Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)




По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.

Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.

Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно - приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:

КЗ=0.011ЧСС+0.014САД+0.008ДАД+0.014В+0.009М+0.004П-0.009Р-0.273,

где ЧСС - частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД - систолическое артериальное давление,

ДАД - диастолическое артериальное давление,

В - возраст в годах,

М - масса тела в кг,

П - пол (мужской - 1, женский - 2),

Р — рост в см.

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту

сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.

На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),

обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из

следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных

возможностях организма;

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных

состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация

пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов

адаптации - 2.11 - 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация - 3.21 - 4.3

балла; срыв адаптации - не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).

Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)

Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-­сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации - до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.

С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

Проба Генчи

После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.

Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.

Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.

Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:

ИМТ = Масса / (рост)2,

где: масса тела измеряется в кг, рост - в метрах.

В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:

-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,

-при <17 - недостаточным,

Возраст Мальчики Девочки
6-8 лет   16 16
9-10 лет    

 

Величина индекса Кетле (индекс массы тела)

-при > 17 - избыточным.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной

физической нагрузке (индекс Руфье).

Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) - 200) /10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: