Церковь АСДпризнаёт государство как временное Богом одобренное образование, предназначенное для внешней регуляции жизни общества,не отдает предпочтения никакой форме государственного устройства. Во внутреннюю, духовную жизнь человека государство вмешиваться права не имеет. Если государство проводит антихристианскую политику, Церковь оставляет за собой право не выполнять требований государства, но это сопротивление государству всегда может носить только мирный характер. Необходимым считается соблюдение принципа свободы совести как фундаментального права человека.
Документ, в концентрированном виде излагающий отношение АСД к политике – «Заявление Церкви Адвентистов Седьмого Дня о церковно-государственных отношениях» [2].
Сама первая фраза, с которой начинается «Заявление…»– «Бог есть любовь» [2] – точно выражает сущность отношения ЦерквиАСД к государству, о чем более конкретно говорится немного далее: «Только действия, побуждаемые любовью, угодны Богу. <…> Ее невозможно пробудить указом или поддержать законодательным актом. Поэтому усилия издать законы, касающиеся вероисповеданий, по своему характеру противоречат принципам истинной религии и тем самым воле Божьей.» [2.]Очень точно об отношении адвентистов к политике сказала Эллен (Елена) Уайт, признаваемая адвентистами пророком: «Господь желает, чтобы Его народ был мертв к политическим вопросам. Относительно таких тем – молчание является красноречием.»[4.]
Однако поскольку Церковь находится в мире, регулируемом государством, то у Церкви есть мнение, что всё же допустимо в политике, а что нет.
В «Заявлении…» приводится пример жизни Иисуса Христа как идеальный образец правильных отношений между религией и политикой: «Если кто-либо в мировой истории и имел право заставить людей поклоняться согласно его предписаниям, то это был Иисус Христос. Однако Иисус никогда не прибегал к силе для проповеди Евангелия.» [2.]Этим подчеркивается главный принцип, который, по мнению Церкви, должен соблюдаться в политике: свобода совести.
|
Понимание свободы совести совпадает с принятым в российском законодательстве. Адвентисты пишут: «Свобода совести включает свободу верить и в полной мере исповедовать выбранную религию; свободу не верить и не исповедовать никакой религии; свободу менять религиозную принадлежность; свободу создавать религиозные учреждения и управлять ими в соответствии с религиозными убеждениями.»[2.]Федеральный закон«О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. говорит:«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.»[5, ст. 3, п. 1.]
Адвентисты признают за государством право издавать законы, которые оно считает наиболее правильными, и выражают свое обязательство выполнения их, но только если они не противоречат Библии.
|
Церковь признает и право государства на ограничение религиозной деятельности, если она представляет опасность для законных прав членов общества.
В разделе «Участие в работе органов государственной власти» говорится, что адвентисты не против участия членов Церкви в работе государственных органов, в выборах, но это не должно занимать все их внимание. Политическая деятельность не должна использоваться для пропаганды религиозных идей,ацерковь – политических теорий. Приводятся библейские примеры, как преданные Богу люди (Иосиф, Даниил) участвовали в политике, при этом подчеркивается опасность применения государственных средств для продвижения религиозных идей, следствием чего могут быть религиозные войны и преследования. Единственная форма, как участвующие в политике христиане могут оказывать и религиозное влияние на общество, – это самим придерживаться высочайших норм христианской жизни.
Что касается представительств в государственных и международных органах, Церковь выдвигает своих представителей в государственные, в том числе и международные, органы, влияющие на защиту религиозной свободы. Это необходимо для отстаивания свободы совести и является частью проповеди Евангелия. Приводятся примеры Авраама, Иосифа, Моисея, Есфири, Даниила и др. Политические лидеры особенно нуждаются в проповеди им Евангелия, так как оказывают особенно большое влияние на общество.
От государства Церковь ожидает обеспечения соблюдения всех прав каждого человека.
Церковь может принимать финансовую поддержку от государства, только если не должна взамен поступаться евангельскими принципами. Во избежание союза Церкви и государства не должны приниматься государственные средства для финансирования богослужений, миссионерской деятельности, издания религиозной литературы, оплаты труда тех, кто непосредственно занимается церковнойдеятельностью, кромерелигиозного служения тем, чья жизнь регламентируется государствомнастолько, что это служение не было бы осуществимо без его участия (например, если речь идет о проповеди для заключенных).
|
Необходимо заботиться о сохранении чести имени Иисуса Христа и Церкви, чтобы они никак не связывались в сознании людей с политикой.
В заключении говорится, что «Заявление…» имеет целью лишь кратко осветить вопрос отношения Церкви адвентистов к государству, но не претендует на непререкаемость толкования воли Бога в этом вопросе. В самом конце сказано о самом главном, чем верующий должен руководствоваться: серьезными намерениями и молитвой. И в самой последней фразе выражено главное основание отношения Церкви к государству – необходимость отстаивания свободы совести, которая есть евангельский принцип.
Пример того, как все же Церковь АСД может участвовать в политике, приводится в книге Э. Уайт «Церковь и государство»: «Вопрос относительно голосования в пользу запрещения продажи или ограничения торговли спиртными напитками был поднят в лагерном собрании, происходившем в Де-Мойне, штат Айова в начале лета 1881 года. <…>
Решили: принимая во внимание нашу глубокую заинтересованность к все увеличивающемуся движению воздержания в этом штате, мы предлагаем всем нашим служителям – применить все их влияние среди наших церквей и широких масс народа и убедить таковых – использовать каждое согласованное усилие посредством личного участия и во время голосования в пользу запрещения продажи спиртных напитков к поправке Конституции, которую сторонники воздержания пытаются обеспечить. <…>
Но некоторые возражали против части предложения, призывающей к действию "во время голосования", и предлагали ее вычеркнуть. Сестра Е. Г. Уайт, которая присутствовала на этом лагерном собрании, но уединилась для отдыха, была вызвана, чтобы дать совет.
Описывая это событие, она говорит следующее: "Я оделась и узнала, что мне предстоит ответить на вопрос – должен ли наш народ голосовать в пользу запрещения продажи спиртных напитков. Я ответила им – "Да" и говорила по этому вопросу 20 минут."»[4.]
Заключение
Выводы:
1) в появлении и развитии Церкви адвентистов седьмого дня в России политика Российского государства сыграла значительную роль;
2) в отношении политики Церковь АСД заботится прежде всего о сохранении чести своего имени, чтобы оно никак не связывались в сознании людей с политикой.
Список литературы
1. Зайцев, Е. В. История Церкви АСД. [Электронный ресурс]. URL: https://soteria.ru/s661/ (17. 06. 2018).
2. Заявление Церкви Адвентистов Седьмого Дня о церковно-государственных отношениях. [Электронный ресурс]. URL: https://asdarh.ru/oficialnye-zayavleniya-cerkvi-adventistov-sedmogo-dnya/zayavlenie-cerkvi-adventistov-sedmogo-dnya-o-cerkovno-gosudarstvennyx-otnosheniyax/
3. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М.: Евро-Азиатский Дивизион Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, 2017. – 224 с.
4. Уайт, Е. Церковь и государство. [Электронный ресурс]. URL: https://www.otkrovenie.de/white/knigi/4_Cerkov_i_gosudarstvo/index.htm (09. 05. 2018).
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. [Электронный ресурс]. URL:https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26091997-n-125-fz-o/(09. 03. 2018).
6. Юнг-Штиллинг, Иоганн Генрих. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг-Штиллинг,_Иоганн_Генрих (17. 06. 2018).