У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ
НА ТРЕНАЖЕРЕ «БОС-ДЫХАНИЕ»
Проект
Составители:
Кардашина Людмила Николаевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Кардашин Егор, студент 3курса
СОГПОУ «Свердловский меди-
цинский колледж» (Красноуфимс-
кий филиал)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение………………………………………………………………………3
Тезаурус………………………...…………………………………………….7
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования………………...10
1.1. Физиологические аспекты диафрагмально - релаксационного
типа дыхания………………………………………………………………...10
1.2. Связь уровня здоровья организма и состояния дыхательной
функции……………………………………………………………………….12
1.3.Предпроектный анализ………………………………………………….13
1.3.1.Информационное обеспечение………………………………………..13
1.3.2.Анализ практики…………………………………………………….....14
1.3.3.Ресурсное обеспечение…………………………………………………15
1.3.4.Роль субъектов взаимодействия……………………………………....16
Глава II. Внедрение метода БОС в дошкольное образовательное учреждение……………………………………………………………………18
2.1. Информационная карта проекта……………………………………….18
2.2. Пояснительная записка………………………………………………….20
2.3. Содержание проекта…………………………………………………….24
2.4. Планируемый результат проекта и критерии его эффективности…..27
Заключение…………………………………………………………………....30
Список информационных источников………………………………………31
Приложение…………………………………………………………………...33
Введение
Актуальность исследования. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось.
|
К моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей, ухудшения показателей физического и психического здоровья. Согласно исследованиям В.В. Аршавского [2],
А.А. Сметанкина [14], Л.Г. Татарниковой [16] в России сегодня рождается до 70 % детей с проблемами здоровья.
Успешное обучение и воспитание таких детей в дошкольном возрасте является залогом их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков.
Анализ практики показывает, что «система здравоохранения, как правило, занимается не причинами болезней, а их последствиями. Огромные средства идут на лекарства, ребенку назначаются химические препараты, вследствие чего уже бывает трудно вернуться к однажды нарушенному состоянию здоровья».
Для сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте необходимы достаточные валеологические знания родителей, самого ребенка, педагогов. Но на практике уровень этих знаний оказывается очень низким, поэтому все чаще приходится сталкиваться с увеличением роста заболеваемости дошкольников. Л.Г. Татарникова [16], В.П. Казначеев [6].
Внедрение оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики, что отражено в Концепции модернизации Российского образования до 2020г.
В связи с этим возникает важная задача развития новых направлений логопедической работы, а внедрение инновационных методов и приемов с использованием компьютерных логопедических тренажеров и программ, позволяющих осуществить развитие навыка здорового образа жизни у дошкольников приобретает особую актуальность.
|
Таким образом, выявленные на сегодняшний день противоречия определяют проблему: какова эффективность использования оздоровительной технологии «БОС-Дыхание» у старших дошкольников
Объект исследования. Процесс формирования диафрагмально-релаксационного типа дыхания у старших дошкольников на тренажере «БОС-Дыхание»
Предмет проекта. Использование тренажера «БОС-Дыхание» в формировании навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников.
Гипотеза проекта. Активизация компенсаторных сил организма старших дошкольников будет существенно повышена при формировании у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с использованием тренажера «БОС-Дыхание».
Цель проекта. Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством обучения их диафрагмальному дыханию на тренажере «БОС-Дыхание». В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:
1.Описать теоретические аспекты влияния правильного дыхания на состояние организма в целом, преимущества метода Биологической обратной связи.
2.Определить степень сформированности навыка правильного дыхания у старших дошкольников с дизартрией.
3.Разработать проект по внедрению метода БОС в дошкольное образовательное учреждение.
4. Обобщить результаты реализации проекта, выявить проблемные моменты и определить перспективные направления работы.
|
5. Составить пакет методического обеспечения по использованию метода БОС в дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение, контроль за эффективностью оздоровительного мероприятия и оценка результатов, статистические методы обработки материалов.
Практическая значимость. Использование метода Биологической обратной связи (тренажера «БОС-Дыхание») в дошкольном образовательном учреждении позволит на более качественном уровне решить проблему профилактики заболеваемости, восстановления защитных сил организма старших дошкольников, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Организация исследования. Реализация проекта на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №14 в группе компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тезаурус
Аритмия сердца - общее название различных видов нарушений ритма сердечных сокращений. Синусовая дыхательная аритмия – при вдохе ритм сердечных сокращений ускоряется, при выдохе – замедляется.
БОС – Биологическая обратная связь.
Передача человеку с помощью технических средств информации о том, как
работают его органы и системы (он начинает видеть, слышать и понимать те
процессы, которые происходят в его организме) и предоставление ему воз- можности самостоятельно корректировать их работу, подключая к процессу
коррекции мощные механизмы сознания, обучения и памяти. Человек овладевает способностью управлять своим организмом и наращивать уровень защитных сил.
Верхний и нижний пороги - выставляемые вручную пределы, в которых Вы, обучаясь диафрагмально-релаксационному дыханию, стараетесь изменять величину пульса от максимального на вдохе до минимального на выдохе. Правильная настройка порогов обеспечивает успешность выполнения сюжетов периода работы.
ДАС – дыхательная аритмия сердца, разница величин пульса на вдохе и выдохе. Это явление присуще любому человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможностей организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше организм защищен от болезней.
Дыхание- процесс обмена газами (кислородом и углекислотой) между организмом и окружающей средой. Дыхание представляет собой сложный нервно-мышечный акт, состоящий из вдоха и выдоха, то есть введения воздуха в легкие и выведения его из них. Координирование функций, лежащих в основе легочного газообмена, осуществляется центральной нервной системой. Рефлекторное раздражение дыхательного центра происходит при повышении содержания в крови углекислоты.
Дыхательная система - совокупность органов, обеспечивающих функции внешнего дыхания, в первую очередь функцию доставки кислорода к легким и вывода из них углекислого газа. У человека: легкие, бронхиальное дерево, бронхиолы, альвеолы, система транспорта газов крови. Функция дыхания обеспечивается системой регуляции разного уровня, грудными и межреберными мышцами, диафрагмой.
ДРД – диафрагмально-релаксационный тип дыхания или дыхание животом – наиболее физиологичный тип дыхания. Он осуществляется диафрагмой и нижними отделами легких. Овладев этим навыком дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при заболеваниях и для общего укрепления организма.
Здоровье - согласно определению, которое дает ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Зрительная обратная связь – объект на экране монитора, движение которого отражает изменение величины регистрируемого параметра от которого образуется обратная связь.
Звуковая обратная связь - звук, изменение тональности которого отражает изменение величины регистрируемого параметра от которого образуется обратная связь.
«Паспорт здоровья» - оценка по пятибалльной системе соответствия индивидуального показателя ДАС его возрастсной норме. Чем больше индивидуальный показатель ДАС соответствует возрасту человека, тем выше уровень его здоровья и ниже риск возникновения заболеваний. Определяется по таблице А.А. Сметанкина.
ПБС–БОС - преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с ПК с использованием метода биологической обратной связи.
Период работы – время, отведенное программой на поэтапную выработку навыка диафрагмально- релаксационного дыхания, с контролем величины текущего пульса (параметр по которому предъявляются сигналы обратной связи), выработку умения максимально снижать величину пульса на выдохе, восстанавливать гармонию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и достигать максимальной индивидуальной ДАС.
Период отдыха – время, отведенное для переключения внимания с выполнения условий, заданных в период работы на просмотр подборки различных слайдов и прослушивания музыки релаксирующего характера. Сигналы обратной связи не предъявляются.
В период отдыха компьютер в скрытом режиме продолжает запись регистрируемых параметров. Это позволяет получить сравнительную картину изменения величин пульса, частоты дыхания, ДАС и других параметров в периоды, когда есть обратная связь, и в периоды, когда она отсутствует. Сравнивая результаты периода работы и периода отдыха можно легко увидеть насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания и как быстро Вам удается восстанавливать гармонию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Пульс - толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, сердца и прилегающих к ним тканей, вызываемые сокращениями сердца. Обычно пульс определяется кончиками пальцев руки на запястье человека (лучевая артерия). Оцениваются: частота, ритм, наполнение, напряженность, высота
Пульсограмма – графическое отображение величин текущего пульса в окне сюжета.
