Золотая мелодия любви
(профилактика ранних половых связей и ВИЧ-инфекции)
Цель: воспитание культуры чувств и духовно-нравственных основ полового
поведения
Задачи:
· Содействовать формированию у учащихся осмысленных представлений о последствиях ранних сексуальных связей;
· Способствовать развитию навыков прогнозирования результатов собственного поведения в ситуациях выбора;
· Создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме
Оборудование: чистые листы бумагиА-3 и А-4, ручки (карандаши и т.п.) по числу участников, карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, два списка заданий для работы в группах, живая роза, плакат и разноцветные бумажные сердечки для рефлексии, музыкальное сопровождение (романтическая музыка), мультимедийная установка, маленький мяч
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Разминка
Правила работы:
· Правило руки. Если кто-то хочет высказаться, надо поднять руку.
· Говорить от себя. Каждый участник высказывается от своего имени, а не выражает мнение другого человека.
· Каждое мнение имеет право на существование. Не надо бояться высказываться, надо быть активным. Даже ошибочное и парадоксальное мнение имеет право на существование.
· Критиковать высказывания, а не личность. Это значит, что всё внимание надо сосредоточить на высказываниях, а не на личностном восприятии того или иного человека.
Упражнение «Пожелание + комплимент»
Участники становятся в круг. «Начнем работу с пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, лучше одним словом. Вы бросаете кому-то мяч и одновременно сообщаете свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему свое пожелание на сегодняшний день. Следите за тем, чтобы мяч побывал у всех и постарайтесь никого не пропустить».
II. Основная часть
1. Определение эмоционального отношения к проблеме
Для деления на группы: из коробки каждый ученик достаёт сердечко (красное или жёлтое.
Упражнение «Алфавит»
Каждая группа получает таблицу с алфавитом. Необходимо написать ассоциации, связанные с темой занятия: 1-ая группа – без установки относительно профилактики ВИЧ-инфекции, 2-ая группа – с оговоркой на проблему ВИЧ-инфекции (Приложение 1)
2. Информационно-познавательный блок
Упражнение «Как мы видим друг друга»
Учащиеся делятся на группы по половому признаку. Каждая группа получает карточку (Приложение 2)
1-я часть. Ответить на предложенные вопросы с позиции противоположного пола (парни – с позиции девушек, девушки – с позиции парней).
2-я часть. Ответить на вопросы с позиции юношей (девушек).
Сравнить ответы, выделив в них общее и противоположное. Обсудить, какие проблемы из-за разности взглядов могут возникнуть. (подвести к проблеме ранних сексуальных отношений и проблеме ВИЧ-инфекции)
Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекций в Беларуси (слайды мультимедиа готовятся заранее)
Совместно с учащимися подводится итог:
· Ваши эмоции, чувства?
· Над чем побудила задуматься полученная информация?
· Что для своего благополучия Вы делаете уже в данный момент? (высказывания по желанию)
3. Практический блок
Упражнение «Мудрость веков о любви»
Сейчас каждый из Вас ленту, на которой написаны афоризм или пословица о любви. Вам необходимо будет высказать своё отношение к полученному изречению: согласиться или не согласиться. (Приложение 3)
Упражнение «Решение ситуаций»
Учащиеся распределяются на три группы (расчёт на 1 - 3).
Каждой группе предлагается ситуация, с которой участники должны либо согласиться, либо опровергнуть, приведя этому доказательства (Приложение 3).
Представление результатов работы группами, обсуждение.
Обобщающее слово педагога.
4. Эмоционально-личностный блок
Упражнение «Роза»
Работа в кругу
Предлагается живой цветок.
– Нашу встречу сегодня украшает вот этот красивый, нежный, благоухающий цветок. Сейчас я дам розу вам и пусть каждый оторвёт по одному лепестку (цветок пускается по кругу). Посмотрите, что осталось от прежнего цветка – практически одни колючки. Розу можно сравнить с душой человека – так происходит и в жизни. Вступая с кем-то в интимную связь, мы отдаём кусочек своей души. Потом ещё, ещё… И когда мы собираемся создать семью, то оказывается, что можем предложить лишь свои колючки.
– Я хочу пожелать вам сохранить всю красоту и глубину души для того самого единственного и незаменимого человека, который станет в будущем вашим мужем или женой.
Не спешите. Будьте достойны настоящих чувств, настоящей любви. И она обязательно вас найдёт.
III. Рефлексия
Упражнение «Вертушка впечатлений»
На оформленной в стиле странички молодёжного журнала плакат учащиеся приклеивают бумажные сердечки – в ту зону, которая соответствует их мнению и состоянию:
Занятие …
· Было полезно для ума и сердца;
· Заставило задуматься;
· Доставило удовольствие;
· Оставило при своём;
· Оставило равнодушным.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТАЯ МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ»
Этапы, время | Упражнения | Цель упражнения | Необходимый материал |
Разминка 5 минут | Вступительное слово. Упражнение «Пожелание» | Актуализация цели занятия; определение правил группового общения; создание позитивного настроения | Мультимедийная установка; листы А4 с напечатанными правилами |
Основная часть 5 минут 10 минут 4 минуты 5 минут 8 минут 3 минуты | Упражнение «Алфавит» | Определение эмоционального отношения участников к проблеме | Бланки, бумажные сердечки |
Упражнение «Как мы видим друг друга» | Выявление стереотипов восприятия и реальных ожиданий юношей и девушек | Бланки с вопросами, 4 листа А3, ручки (карандаши и т.п.) | |
Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекцией в Беларуси | Обратить внимание на актуальность проблемы | Мультимедийная установка | |
Упражнение «Мудрость веков о любви» | Формулировка собственного отношения к проблеме любви на примере опыты поколей | Афоризмы и пословицы, напечатанные на полосках бумаги | |
Упражнение «Решение ситуаций» | Содействие осмыслению собственного отношения к ранним сексуальным связям, проблеме ВИЧ/СПИД, целомудрию и формированию представлений о последствиях своего выбора | Напечатанные ситуации, листа А3, ручки | |
Упражнение «Роза» | Побуждение к формированию эмоционального чувства своей неповторимости | ||
Рефлексия 5 минут | Упражнение «Вертушка впечатлений» | Конкретизация места занятия в системе собственных взглядов ученика | Плакат, бумажные сердечки |
Приложение 1