Структура проектного анализа




 

Любой проект должен быть рассмотрен со следующих позиций: технической, коммерческой, финансовой, экологической, организационной, социальной, экономической.

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают: технико-технологические альтернативы, варианты местоположения, масштаб проекта, сроки реализации в целом и по фазам, доступность сырья, рабочей силы и других ресурсов, емкость рынка для продукции, график реализации проекта.

Эти задачи решаются на стадиях предынвестиционных исследований, технико-экономических обоснований и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В самом общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем: маркетинг, источники и условия получения ресурсов, условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы:

- где будет продаваться продукция и имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

- если вероятно влияние на цену, то каково оно, а также останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?

- какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

- предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

- какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены и несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта.

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так называемому качественному анализу. Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части менеджмента, организационной структуры, планирования, комплектования и обучения персонала, финансовой деятельности, координации деятельности и общей политики.

Основными задачами организационного анализа являются:

- определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

- оценка сильных и слабых сторон участников проекта в отношении материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

- оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

- разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

- разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных областях:

- социокультурных и демографических характеристиках населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

- организации населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

- приемлемости проекта для местной культуры;

- стратегии обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить, что социальный анализ – дело даже более сложное, чем финансовый или экономический анализ прежде всего из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем необходимо понимать, что успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

- изменение количества рабочих мест в регионе и изменение условий труда работников;

- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

- изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

- изменение уровня здоровья работников и населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: