В 325 году н. э. Никейский собор официально признал епископат в городах. Поддерживаемые Римской империей, епископы нередко получали в дар от властей обширные земли. Также они присваивали себе многие языческие храмы. После того как Римская империя распалась, церковь продолжала существовать и приобрела в средние века еще большее влияние. Французский историк Жорж Дюби назвал то время «эпохой соборов».
За период с VII по XIV века население Европы утроилось. Такой бурный рост способствовал процветанию городов. Богатые епископские города оказались самым подходящим местом для возведения крупных соборов.
По церковным законам вся жизнь христианина от рождения до смерти должна быть связана с храмом.
В храме все члены парафии должны принимать участие в богослужениях и религиозных обрядах. Поэтому, как только прекратились гонения на христиан, началось строительство христианских святынь. Языческие храмы <https://www.5rt.ru/mir-srednevekovia/obshai-infa/56-hristianstvo.html> подлежали разрушению: из-за небольших размеров они были слабо приспособлены для христиан. Новые великие соборы должны были засвидетельствовать могущество христианского учения, подчеркнуть его вселенский характер. Для императоров сооружение больших храмов было одним из доказательств их могущества, никем не превышенного в земной жизни. Просторные соборы подчеркивали величие обновленной церкви <https://www.5rt.ru/mir-srednevekovia/44-sc.html>. А для язычников, которые оказались на обочине христианского мира, храмы стали свидетельством преимущества христианского Бога над их собственными.
На протяжении веков собор был не только местом, где совершалось богослужение. Для человека эпохи Средневековья собор представлял уменьшенную копию вселенной, символ взаимосвязи неба и земли. Собор - это место, где человек приобщался к макрокосмосу, постигал нравственные ценности, знакомился с миром живописи и музыки. Прав был Е. Н. Трубецкой, который писал о православном храме: «Это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, не тот греховный, хаотический и распавшийся на части мир… а мир, собранный воедино благодатью».
|
Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символ, по нему судили, город. Собор время бывал так велик, что его не могло заполнить и все население города.
В средневековом городе собор долгое время был единственным общественным зданием. Он исполнял роль не только религиозного, идеологического, культурного, просветительского центра, но и административного и в какой-то степени хозяйственного. Позднее появились ратуши и крытые рынки, и часть функций собора перешла к ним, но и тогда он отнюдь не остался только религиозным центром.
Средневековый город был невелик и замкнут стенами. Жители воспринимали его целостно, в ансамбле, - чувство, утраченное в современном городе. Собор определяет архитектурный и пространственный центр города, при любом типе городской планировки паутина улиц тяготела к нему. Как самое высокое здание в городе в случае необходимости он служил сторожевой башней. Соборная площадь была главной, а иногда и единственной. Все жизненно важные публичные действа происходили или начинались на этой площади. Впоследствии, когда рынок из пригорода был перенесен в город и появилась специальная рыночная площадь, она одним из углов часто примыкает к соборной. Так было в ряде городов Германии и Франции: Дрездене, Мейсене, Наумбурге, Монтобане, Монпазье. В городе, помимо главного собора, как правило, были еще и приходские церкви, им передавалась часть функций собора. В больших городах их число могло быть значительным. Так современник отмечает в Лондоне конца XII в. Сто двадцать шесть таких церквей.
|
Недреманное око церкви сопровождало горожанина от рождения до смерти. Церковь принимала его в общество, и она же помогала ему перейти в загробную жизнь. Церковные таинства и ритуалы были существенной частью повседневной жизни. Крещение, помолвка, брачная церемония, отпевание и погребение, исповедь и причащение - все это связывало горожанина с собором или приходской церковью (в малых городах собор был и приходской церковью), позволяло ощутить себя частью христианского социума. Собор служил и местом захоронения состоятельных граждан, у некоторых там находились замкнутые родовые усыпальницы с надгробными памятниками. Это было не только престижно, но и практично (как отмечают историки, ограбления приходских кладбищ происходило постоянно).
Соборы должны были вмещать все городское население. Собор строился по заказу и на средства городской общины. Постройка и укрепление храма, на которые уходили десятилетия, являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной жизни. Перед ним выступали проповедники, спорили профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные представления.
|
Романские соборы
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.
Термин «романский» условен. Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. Постройки этого времени, преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, назывались романскими, т.е. построенными по римскому способу. Романский стиль - выражение эпохи феодальной раздробленности - был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий). Неудивительно, что дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства. Главными распространителями его прежде всего в области культовой архитектуры были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, декораторами - монахи. Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов).
По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри). Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего», или как наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты органично вписывались в естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, весьма удачно сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне(526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.
Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор.
В плане романский храм имеет четкий латинский крест - прямоугольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом - трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. На-против входа средний неф оканчивался полукруглым выступом - апси-дой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток.
Ведущее начало здания храма - стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.
Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.
Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
Наиболее характерные памятники романской архитектуры - монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.