ЧСС (частота сердечных сокращений) - число сокращений сердечной мышцы (ударов сердца) в минуту. ЧСС является одной из основных характеристик деятельности сердечно-сосудистой системы, зависит от состояния самого сердца, процессов саморегуляции, системной и центральной регуляции и уровня нагрузки.
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1.Физиологические аспекты диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
«Все живые существа и человек дышат диафрагмой (животом). На 80-90% газообмен осуществляется с помощью этой мышцы. Канал дыхания – это основной канал, который связывает нас с окружающей средой. Не зря, когда ребенок рождается, врач диагностирует: ребенок задышал, сердце забилось, он жив! Дыхание – это гармония работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Именно в этой гармонии и кроется скрытый от нашего сознания механизм здоровья».
Как происходит процесс дыхания у здорового человека? Человек делает вдох и забирает в легкие атмосферный воздух. Бронхи обязательно должны раскрыться так, чтобы атмосферный воздух, богатый кислородом, мог свободно поступать в бронхо-легочную систему. Кровь разносит всем клеткам организма кислород и забирает избыток углекислоты. Происходит газообмен. Наступает фаза выдоха. Человек делает выдох и бронхи должны обязательно сжаться так, чтобы по возможности полностью выбросить отработанный воздух. При этом временной рисунок дыхания здорового человека выглядит так: на счет «раз» он делает вдох, а на «два-три» - выдох.
Самое главное в дыхании здорового человека то, что определяет уровень его здоровья, - это жизнь бронхов, их способность раскрываться на вдохе и сокращаться на выдохе, при этом выдох должен быть длиннее вдоха.
Дыхание – основное условие жизни. Этот важнейший для жизни процесс обеспечивается слаженной, гармоничной работой двух систем: респираторной (легкие, бронхи, альвеолы, дыхательные мышцы) и сердечно-сосудистой (сердце, кровеносные сосуды). Их работа всегда неразрывна и взаимосвязана, она гармонична. Нарушение в работе этих систем сигнализирует о неблагополучии в организме. В этом состоянии происходят сбои в дыхании человека.
Главная задача дыхания – обеспечить правильный газообмен и тем самым поддерживать постоянство внутренней среды организма, или гомеостаз (постоянная температура тела, уровень кровяного давления, уровень сахара в крови и др.). Отсюда можно сделать вывод, что с помощью дыхания можно повлиять на составляющие внутренней среды организма в ту или иную сторону, можно нормализовать и улучшить состояние организма. Поскольку гомеостаз напрямую связан с дыханием, то можно подобрать такой тип дыхания, который положительно повлияет на здоровье, улучшит обмен веществ, память, внимание, настроение.
Такой тип дыхания был положен в основу дыхательной гимнастики, разработанной ученым Александром Афанасьевичем Сметанкиным – это диафрагмальное дыхание. Существуют доказательства, дающие право утверждать, что именно диафрагмальное дыхание заключает в себе мощный потенциал здоровья и является единственно верным для человека.
Во-первых, диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой. Если понаблюдать, как дышит маленький ребенок, то можно убедиться, что он как раз использует дыхание животом.
Во-вторых, этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Именно такое дыхание укрепляет связь разума и тела, восстанавливает, сохраняет и приумножает данное от рождения человеку здоровье.
1.2. Связь уровня здоровья организма и состояния дыхательной функции.
Можно ли измерить здоровье? На первый взгляд странный вопрос. Можно визуально определить как выглядит человек, интуитивно оценить качество его здоровья.
А можно ли измерить здоровье каким-нибудь прибором? Зная, что состояние здоровья – это результат взаимодействия двух систем: дыхательной и сердечно-сосудистой, что их работа регулируется дыханием и чем в большей гармонии эти системы работают, тем больше величина дыхательной аритмии сердца, а следовательно,, и выше уровень здоровья. Это значит, что величина ДАС, которую легко можно измерить прибором биологической обратной связи, может показать уровень здоровья.
«Величина ДАС у каждого человека своя и имеет общие закономерности, прежде всего – это ее уменьшение с возрастом. У детей показатель ДАС достигает 40-50 ударов в минуту. Ребенок делает вдох-выдох, и его пульс изменяется от 60 до 100 ударов в минуту. Такое явление происходит в каждом дыхательном цикле. Это говорит о том, что в ребенке заложены колоссальные резервы здоровья, его организм может приспособиться к самым неблагоприятным условиям жизни. Эта физиологическая особенность детей и делает возможным уже сегодня оздоровить всех наших дошкольников и вырастить новое здоровое поколение россиян».
У человека средних лет резервы организма убавляются, ДАС взрослого человека – 20-25 ударов в минуту. С помощью БОС-технологии появляется возможность контролировать состояние своего здоровья и не допускать его ухудшения.
У пожилого человека ДАС 1-3 удара в минуту. С таким показателем ДАС способность к сопротивлению болезням практически отсутствует. Технология БОС позволяет тренировать ДАС и тем самым продлевать жизнь.
Дыхание больного человека кардинально отличается от дыхания здорового человека. Стресс, психоэмоциональное напряжение, болезнь нарушают дыхание по одной и той же схеме: человек делает вдох, а бронхи раскрываются недостаточно, человек делает выдох, но из-за суженного просвета бронхов он получается неполноценным. Выдох укорачивается и человек начинает дышать чаще». Сметанкин А.А. [13].
1.3. Предпроектный анализ
1.3.1.Информационное обеспечение. На сегодняшний день наиболее известны дыхательные гимнастики по К. П. Бутейко [3], и А.Н. Стрельниковой [7]. Элементы этих гимнастик используются частично на занятиях по физическому воспитанию дошкольников, но не всегда оправданно к данной возрастной категории детей.
Дыхание здорового человека, по К.П. Бутейко, протекает так: вдох, выдох, автоматическая пауза, которая возникает непроизвольно. Вся методика сводится к тому, чтобы вернуть больному человеку эту «паузу».
Как показывает практика, она восстанавливается после 3-х лет регулярных тренировок, под постоянным контролем. Методика А.Н. Стрельниковой делает акцент на работу со вздохом.
По А.Н. Стрельниковой, вдох должен быть коротким и активным. «Думайте только о вдохе», - говорит она. Выдох – результат вдоха и от природы, по А.Н. Стрельниковой, вдох сильнее выдоха, что противоречит физиологическим канонам дыхания. Короткие вдохи при сжатой грудной клетке не позволяют вымываться углекислому газу, он накапливается в организме, нормализуя внутреннюю среду для протекания биологических реакций.
Несмотря на принципиально различные методические подходы К.П.Бутейко и А.Н. Стрельниковой, в них есть и общее, если рассматривать их с современных позиций дыхательного паттерна.
В обеих методиках авторы стремились изменить отношение времени вдоха ко всему дыхательному циклу, уменьшить это отношение: К.П. Бутейко путем удлинения фазы задержки дыхания, а А.Н. Стрельникова – путем укорочения фазы вдоха. В обеих методиках предполагается увеличение содержания углекислого газа в крови. Существенным недостатком в обеих методиках является отсутствие координированной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Наиболее физиологичным является формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС. В России этот метод известен как дыхание по А.А. Сметанкину с использованием Биологической обратной связи.
Суть метода состоит в обучении осознанному дыханию «животом» в сочетании с релаксацией и координированной работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Для дошкольников этот метод является наиболее приемлимым, так как все живые существа рождаются с данным типом дыхания и в силу возрастных особенностей детей этот навык является из всех перечисленных методик наиболее доступным.
1.3.2.Анализ практики показывает, что в большинстве дошкольных у чреждений используется методика А.Н. Стрельниковой. Возможно доступность данной методики оправдывает ее широкое распространение, но при этом не учитываются физиологические возможности детей дошкольного возраста и нет критериев оценки эффективности данной методики, в результате чего невозможно ощутить ее положительное влияние на детский организм.
