Сущность налогов, их функции




Лекция 5

Налоговая система РФ. Бюджетный процесс в РФ

1. Налоговая система РФ, её элементы

2. Сущность налогов, их функции

Классификация налогов

4. Бюджетный процесс, его этапы

Налоговая система РФ, её элементы

Налоговая система – это совокупность налогов взимаемых государством в федеральные, региональные и местные бюджеты, а также принципов, форм и методов их установления, порядка изменения и отмены.

Понятие «налоговая система» включает также принципы, формы и методы установления налогов, порядка их изменения и отмены.

Законодательной основой функционирования налоговой системы в РФ является Налоговый кодекс РФ, 1-я часть, которого вступила в силу 01.01.99, а 2-я – 01.01.2001.

Элементами налоговой системы РФ являются:

¨ виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);

¨ субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

¨ органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

¨ законодательная база (Налоговый кодекс, Законы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д.) по налогообложению, права, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Под налоговой политикой государства понимаются проводимые государством мероприятия по использованию налоговых рычагов, стимулирующих инвестиционную деятельность и способствующих росту производительности труда.

 

Сущность налогов, их функции

Налоговый кодекс, введенный в действие с 1.01.1999 г., раз­вивает определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственнос­ти, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обес­печения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований ».

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.»

 

Итак, Налогиобязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству или муниципальному образованию в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика.

Основные элементы налога:

1. субъект налога – налогоплательщик

2. объект налога – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом

3. источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог

4. налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

5. налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

6. налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому принимается налоговая ставка.

7. срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Развитие налоговых систем исторически определили основные его функции – регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства и ряда других может освобождаться от налогообложения.

Распределительная

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Фискальная

Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В России в настоящее время налоговой системе присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Однако это не означает, что оставшиеся функции менее важны. С укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы.

 

Классификация налогов

 

Налоги можно классифицировать по разным признакам.

1. В зависимости от уровня установления все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

· федеральные:

· региональные;

· местные.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления приведена в таблице:

 

Уровень установления Налоги
Федеральные · Налог на добавленную стоимость; · Акцизы; · Налог на доходы физических лиц; · Налог на прибыль организаций; · Налог на добычу полезных ископаемых; · Водный налог; · Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов · Государственная пошлина.
Региональные · Налог на имущество организаций; · Транспортный налог; · Налог на игорный бизнес.
Местные · Земельный налог; · Налог на имущество физических лиц. · Торговый сбор

 

 

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от способа изъятия налоги подразделяются следующим образом:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:, например:

· налог на доходы физических лиц;

· налог на прибыль организаций;

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся, например:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

В зависимости от вида налоговых ставок налоги делятся на: пропорциональные, регрессивные и прогрессивные.

При пропорциональном налогообложении ставки одинаковы вне зависимости от величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение ставки налога при увеличении дохода налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение характеризуется уменьшением величины ставки налога при возрастании дохода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: