Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и Боге




западноевропейский средневековье культура архитектура

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) - художественный стиль, возникший во второй половине ХII в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела рыцарская культура, обмирщились литература и искусство.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки - нервюры, которые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места соединения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками - пинаклями.

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечат-ление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом.

Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая готика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи - своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна - «розы». Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представления средневековья об одухотворенности материи.

Наиболее полное представление о витражных ансамблях дает Шартрский собор. Общая поверхность, которую занимали витражи во множестве его обширных проемов, составляла в XIII в. около 2600 кв. метров. И именно этот собор, в отличие от прочих готических храмов, сохранил основную часть витражных ансамблей. В настоящее время его интерьер вмещает 173 витражные композиции общей площадью в две тысячи кв. метров.

Готическое искусство было религиозным по тематике. Ведущее место в культуре того времени занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь средневекового города. В соборе проводились торжественные мероприятия, устраивались религиозные и театральные представления.

В основе готического собора - несколько упрощенная в плане романская базилика, претворенная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить его внутреннее пространство.

Архитекторы добились того, чтобы перекрытие зала стало более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главных архитектурных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы, то есть вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения.

Стены собора были прорезаны окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке светились яркими красными, синими, желтыми красками создавая особую духовную атмосферу.

Движение собора ввысь подчеркивалось башнями, высокими, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.

Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало эмоциональное воздействие на верующих.

Один из основных принципов готики - человек, нашедший покой, воспринимает собор, как нечто совершенно нематериальное. Собор способствует достижению человеком этого состояния своей сложностью, синтетичностью, соединяя в себе трагическую аффективность и лиризм, фантастику и реальность, религиозность и сатиру.

Собор был местом соединения многих искусств: скульптуры, архитектуры, театрального искусства (богослужения), музыки (песнопения). Собор сочетал все это, чтобы помочь человеку уйти от непредсказуемости и двойственности окружающего мира, изгнать из души подавленность и страх, прийти к вере. Все пространство собора было подчинено стремлению уйти от земного, пробудить христианина в человеке.

Религиозные сцены соседствуют в убранстве храма с реальной трагичностью человеческой жизни. Это соседство религиозного и мирского в соборе объясняется тем, что церковь к XII - XIII вв. становилась крупнейшим феодалом и была слишком тесно связана со светским миром, чтобы не поддаться его влиянию. Собор, таким образом, сочетал в себе близкие средневековому человеку христианские и жизненные мотивы.


Заключение

 

После трудностей периода IХ-Х вв. (междоусобицы, постоянные нападения венгров, арабов и норманнов) в ХI в. в Европе начался новый этап развития. Оформлялись феодальные отношения, развивалось ремесло, росли города, усиливалось влияние Церкви. Возросло значение монастырей и их объединений, самое могущественное из которых возглавляло аббатство Клюни. На дорогах Европы появилось множество паломников. В этот период зарождается первый общеевропейский стиль в искусстве - романский (термин появился в ХIХ в.). Основным видом искусства в романский период являлась архитектура.

На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. Таким образом, готический собор являлся важнейшим проявлением новой эпохи в культурном развитии народов Западной Европы.

Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати. Средневековый собор был средоточием общественной жизни. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем, читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особо важные договоры. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи - не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа. Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали.


Список использованной литературы

 

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999. - 241 с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. - 247 с.

. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. - 315 с.

. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985. Вып. 1 - 321 с.

. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998. - 542 с.

. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение. М., 1992. - 215 с.

. Кондрашов В.А. Этика, Чичина Е.А. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 341 с.

. Культурология. / Под ред. Багдасарьян Н.Г. <https://www.alleng.ru/d/cult/cult016.htm> 2001, 3-е изд., 511 с.

9. Культурология. / автор-составитель Гуревич П.С. 2003, 336 с.

. Культурология. / под ред. Драча Г.В. 2002, 608 с.

11. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. - 211 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: