Общего среднего образования и семьи




МЕТОДЫОЦЕНКИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ

В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители. Следовательно, семья и школа в равной мере ответственны за условия воспитания и развития личности обучающегося. К общим задачам семьи и учреждения образования относятся духовно-нравственное и физическое становление личности учащегося, подготовка к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, государственными языками; формирование навыков умственного и физического труда, культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору и др. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 152, глава 22, раздел VIII) [1]. Успешная и поэтапная реализация поставленных задач возможна в условиях открытости и преемственности в семейном и школьном воспитании, на что указывает инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей» [2].

Согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах. Структура такой модели может представлять собой сочетание пяти направлений: диагностика и изучение семьи; просветительская работа, обучение родителей; деятельность родительского актива; включение родителей в воспитательный процесс; подготовка учащихся к семейной жизни. Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса.

Каждая семья индивидуальна и по-своему уникальна, обладает собственными ценностными ориентирами, традициями воспитания подрастающего поколения, укладом жизни и другими характеристиками. В связи с этим в процессе организации взаимодействия с семьей необходимо учитывать особенности ее жизнедеятельности, актуальные проблемы семейного воспитания, культурный потенциал личности взрослого, правильно определять подходы, цели, задачи, формы и методы работы.

В основе организации взаимодействия школы и семьи - реализация ряда подходов (гуманистический, компетентностный, системный, деятельностный и др.). Воплощение в реальной педагогической практике гуманистических принципов образовательного взаимодействия выражаются в признании ценности института семьи; самоценности периода жизни детей вне зависимости от выполняемых ролей (учащийся в школе и ребенок в семье); в построении диалога, доверительного и уважительного общения, соблюдении норм педагогической этики; реализации прав ребенка на достойную жизнь в обществе. Ориентация на гуманистический подход в ходе организации взаимодействия гарантирует всем его участникам психологический комфорт, ориентацию на личность, ее опыт и потенциал; взаимодоверие, взаимоуважение, усвоение норм конструктивного общения, личностное самоопределение и самореализацию. Применение компетентностного подхода обеспечивает участникам образовательного процесса усвоение необходимых знаний, умений, навыков, развитие их управленческой, психолого-педагогической и правовой культуры.

Системный и деятельностный подходы предполагают, что семья является открытой, самоорганизующейся системой. Она может преодолевать внутренние противоречия, развиваться, достигая новых, более устойчивых состояний. Семья формирует механизмы адаптации, обеспечивающие устойчивость личности, ее типичного предсказуемого поведения, и механизмы бифуркации (обеспечивают тенденцию к изменчивости, когда возникают резкие изменения среды). Семья – это педагогическая система, так как если рассматривать воспитание в связи с задачами передачи социального опыта, культуры подрастающему поколению, то это будет педагогическая система вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками формирования основ базовой культуры. Признаками семьи как педагогической системы являются: целостность, стабильность, открытость, способность к самоорганизации, саморазвитию. Нарушение этих признаков является свидетельством кризиса семьи как педагогической системы. В целом, педагогическая система семьи складывается из следующих компонентов: цель, субъект и объект воспитания, социокультурная среда; педагогическое взаимодействие как средство воспитания; управление обеспечением жизнедеятельности семьи как решающий фактор стабилизации состояния семейной системы.

Системно-деятельностный характер взаимодействия семьи и учреждения образования проявляется в наличии педагогически обусловленной цели, субъектов взаимодействия (педагогов и родителей учащихся), определенной организационной структуры сотрудничества педагогов и родителей, а также содержания и способов деятельности субъектов.

Деятельностный подход гарантирует родителю многообразие форм и методов работы с учетом конкретной ситуации жизни учащегося в семье, возможности для реализации широкого ролевого статуса родителей в учреждении образования (партнер, наблюдатель, заказчик на образовательные услуги, активный участник деятельности); содействует осознанию происходящего, опосредованному обучению, развитию личности взрослого человека, обеспечивает индивидуальную и групповую активность, творческую самореализацию, закрепление знаний в моделируемой или проектируемой деятельности и другое. Системный подход позволяет выстроить определенный порядок или логику работы, а также дает возможность для анализа эффективности работы системы в процессе достижения поставленных целей, укрепления института семьи, разрешения ее актуальных проблем, совершенствования условий воспитания и развития личности учащегося, др.

Педагогическими предпосылками в построении системы управления качеством взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи являются:

недостаточная профессиональная готовность руководителей учреждений образования и педагогических работников к управлению качеством взаимодействия педагогов с родителями учащихся;

отсутствие приемов стимулирования самостоятельности педагогов в процессе работы с родителями;

неразвитость мотивации самих родителей к повышению уровня семейной психолого-педагогической культуры.

Решение проблемы внутришкольного управления качеством работы с семьей связано с организацией непрерывного повышения профессиональной квалификации руководителей учреждений в сфере управленческой деятельности, дающей возможность реализации системного и деятельностного подходов к решению частных задач управления в системной цепи «руководитель учреждения общего среднего образования - педагог - родитель».

Основные условия построения системы управления качеством взаимодействия учреждения образования и семьи:

1. внедрение эффективных средств, методов, форм повышения качества взаимодействия школы и семьи;

2. непрерывное развитие профессиональной управленческой компетентности руководителей учреждений образования, их заместителей и структурных подразделений школы (СППС, методических объединений и др.).

