На диаграмме (Рис.2.) представлена динамика уровня здоровья старших дошкольников. Отмечается повышение уровня здоровья дошкольников после прохождения оздоровительных сеансов на тренажере «БОС-Дыхание» (с 50 баллов до 82 баллов). Параметры определения уровня здоровья по А.А.Сметанкину представлены в Таблице 1.
Вывод: Исходя из представленных результатов (Рис.1,2), можно сделать
вывод о том, что уровень здоровья дошкольников находится в
прямой зависимости от показателей ДАС: чем выше показатель
ДАС, тем выше балл уровня здоровья и резервные компенсаторные
возможности старших дошкольников возрастают.
Заключение
В результате внедрения оздоровительной технологии БОС в дошкольное образовательное учреждение и апробирование тренажера «БОС-Дыхание» в работе с дошкольниками группы компенсирующего вида для детей с нарушением речи, можно сделать следующие выводы:
1. Пополнились валеологические знания дошкольников и их родителей.
2. Сократились сроки адаптационного периода вновь поступивших в группу детей.
3. В коррекции фонетической стороны речи быстрее проходил этап постановки и автоматизации звуков, отмечается положительная динамика в работе над слоговой структурой слова.
4. Снизилась сезонная заболеваемость воспитанников.
5. Повысился уровень речевого развития (100 % детей), что свидетельствует об активизации компенсаторных возможностей детей с дизартрией.
Так, освоив навык диафрагмально-релаксационного дыхания, у детей повысилась мотивация к коррекционным занятиям и пришло осознание ценности здоровья.
Дети получили свой первый Паспорт Здоровья и приобрели навык диафрагмально-релаксационного дыхания, которым они смогут воспользоваться при необходимой ситуации и защитить свой организм.
|
Список информационных источников
1. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
2. Аршавский В.В. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982.
3. Бутейко К.П. Метод Бутейко. – М.: Патриот, 1990.- 227с.
4. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофобией и методы коррекционного воздействия // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1981. – с. 103-114.
5. Зайцев Г.К. Валеолого - педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования. Дисс. на соискание степени док. пед. наук. Спб, 1998.
6. Казначеев В.И. Здоровье нации. Просвещение. Образование. ИУПКПС,
ИОПЭЧ Сибирского отделения Российской АМН. – Москва-Кострома, 1996. – 248 с.
7. Каменев Ю.Я. Парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Методические рекомендации. – Спб.: КN,1996.-51 с.
8. Лопатина Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии //Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Межвузовский сборник научных трудов. – Л., 1987. – с. 33-37.
9. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: 1963 - №2 – с. 34-38.
10. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
|
11. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969. – 302 с.
12. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособ. / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 1995. – 121 с
13. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – Спб.: Питер, 2005.- 160 с.
14. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная связь.Спб.: Российская ассоциация биологической обратной связи, 2001. – 68с.
15. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях. Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления.
Спб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.- 23с.
16. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография-эссе (научное издание). СПб: Крисмас, 2002.- 200с.
Интернет-источники
https://www.biosvyaz.com
Клинические примеры
Мониторинг
Гульшат И., 6 лет
Во время первого контрольного обследования было выявлено функционирование фи- зиологических систем организма с повышенным, излишним напряжением, не соответст-
вующим возрастным нормам на всех этапах тестирования.
Объективно, в виде графиков и таблиц были зарегистрированы: учащенный, неритмич-ный пульс, ДАС, не соответствующая возрастной норме (28 уд/мин), частота дыхания-
19 дых/мин. Дыхание поверхностное, носовое и ротовое дыхание не дифференцировано.
Индивидуальный «балл здоровья» - 70 (по таблице А.А.Сметанкина).
Сеансы БОС девочка посещала с удовольствием, занималась с большим интересом проявлял волевые качества в процессе овладения навыком диафрагмально-релаксацион-
|
ного типа дыхания – усидчивость, целеустремленность.
Повысилась мотивация к логопедическим занятиям, увеличилась продолжительность речевого выдоха, ускорился процесс постановки звуков: свистящих, шипящих, соноров.
Во время «периодов отдыха» БОС проводилась работа по актуализации лексики по темам: «Времена года», «Город», «Дикие животные», «Животные жарких стран»,
«Растения» и др.
Было проведено два курса по10 занятий. Физиологические показатели приблизились к возрастной норме: ДАС увеличилась до 35 уд/мин (норма- 37 уд/мин), частота дыханий уменьшилась почти в 2 раза и составила 10 дых/мин., «индивидуальный балл» здоровья повысился до 83.
Приведенные результаты наглядно свидетельствуют о том, что у ребенка был сформирован новый дыхательный стереотип - нижнедиафрагмальное дыхание, в результате чего отмечена положительная динамика в функциональном состоянии организма и в повышении уровня речевого развития.
Мониторинг
Владимир К., 6 лет
Во время первого контрольного обследования было выявлено функционирование фи-
зиологических систем организма с повышенным, излишним напряжением, не соответву-
ющим возрастным нормам на всех этапах тестирования.
Объективно, в виде графиков и таблиц были зарегистрированы: учащенный, неритмичный пульс, ДАС, не соответствующая возрастной норме (15 уд/мин), частота дыхания-18 дых/мин. Дыхание поверхностное, носовое и ротовое дыхание не дифференцировано. Индивидуальный «балл здоровья» - 39 (по таблице А.А.Сметанкина).
Сеансы БОС Вова посещал с удовольствием, занимался с большим интересом,
проявлял волевые качества в процессе овладения навыком диафрагмально-релаксацион-
ного типа дыхания – усидчивость, целеустремленность.
Повысилась мотивация к логопедическим занятиям, увеличилась продолжительность речевого выдоха, ускорился процесс постановки звуков: свистящих, шипящих, соноров.
Во время «периодов отдыха» БОС проводилась работа по актуализации лексики по
темам: «Времена года», «Город», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Расте- ния» и др.
Был проведен один курс - 10 занятий. Физиологические показатели приблизились к возрастной норме: ДАС увеличилась до 27уд/мин, частота дыханий уменьшилась и составила 12 дых/мин., «индивидуальный балл» здоровья повысился до 69.
Приведенные результаты наглядно свидетельствуют о том, что у ребенка был сформирован новый дыхательный стереотип - нижнедиафрагмальное дыхание, в результате чего отмечена положительная динамика в функциональном состоянии организма и в повышении уровня речевого развития.