Поэтому использование метода Биологической обратной связи в формировании у дошкольников диафрагмально-релаксационного типа дыхания по А.А. Сметанкину является на сегодняшний день наиболее оптимальным и результативным.
1.3.3.Ресурсное обеспечение
Этап | Ресурсы | Ед. измерения | Материальные затраты (руб) |
Подготовительный | 1. Обучение специалиста по БОС (г. Санкт-Петербург) 2. Приобретение тренажера «БОС-Дыхание» 3. Приобретение програм- много обеспечения | 2 недели 1 шт. 1 шт. Итого: | 100 000 34 000 6 000 140 000 |
Основной | Работа специалиста по БОС | месяц | на добровольной основе |
Итоговый | 1.Выпуск печатной продукции: (из расчета на 1 ребенка) - буклеты; - учебно-методические пособия; - паспорт «Здоровья»; | 1 шт. 1 шт. 1 шт. И Т О ГО: | по договору |
1.3.4. Роль субъектов взаимодействия
Ребенок - дошкольник 5-6 лет- главный субъект взаимодействия, на который направлена деятельность всех остальных субъектов (медицинских специалистов, специалиста по БОС, родителей, педагогов).
Каждый ребенок имеет право на сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, а потребность дошкольников 5-6 лет с дизартрией в применении оздоровительных технологий возрастает, так как образовательная нагрузка для этого возраста увеличивается: появляются занятия по подготовке к обучению грамоте, подготовке руки к письму.
Родители - являются заказчиками воспитательно - образовательных услуг, но наряду с этим, по данным анкетирования, выявляется озабоченность по поводу состояния здоровья своих детей.
Готовы принять активное участие в данном проекте, способствуя закреплению навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания в домашних условиях.
Медицинский блок – является связующим звеном между специалистом по БОС, родителями и педагогами. Медицинские работники ДОУ активно участвуют в сборе анамнеза, выявляют имеющиеся противопоказания у ребенка, следят за состоянием здоровья дошкольников во время оздоровительных сеансов.
Специалист по БОС – является субъектом взаимодействия, осуществляющим процесс оздоровления старших дошкольников с дизартрией с помощью тренажера «БОС-Дыхание». Проводит исходный мониторинг (тестирование на тренажере - 1 занятие), теоретический цикл занятий по формированию понятия у дошкольников здорового образа жизни (4 занятия), практический курс на тренажере (15 занятий), проводит конечный мониторинг, дает оценку эффективности использования тренажера «БОС-Дыхание» у старших дошкольников (заполняет паспорт «Здоровья»), знакомит с результатами родителей, педагогов ДОУ осуществляет разработку и выпуск методических пособий, печатной продукции, предъявляет результаты своей деятельности педагогическому сообществу.
Педагоги – активно помогают в создании условий для реализации данного проекта: организуют посещаемость детей, участвующих в проекте, по заданию специалиста БОС и медицинского персонала доносят до родителей необходимую информацию. Способствуют закреплению приобретенных детьми навыков диафрагмально-релаксационного типа дыхания на занятиях и в свободной игровой деятельности дошкольников.
Глава II.Внедрение оздоровительной технологии Биологической обратной связи в дошкольное образовательное учреждение
2.1. Информационная карта проекта
Сетевое направление проекта | «Создание сетевого взаимодействия с целью сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса». |
Название проекта | «Я дышу, а значит я – живу!» |
Цель проекта | Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством обучения диафрагмальному типу дыхания на тренажере «БОС-Дыхание» |
Задачи проекта | 1.Описать теоретические основы влияния правильного дыхания на состояние организма в целом, преимущества метода Биологической обратной связи. 2.Определить степень сформирован- ности навыка правильного дыхания у старших дошкольников с дизартрией. 3.Разработать проект по внедрению метода БОС в дошкольное образова -тельное учреждение. 4. Экспериментально проверить эффективность использования тренажера «БОС-Дыхание» в постановке нижнедиафрагмального типа дыхания у старших дошкольников с дизартрией. 5. Обобщить результаты реализации проекта, выявить проблемные моменты и определить перспектив- ные направления работы. 6. Составить пакет методического обеспечения по использованию метода БОС в дошкольном образовательном учреждении. |
Участники проекта | Дошкольники 5-6 лет, специалист по БОС, родители, медицинский персонал, педагоги. |
Этапы проекта | 2012-2013 уч.г. Изучение научных источников; определение теорети- ческих и методологических основ, проблем, объекта, предмета, цели и задач исследования; построение гипотезы исследования. 2013-2014 уч.г. Разработка проекта, ресурсное обеспечение. 2013-2014уч.г.Реализация проекта 2013-2014 уч.г. Контрольный эксперимент; мониторинг; статистическая обработка матери -алов; анализ эффективности и теоретическое осмысление результатов, выводы. |
Планируемый результат | Пакет методического обеспечения по формированию здроровго образа жизни с использованием метода БОС в дошкольном образовательном учреждении. |
2.2. Пояснительная записка
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. «По большому счету всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим больше всего: для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы», - сказал Президент в своем послании Федеральному собранию, тем самым, нацеливая всех нас на постоянную заботу о подрастающем поколении.
«У России есть все, чтобы занять достойное место на пути спасения человека и человечества: интеллект, наука, духовность, образование, культура… Л.Г. Татарникова [16].
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Хотя деятельность образовательных учреждений в этом направлении регламентируется и обеспечивается целым рядом нормативно-правовых документов, качество детского здоровья и показатели заболеваемости продолжают ухудшаться.
Реализация важнейших положений концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, курс правительства России на оздоровление ее граждан, активизировали поиск инновационных технологий оздоровительной деятельности.
Система образования активно поддержала программу «Национальная идея сохранения и укрепления здоровья России», с помощью которой стало возможным внедрение новейших оздоровительных технологий в образовательные учреждения.
Одной из таких технологий стала Биологическая обратная связь. Эта уникальная технология получила широкое распространение: тысячи детских садов во всех уголках нашей страны стали центрами БОС: в них проводятся «уроки здоровья».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 с 2009 года является базовой площадкой Уральского отделения Российской академии образования по теме: «Создание сетевого взаимодействия с целью сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».
Режим работы детского сада позволяет провести оздоровление детей, проконтролировать результаты и спланировать дальнейшую работу по профилактике возможных нарушений в соответствии со следующими документами:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Областной закон «Об образовании в Свердловской области».
3. Приказ Министерства образования РФ от 07.08.1995г. №443 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03г. №1 28-51-513/6).
5. СанПиН 2.4.1.2660-10.
«Уроки здоровья» состоят из теоретического и практического блоков. Теоретический блок представляет собой серию последовательных занятий, содержащих основы знаний о строении сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, их взаимосвязи, навыков правильного питания, необходимости соблюдения режима дня, пользы физической активности, закаливания и правильного дыхания.
Практический курс - это 10- 15 индивидуальных ежедневных занятий на тренажере «БОС–Дыхание».
Показания к занятиям на тренажере «БОС-Дыхание»:
- часто болеющие дети;
- дети с речевыми нарушениями;
- реабилитация после перенесенных заболеваний органов дыхания;
- нарушения сна;
- гипердинамический синдром;
- начальная степень ожирения;
Противопоказания:
- повышенная судорожная готовность головного мозга;
- грубые нарушения волевой сферы, интеллекта;
- обострение соматических заболеваний;
- выраженные эндокринные заболевания;
- тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца;
Эффективность овладения навыком диафрагмально-релаксационного типа дыхания определяется в соответствии с данными таблицы А.А. Сметанкина, устанавливается соответствие «Паспорта Здоровья» возрастной норме.
В результате у каждого ребенка появляется мощный стимул к обучению,
так как данная программа увлекательна, похожа на компьютерную игру, во
время которой дети расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас и знакомятся с окружающим миром.
Неоценимое положительное влияние метод оказывает в работе над звукопроизношением. Так, у дошкольников с дизартрией отмечается слабость воздушной струи, необходимой для выработки артикуляционных укладов многих звуков, укорочение речевого выдоха. В результате овладения навыком диафрагмального дыхания происходит увеличение продолжительности и силы воздушной струи, что положительно отражается на фонетической стороне речи дошкольников с дизартрией, повышается их уровень речевого развития.
Навык дыхания, приобретаемый на занятиях, остается с детьми на всю жизнь: долгую, здоровую и счастливую.
В качестве контрольных мероприятий выступает изучение динамики дыхательной функции на тренажере «БОС-Дыхание» и осуществление количественного и качественного анализа результатов.
Наряду с выявленными положительными результатами хочется сказать и о недостатках метода: выявление противопоказаний к работе на компьютерном тренажере «БОС-Дыхание» ограничивает его общую доступность, но количества ограничений минимальны и носят относительный характер. Также, отсутствие необходимых материально-технических ресурсов в ДОУ является препятствием к использованию данной технологии с большей частотой и в более широком масштабе.
2.3. Содержание проекта
План реализации проекта
№ п/п | Подготовительный этап | Сроки |
1. | Разработка плана реализации проекта | август 2013 г. |
2. | Информирование руководителя учреждения и педагогов о проекте, утверждение плана реализации проекта. | август 2013г. |
3. | Проведение инвентаризации и экспертизы необходимых ресурсов: нормативно-правовых, информационных, материально-технических: (проверка и подготовка к работе компьютерного оборудования, тренажера «БОС-Дыхание», разработка информационных буклетов для педагогов и родителей о методе БОС, разработка «Паспорта Здоровья» для детей, составление конспектов теоретического цикла для дошкольников, составление презентаций к занятиям). | август 2013г. |
4. | Информирование родителей о проекте: просмотр видеофильма «БОС технология», видеопрезентация «Метод БОС», ознакомление с показаниями и противопоказаниями к занятиям на тренажере, сбор анамнестических данных ребенка, письменное разрешение от родителей на проведение оздоровительных занятий на тренажере «БОС-Дыхание». | сентябрь |
№ п/п | Основной этап | сроки |
1. | Диагностика детей на тренажере «БОС-Дыхание», комплектование группы для занятий. | сентябрь 2013г. |
2. | Проведение теоретического цикла занятий по формированию здорового образа жизни: Занятие №1 «Будьте здоровы!»; Занятие №2 «Связь работы сердца с дыханием»; Занятие №3 «Строение дыхательной системы человека»; Занятие №4 «Вслед за Облачком…». | сентябрь 2013г. |
3. | Формирование у детей навыка диафрагмального дыхания на теоретическом этапе: усвоение методических рекомендаций, автоматизация дыхательных движений через нос и рот. | Сентябрь-май 2013-14г. |
4. | Проведение практического цикла занятий на тренажере «БОС-Дыхание». | Сентябрь-май 2013-14г. |
5. | Проведение открытых индивидуальных занятий на тренажере «БОС-Дыхание» для родителей. | май 2014г. |
№ п/п | Итоговый этап | сроки |
1. | Обработка результатов занятий, сравнительная характеристика результатов экспериментальной и контрольной групп. | май 2014г. |
2. | Информирование родителей о результатах оздоровительных занятий. | май 2014г. |
3. | Проведение открытого занятия «Путешествие в страну «Здоровейка». Вручение «Паспорта Здоровья» детям. | май 2014г. |
4. | Разработка буклетов для педагогов, родителей по постановке ДРД у дошкольников, составление видеороликов, фотопрезентаций о работе с детьми в ходе проекта, выпуск методической продукции. | октябрь-май 2014г. |
5. | Презентация опыта работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 5-7 лет педагогическому сообществу города в рамках сетевого взаимодействия. Разработка и проведение консультаций- практикумов для родителей, педагогов: «Метод БОС в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками», «Выработка ДРД у дошкольников в домашних условиях». | 2013-14 уч.г. |
2.4. Результат проекта и критерии его эффективности
Качественный и количественный анализ результатов оздоровительных занятий на тренажере «БОС-Дыхание» у старших дошкольников с дизартрией осуществляется по методике А.А. Сметанкина (Таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья
Лет
ДАС, уд/мин | Оценка здоровья в баллах |
> 37 | |
28-36 | |
19-27 | |
10-18 | |
0-9 |
Таблица 2
Показатели динамики ДАС и уровня здоровья дошкольников