. Те, кто ищет работу, выступают в роли продавцов, предлагающих свои профессиональные знания, умения, готовность и желание выполнять определенную работу. Работодатели же выступают в роли покупателей, готовых платить деньги за приобретение возможности выполнять те трудовые функции, в которых они нуждаются. Вполне естественно, что всякий работодатель при этом стремится приобрести качественный и вместе с тем недорогой товар, а желающий найти работу – выставить свои профессиональные качества в наиболее выигрышном свете, чтобы их купили подороже.
|
Конечно, рынок труда – это чаще всего не какое-то конкретное место, где собираются желающие получить работу и работодатели (хотя и такой вариант иногда тоже встречается). Скорее это некое информационное поле, «виртуальное пространство», в котором работодатели размещают сведения об имеющихся у них вакансиях, а желающие получить работу – сведения о себе, о своих профессиональных желаниях и возможностях. Естественно, что на рынке труда продаются и покупаются не сами по себе люди (это уже рабовладельчество какое-то получилось бы), а именно возможности выполнять определенные трудовые функции. Поэтому если кто-то оказался на рынке труда невостребованным – из этого не следует, что отвергли его самого как личность. Возможно, предлагаемый им товар в виде какой-либо профессии не пользуется спросом, возможно, цена назначена слишком высокая, возможно, «срок годности вышел»: например, человек получил образование несколько лет назад и его профессиональные знания, и умения просто-напросто устарели. А быть может. Профессиональная подготовка у человека хорошая, а вот представить себя в выигрышном свете он не может. В любом случае это повод не для обиды на судьбу, а для серьезного размышления о причинах неудач и о том, как придать своему товару лучшие потребительские качества.
|
На рынке труда, как и на любом другом рынке, какие-то товары могут оказаться в дефиците (спрос на определенных специалистов превышает предложение), а какие-то, наоборот, в избытке. Соответственно цена на первые возрастает, на вторые – падает. Поэтому на относительно более высокую зарплату обычно могут претендовать представители тех профессий, которых на данный момент требуется больше, чем фактически имеется в наличии.
Где в современных российских условиях вакансий относительно меньше, предложение превышает спрос?
1.Там, где труд не приносит столь быстрой материальной выгоды (например, в научной сфере). Хотя в сфере образования работа обычно быстрой материальной выгоды1.Там, где труд не приносит столь быстрой материальной выгоды (например, в научной сфере). Хотя в сфере образования работа обычно быстрой материальной выгоды тоже не приносит (если не рассматривать репетиторство), но вакансий там все равно немало. Причина – мало кого устраивают предлагаемые условия оплаты.
|
2.Там, куда люди готовы идти работать и за маленькую зарплату, поскольку труд для них оказывается очень привлекательным. Это можно также сказать и об учителях, для некоторых из них - это возможность заниматься любимым делом.
3.В редких профессиях, представители которых не нужны в больших количествах (дрессировщики дельфинов, специалисты по управлению полетами искусственных спутников Земли). Хотя если уж такой «штучный» работник где-то потребуется, ему обычно предлагают хорошие условия.
4.Там, где произошло «перепроизводство» определенных специалистов, в результате чего предложение на них превысило спрос. Есть определенное количество рабочих мест. Но почти все они уже заняты, и новые специалисты более не требуются. Например, юристы и экономисты.
Вот в качестве примера и информации к размышлению данные о количестве различных вакансий с интернет-сайта rabota.mail.ru Больше всего вакансий в следующих группах:
· Торговля товарами массового спроса/потребления: предлагается 1378 вакансий.
· Финансы, бухгалтерия, аудит -1254.
· Секретари, офис-менеджеры, переводчики, водители -1032.
· Информационные технологии -1018.
· Строительство, операции с недвижимостью – 850.
Для сравнения:
· Банковское дело: предлагается 206 вакансий.
· Юридическая поддержка -188.
· Медицина, здравоохранение -111.
· Образование -106.
· Государственная служба12.
МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ.
По версии фонда «Общественное мнение», в 2016 году самыми престижными в современной России оказались профессии, связанные со следующими сферами деятельности (в порядке убывания):
· финансы;
· частное предпринимательство;
· право;
· маркетинг.
Причем те, кто моложе 35 лет, поставили профессии, связанные со сферой права, в «рейтинге престижности» на второе место. Правовая деятельность оказалась единственной сферой, которую молодые называли чаще, чем представители других возрастных групп. По остальным позициям представления «отцов» и «детей» о престижности профессий в сегодняшней России совпали. Выбирая специальность и вуз для обучения, абитуриенты прежде всего ориентируются на востребованность профессии на рынке труда и размер заработной платы специалистов.
Ежегодно российский рынок труда впитывает в себя до 500 тысяч выпускников высших учебных заведений. Главное требование работодателей – опыт работы. Работодатели считают, что молодым специалистам, только что закончившим вуз катастрофически не хватает практических навыков Они не умеют быстро ориентироваться в ситуации и принимать нестандартные решения. И на самом деле после вуза, и не только, надо учиться и учиться: и в процессе работы, и пополнять багаж знаний – как минимум читать книги, проходит профессиональные тренинги.
МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА В ВОРОНЕЖЕ.
Молодежь, включая выпускников высших учебных заведений, сегодня составляет значительную часть населения трудоспособного возраста в трудовой структуре области. Среди экономически активного населения доля имеющих высшее и незаконченное высшее образование составила в 2016 году 20,1%. Среди официально зарегистрированных молодых безработных в службе занятости в возрасте до 26 лет высшее образование в Воронеже имеют 25%, по Воронежской области их 22%. При среднем показателе уровня безработицы в 13,2%, она немного больше среди молодежи.
Острота проблематики занятости молодежи актуализирует проведение в области мониторинга молодежного рынка труда. Очередной, в серии мониторинговых. Опрос выпускников вузов г. Воронежа, проведенный в 2016 году, определил тенденции трудовых и профессиональных намерений выпускников вузов и способствовал выбору приоритетных направлений политики занятости специалистов с высшим образованием на территории области.
Мониторинг регистрируемой безработицы среди выпускников вузов города показал, что в целом, наблюдается некоторое улучшение ситуации. Среди безработных выпускников 2016 года трудоустроены 62,9% и 14,9% направлены на переобучение. Сохранили статус безработного – 11,1%. Заканчивая обучение, молодые люди в среднем невысоко оценивают свою профессиональную востребованность на рынке труда. Только каждый четвертый молодой человек высоко определяет свою конкурентоспособность в современных условиях. 47,8% определяют ее как среднюю, а 10,7% - как низкую. Не смог оценит степень своей профессиональной востребованности каждый шестой выпускник. После окончания вуза 2/3 студентов планируют искать работу. Практически не меняется рейтинг мотиваций к труду у выпускников вузов. Среди них преобладают составляющие материального характера и в первую очередь – размер заработка (82,4%). В последнее время молодых людей стала больше интересовать карьера (61,7% против 45,5% в 2000г.). При этом снизились требования к будущему коллективу, в котором придется работать (в 2,6 раза) и наличию свободного от работы времени (в 1,5 раза).
Таблица
Рейтинг предпочтений выпускников вузов в отношении будущей занятости
Параметры | 2000г. | 2016г. | ||
% | Рейтинг | % | Рейтинг | |
заработок | 78,1 | 82,4 | ||
карьера | 45,5 | 61,7 | ||
работа по специальности | 38,3 | 28,0 | ||
перспектива профессионального роста | 29,1 | 21,4 | ||
официальный характер работы, предоставление социальных льгот | 10,2 | 9,7 | ||
коллектив, в котором придется работать | 19,8 | 7,5 | ||
возможность иметь свободное время | 10,4 | 7,0 |
Проведено исследование не только профессиональных потребностей выпускников, но и намерений трудоустройства молодых специалистов по приобретенной профессии. В результате выяснилось: будут искать работу по специальности только 41,2% выпускников, из них только 8,4% готовы ради трудоустройства по специальности начать работать за небольшую заработную плату. Причем среди воронежских жителей намерены трудоустраиваться по специальности 43.1%, в то время как среди сельских жителей таких в 1,4 раза меньше (31,3%). Напротив, доля готовых работать на любой работе среди последних достигла в 2005 г. 64,5% (по сравнению с 51,2% среди жителей областного центра). Практически каждый второй опрошенный (53,6%) сразу после получения диплома готов сменить профессию.
Профессиональные намерения выпускников и возможность их реализации в большой степени ограничены востребованностью специалистов на региональном рынке труда, информацией о котором не владеют, по результатам исследования, до 16,7% выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ,
Подавляющее большинство объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:
1. наличие высшего образования – 90% от общего числа;
2. средний балл выпускника: 4,5 – 4,75, в отдельных случаях указываются конкретные вузы;
3. наличие опыта работы по специальности (в среднем от двух лет) – 50%;
4. дополнительные профессиональные знания -58% вакансий;
5. знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя – 95%;
6. знания как минимум одного иностранного языка – 50%;
7. внешний вид (несоответствующий внешний вид – основная причина отклонения кандидатуры работодателем);
8. знания в смежных областях – 3-14%;
9. дополнительные навыки (водительские права, спорт и др.) зависят от специфики предлагаемой работы.
Сейчас в России сформировался рынок специалистов, а не рынок компаний. Именно квалифицированные кадры, которых становится все меньше, определяют, с какими компаниями они намерены сотрудничать и на каких условиях. Привлекать и удерживать готовых специалистов становится все труднее. В этой ситуации компании – как правило, крупные корпорации, обладающие значительными финансовыми и человеческими ресурсами, - начинают все больше работать со студенчеством. Отбирая «лучших из лучших», они затем «лепят» из них именно то, что им надо. Некоторым такой путь может показаться слишком затратным: быстрой отдачи от молодежи, при всех ее талантах. Ожидать не приходиться. На воспитание талантливых, но неопытных требуются дополнительные ресурсы – и человеческие, и финансовые. Однако крупные западные корпорации давно используют этот способ пополнения кадров. Он удобен, поскольку, во-первых, обеспечивает постоянный приток в компанию «молодой крови» и, во-вторых, дает возможность сразу «лепить» специалиста в соответствии с требованиями.