3. Качество педагогического взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи определяется как совокупность: свойств и характеристик качества условий организации процесса взаимодействия семьи и учреждения образования, эффективности процесса и качества результатов взаимодействия (изменений в развитии личности субъектов и объектов взаимодействия).

Качество условий организации процесса взаимодействия семьи и учреждения образования отражают:

1. цели взаимодействия,

2. нормативную правовую базу сотрудничества педагогов и родителей,

3. профессиональную готовность педагогов к работе с семьей,

4. мотивацию родителей к сотрудничеству,

5. информационно-методическую базу.

Эффективность процесса взаимодействия складывается из следующих компонентов:

1. эффективность методов взаимодействия с семьей,

2. качество управленческого воздействия на педагогический коллектив со стороны администрации школы,

3. эффективность контроля за ходом процесса взаимодействия учреждения образования и семьи.

К компонентам, составляющим качество результатов взаимодействия, относятся:

уровень обученности учащихся по учебным предметам;

личностное развитие и уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья учащихся;

жизнеустройство выпускников 9, 11 классов;

уровень профессиональной компетентности педагогов и руководителей учреждения образования;

уровень психолого-педагогической культуры родителей учащихся, его динамика;

удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования и взаимодействием учреждения образования с семьёй.

Для повышения качества педагогического взаимодействия учреждения образования и семьи установлена необходимость:

создания в учреждении образования системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в работе с семьей;

разработки методики эффективного управления качеством взаимодействия учреждения образования с семьей;

совершенствования методической работы учреждения образования;

стимулирования самообразования и творческих инициатив педагогов в работе с семьей.

Основные направления реализации процесса управления качеством взаимодействия учреждения образования с семьей:

1. Повышение компетентности педагогов в сфере организации взаимодействия с родителями учащихся.

2. Повышение профессиональной компетентности руководителей учреждений общего среднего образования и его структурных подразделений в процессе управления качеством взаимодействия с семьей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей учащихся.

Контроль качества взаимодействия учреждения образования и семьи предполагает:

отслеживание качественных изменений профессиональной готовности руководителей учреждений образования (директоров школ, их заместителей, руководителей учебно-методических объединений) к управлению качеством взаимодействия учреждения образования и семьи;

оценивание управленческих решений и действий педагогических работников в сфере планирования и организации работы с семьей;

оценивание уровня психолого-педагогической культуры родителей как показателя эффективности функционирования разработанной модели управления.

Можно выделить три уровня управления качеством взаимодействия учреждения образования и семьи: стратегический, тактический, оперативный. На стратегическом уровне качество взаимодействия определяется:

подготовкой педагогических кадров к руководству этим процессом;

финансовым, научно-методическим, информационным, материально-техническим обеспечением учреждений образования;

определением содержательных норм, необходимых для достижения требуемого качества взаимодействия, зафиксированного в нормативных правовых документах.

На тактическом уровне качество взаимодействия определяется:

эффективной системой управления качеством работы с семьей в рамках целостного образовательного процесса;

уровнем профессиональной квалификации руководящих и педагогических кадров;

содержанием научно-методической работы учреждения образования;

существующими методами стимулирования профессионального мастерства педагогических работников в работе с семьей.

На оперативном уровне качество взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе определяют:

методы организации и содержание процесса взаимодействия;

уровень обученности учащихся по учебным предметам, личностное развитие и уровень воспитанности учащихся, состояние здоровья учащихся;

жизнеустройство выпускников 9, 11 классов;

уровень психолого-педагогической культуры родителей обучающихся;

уровень профессиональной компетентности педагогических работников по работе с семьей.

В ходе планирования взаимодействия с семьей необходимо помнить, что в качестве обязательных компонентов годового плана учреждения образования включаются работа родительского комитета, заседания попечительского совета, проведение общешкольных родительских собраний, взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями и др. Вопросы организации и повышения эффективности взаимодействия учреждения образования с семьей должны быть включены в программу воспитания учреждения общего среднего образования, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования,план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, индивидуальные планы защиты прав и законных интересов обучающихся, находящихся в социально опасном положении, в планы работы СППС и классных руководителей.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которого:

в конце учебного года выявляются запросы родителей, актуальные проблемы образования учащихся и воспитания в семье;

определяются направления, цель, задачи, формы и методы взаимодействия на следующий учебный год;

учитывается порядок, формы и методы реализации целей и задач, а также необходимые ресурсы;

поддерживаются обратная связь, нормы гуманистического общения между педагогами и родителями (субъект-субъектное взаимодействие);

осуществляются промежуточный и ежегодный анализ результатов работы.

В ходе планирования работы с семьей учитывается потенциал шестого школьного дня, возрастные особенности, интересы, возможности участников образовательного процесса. Анализ пожеланий, возможностей участников образовательного процесса желательно осуществлять в конце учебного года (кроме первых классов) и представлять для обсуждения и дальнейшего планирования работы во внеурочное время и шестой школьный день. Организация взаимодействия школы и семьи - не только определенный результат работы педагогов, но и сложный процесс, смыслом которого является своевременное выявление проблем становления личности учащегося и содействие в их успешном разрешении, повышение ответственности родителей за воспитание детей, развитие совместными усилиями ближайшего сообщества ребенка. С учетом специфики проблем воспитания и развития личности учащегося, каждой конкретной семьи учреждение общего среднего образования выбирает соответствующие подходы, оптимальные формы и методы работы с семьей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: