Автопортрет (от греч. autos — «сам», и «портрет», англ. self-portrait, фр. autoportrait, нем. Selbstbildnis). Графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремиться в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличьях (характерно для многочисленных автопортретов Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т. д. В автопортрете могут быть отражены личные особенности художника либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. Автопортрет может быть включен в композицию с изображением других персонажей.
Акварель – краски, разводимые водой (без примеси белил). Прозрачность, сквозь которую проступает фактура основы, – бумаги, шелка, слоновой кости. Совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства при помощи цвета) и графики (линия, плоскость, фактура).
Алтарная живопись. Иконописные произведения, предназначенные для украшения алтаря в христианском храме. Алтарная живопись включает в себя иконы с изображениями Христа, Богоматери и канонических святых, апостолов, пророков, расположенные в строго определенном порядке; сцены из Священного Писания - "Благовещение", "Рождество", "Успение", "Вознесение" и т. п. (в иконописи их называют "праздниками").
Аль фреско - настенная живопись по сырой штукатурке с подправкой темперой.
Анималистический жанр (от латинского animal - животное) - вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных.
|
Барельеф (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф), вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные барельефы — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях, геммах.
Бюст - (от латинского bustum - место кремации, надгробный памятник) погрудное, большей частью портретное изображение человека в круглой скульптуре. Появился в Древнем Египте и Древней Греции. Окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима. Получил широкое распространение в искусстве эпохи Возрождения и нового времени.
Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни. Бытовые жанровые сцены известны в искусстве с древнейших времен, они выделились в особый жанр в феодальную эпоху и в период формирования буржуазного общества. Периоды расцвета жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.
Витраж — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.
|
Выпуклая гравюра, высокая гравюра. Один из основных видов гравюрной техники (ксилография, линогравюра, рельефная гравюра на металле), предназначенный для высокой печати. С поверхности печатной доски убирается (вырезается, выдалбливается) все, что на оттиске должно быть белым, а линии и плоскости, соответствующие рисунку, выступают на ней выпуклым рельефом. На него валиком наносится краска, под давлением переходящая на бумагу. Для выпуклой гравюры характерны линейный рисунок, контрасты света и тени. Вместе с тем в выпуклой гравюре большую роль может играть живописное пятно (особенно в цветной гравюре, светотеневой гравюре кьяроскуро), могут создаваться эффекты тона, градации цвета и светотени.
Глиптика - (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков. Древнейшие произведения созданы в Древнем Двуречье и Древнем Египте в 4-м тысячелетии до н. э. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Особого расцвета достигла портретная глиптика ("Камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III век до н. э.). В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса.
|
Гравюра (франц.gravure) - вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла (меди, стали, цинка) или дерева с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок наносится специальными резцами. Гравюра делится на два вида: высокой и глубокой печати. При высокой печати (гравюра на дереве - ксилография) краска накатывается на поверхность доски, и выступающие ее части печатаются черным(или каким-либо другим цветом), а углубленные остаются белыми. При глубокой печати (гравюра на металле - офорт) краска затирается в глубь штриха, и выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи - темный.
Графика (от греч. Grapho - пишу) - вид изобразительного искусства, более других приближенный к письму, рисунку, условному знаку, так как основным графическим средством является плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида: рисовальную, где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную - гравюру и литографию.
Граффити (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально — нацарапанный), посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских зданиях имеются граффити; особенно интересны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити вводят в малоизученную область живого языка древнего населения, пополняют сведения по палеографии.
Граффити - в современном значении - надписи и рисунки, оставленные детьми или взрослыми на стенах домов, на монолитных оградах, в метро.
Групповой портрет, портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.
Декоративная живопись - является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.
Декоративно-прикладное искусство - утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения. Материал: металл, дерево, текстиль, керамика, пластмасса, стекло. Техника: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка. Связана с местными этническими, национальными, временными, социальными особенностями жизни. Эстетизация быта. Одновременное решение практических и художественных задач.
Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев,
Декорационное искусство - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя. Элементами декорационного искусства являются костюмы, маски и т.д.
Жанр (от французского genre - род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет, композиция, монумент. В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном и др.), жанровая классификация не принята, существует типологическое разделение (например, дворец, церковь, жилой дом - в архитектуре).
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Средства: цвет, рисунок, светотень, выразительность мазка, фактура основы, композиция. Виды: монументально-декоративная (стенная роспись, плафон, панно), станковая (картины), декорационная (эскизы театральных декораций и костюмов), иконопись, миниатюра, диорама, панорама. По веществу, связывающему пигмент (краску): масляная, акварель, гуашь, тушь, пастель, темпера, клеевая, восковая, эмали, а также фреска и секко (водная и сухая краска по штукатурке). Примыкают: мозаика, витраж. Основа: холст, бумага, дерево, картон, камень, стекло, металл и др., предварительно покрытые грунтом. Красочный слой может быть покрыт лаком.
Иконография - (от греческого eikon - изображение, образ и grapho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Каноны, порожденные связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определенной теологической концепцией. В искусствознании (иконографический метод) - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен.
Иллюстрация - (от латинского illustratio - освещение, наглядное изображение) изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Развитие искусства тесно связано с историей книги. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики. Входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы). Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII вв.
Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Основные виды произведений - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Часто переплетается с другими жанрами, тесно смыкается с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Эволюция жанра во многом обусловлена развитием исторических мировоззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъема связаны с усилением социальных конфликтов, возникновением общественных и революционных движений, ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве и донести до зрителя передовые общественные идеалы. Зачатки жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Жанр сформировался в эпоху Возрождения, а в его современном виде - вместе с развитием научных взглядов на историю в XVIII-XIX вв.