БЕЗРАБОТИЦА.
Кого можно считать безработным? Того, кто может и желает выполнять определенную работу и предпринимает усилия для ее поиска, но не может найти подходящий вариант трудоустройства. Чтобы человека официально признали безработным, он должен зарегистрироваться в государственной службе занятости. Но далеко не все люди, не нашедшие работу, спешат это делать, поэтому считается, что реально безработных в стране в несколько раз больше, чем гласит официальная статистика.
Выделяют три вида безработицы:
1. Связанная с естественным процессом перехода людей с места на место работы (так называемая фрикционная безработица). Когда человек уходит с прежнего места работы, ему требуется определенное время, чтобы найти себе новое. Этот вариант безработицы наиболее безболезненный, хотя и такие периоды «вынужденного отдыха» вызывают у людей серьезные психологические и финансовые проблемы, если продолжаются более одного – двух месяцев или если у людей в этот период возникают серьезные сомнения в том, насколько реально найти желаемую работу.
2. Связанная с изменением спроса на представителей различных профессий или с тем, что система образования готовит больше специалистов определенного профиля, чем их на самом деле требуется (структурная безработица). Такая ситуация болезненно воспринимается теми, у кого ярко выражено ощущение личностной сопричастности со своей профессией (а это, как правило, самые результативные работники). У кого этой сопричастности нет, а профессия воспринимается как нечто автономное от собственного «Я», тот воспринимает такую безработицу достаточно безболезненно: он просто меняет ставшую ненужной профессию на другую, более востребованную.
3. Обусловленная общими экономическими процессами, когда в результате временного снижения производства падает спрос на рабочую силу в целом (циклическая безработица). Такой вариант тяжелее всего для людей, поскольку при наступлении серьезного экономического кризиса возникают такие ситуации, когда значительная часть населения не может найти никакого места работы, хотя бы отдаленно отвечающего желанием этих людей.
Ситуация безработицы тяжела для человека не только в экономическом смысле, но и чисто психологически. Она дает повод чувствовать себя никому не нужным, «выброшенным за борт» жизни.. Осознавать себя оказавшимся в такой ситуации человеку бывает нелегко, порой это воспринимается как крушение всех надежд и отсутствие жизненных перспектив.
Одна и та же ситуация безработицы по-разному осмысливается разными людьми. Некоторые сразу впадают в апатию, а другие, несмотря на сложные обстоятельства, остаются активными, оптимистичными и жизнерадостными. Те, кто помимо работы имеет множество занятий, легче всего переносит сложности.
Если хотелось устроиться на работу, но пока это не получилось, - все равно организуй свою работу так, чтобы, несмотря на такие обстоятельства, быть постоянно и разносторонне занятым. Не надо зацикливаться на своих переживаниях, необходимо активно действовать.
Обычно реакция на отсутствие работы проходит несколько стадий:
1. Первые две – три недели человек воспринимает такую ситуацию как представившуюся возможность для отдыха. Он еще не проявляет особой активности в поиске работы и обычно уверен, что сможет быстро найти ее, стоит только пожелать.
2. Затем он активно берется за поиски работы – просматривает соответствующие объявления, рассылает резюме, ходит на собеседования. К этому его побуждает не только необходимость искать источники для заработков, но и то, что сидеть дома становится скучно, он устает от постоянного отдыха. Обычно на этой стадии человек активен, оптимистично смотрит в будущее.
3. Если ищущий работу, проявляя активность, все же не находит ее в течение месяца – двух, его уверенность сменяется тревогой, сомнениями. Он все еще продолжает действовать активно в своих поисках, однако взгляд в будущее становится уже не столь оптимистичным. Возникают сомнения в правильности своих действий и в том, удастся ли в принципе найти желаемую работу. Появляются мысли о возможности и необходимости сменить профессию.
4. В ситуации, когда найти подходящую работу так и не удается, а сменить профессию человек не может и не хочет. Тревога со временем сменяется апатией. Человек уверяется, что все усилия его бесполезны, у него «опускаются руки». Он считает себя никому не нужным и прилагает все меньшие и меньшие усилия для поиска работы. Если материальная нужда заставляет, то какую-нибудь работу он себе, конечно, со временем найдет. Но это, скорее всего, окажется труд не по специальности, который будет восприниматься как вынужденный, компромиссный вариант.
Бывает, что безработица выступает для человека тем фактором, на который он начинает списывать любые свои жизненные неудачи, даже не имеющие отношения к его работе. Она становится, образно говоря, козлом отпущения, на которого взваливается вся вина за испорченную жизнь. Получается, что социально-экономические условия, приведшие к безработице, как бы освобождают этих людей от ответственности за любые происходящие в их жизни события, делают их жертвой обстоятельств. Опасность такой позиции в том, что в итоге человек и не предпринимает усилий, чтобы хотя бы как-то улучшить свою жизнь, а пассивно ждет, пока ситуация улучшится под воздействием неких внешних причин.