Кайгородова Л.А.
Граматика общения
Учебно-методическое пособие психологии для студентов, слушателей курсов и преподавателей
1. Урок "знакомства и представления"
2. Урок "любви и добра"
3. Урок "преодоления барьеров общения"
4. Урок "релаксации"
5. Урок коммуникативного треннинга
Заключение
Введение
Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. А самая большая роскошь в этой жизни - "это роскошь общения"; - как оказал А. де Сент-Экзюпери. Однако общение способно стать и источником проблем, неудач, волнений, стеной разделяющей людей. Причины этого не внешние объективные обстоятельства, а неумение находить общий язык с окружающими. Никого не надо убеждать соблюдать гигиену тела, а ведь гигиена общения не менее важна. Об этом мы часто забываем. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности. Что необходимо знать и уметь каждому человеку чтобы его общение было успешным, продуктивным?
В каждой культуре, в каждом обществе людей есть своего рода "кодекс" правил общения. Конечно, конкретный "набор" правил зависит от характера ситуации, целей и задач партнеров, их личностных качеств. Но в самок общем виде они отражают набор общечеловеческих ценностей и в том или ином виде существуют у самых разных народов, передаваясь из поколения в поколение.
Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы помочь объединить людей в сообщества и создать здоровую психологическую среду, обеспечить каждому человеку комфорт в общении, а тем самым создать условия для его развития и совершенствования.
Задача данных уроков, дополняющих лекционный курс "Психологии" состоит в том, чтобы освоить азы искусства осознания и овладения собственными мыслями, чувствами, поведением, сформировать готовность к получению психологических знаний, навыки самостоятельного их приобретения, умение "встраивать" новое в уже известное, освоить прин-ципы и некторые технологии. Организация занятий предполагает технологию "задача - решение" с помощью тренинга, де-ловых и ролевых игр, мозгового штурма, тестирования, решения ситуационных задач и т.д.
|
Важным фактором, стимулирующим процесс освоения знаний и умений, является создание психологически комфортной окружающей среды. Отношения сотрудничества, сопереживания (эмпатии) и симпатии - это те условия, в которых положительная самооценка, отсутствие боязни идти на риск повышает творческую самостоятельность, инициативу студентов в решении той или иной ситуации. Для этого необходима под-держка, поощрение оригинальных идей студентов, отношение к ошибкам как к попытке достижения успехов, проявления уважения к их мнениям и суждениям.
Предложенные уроки не раскрывают многих проблем психологии, они как помощь студенту в освоении базового курса "Психология".
1. УРОК "ЗНАКОМСТВА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"
ПРИВЕТСТВИЕ
Одно из условий успеха в общении - это создание в глазах партнера имиджа человека, умеющего себя вести в обществе.
Вежливость предполагает прежде всего приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу специальное почтение посредством приветствий.
Приветствие - элемент речевого этикета, с которого начинается любой вид общения, независимо от того, были или не были до этого представлены друг другу собеседники. Формы приветствия в разных странах отличаются чрезвычайно. Каждому народу свойственна своя манера приветствия. Но при всем многообразии приветствий международный этикет в своей основе одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, здоровья, успехов, доброго утра, дня или вечера.
|
1. Упражнение "Приветствие"
Встать всем и пожелать друг другу добра, душевного равновесия, творческой работы.
2.Упражнение "Мозговой штурм" по выведению формул приветствия.
Представление
Важным элементом в общении является представление. Посредством его можно установить доброжелательную, комфорт-ную атмосферу. Этикетом общения предусмотрены определенные нормы, которыми не следует пренебрегать. (Перечень норм представления - мозговой штурм).
Представление преподавателя и изложение требований к занятиям.
Требования к занятиям. Что запрещается на уроках:
- агрессивное поведение;
- плохое настроение, только положительные эмоции;
- доминирование, конкурирование;
- одергивание кого-либо;
- посторонние разговоры с кем-либо из группы, принятие отвлекающих поз и выражении лица;
- разговаривать, когда кто-то выступает;
- не проявлять элементы творчества, богатого воображе-ния и т.д.;
- нарушать заповедь "не навреди";
- ущемлять чье-либо достоинство.
Что разрешается, что необходимо:
- создавать вместе со всеми доброжелательную атмосферу, психологически комфортную окружающую среду. Развивать от-ношения сотрудничества, помощи, эмпатичности и т.д.;
|
- стремиться к культуре общения, этикету. "Коварная эта вещь - культура общения. Присутствие ее незаметно, зато от-сутствие замечаешь сразу".
- когда один говорит, все слушают. Группа обращает вни-мание на того, кто говорит, иначе снижается ценность вос-приятия. Главное: формировать отношение к другому человеку как к высшей ценности;
- иметь хотя бы некоторую подготовку. Вспомните тео-рию малых дел Чехова. Малые шаги более эффективны, не свя-заны с далеко идущими последствиями. Эти шаги легче пред-принимаются, чем большие. Если читать по одной странице в день - сколько прочтете за год?
- освобождаться от заторможенности, чувства страха. Изба-виться от внутреннего страха легче всего, занимаясь в груп-пе, поэтому прежде всего групповое обсуждение, работа в ма-лых группах, применение метода "мозговой атаки" (брейнстер-минга);
- соблюдать регламент;
- понять, что человек может гораздо больше, чем от него требуют. (В каждом из нас многое остается невостребованным. Один не знает, что умеет петь, другой - что быть свободным;
- совершать ошибки, так как они - это попытка к достижению успеха.
Цели уроков:
- познавать себя и свои возможности, чтобы эффективнее организовать свою работу;
- стремиться пройти путь от самоанализа к самовоспитанию и самосовершенствованию;
- освобождаться от заторможенности, стремиться к уверенности, умению управлять собой;
- учиться самостоятельно мыслить и рассуждать. Но прежде чем научиться думать, надо научиться придумывать, отсюда развитие творческого воображения.
Методы, применяемые на уроках: - всевозможные виды тренингов: аутотренинг, тренинг делового общения, психодрама, тренинг активной релаксации и т.д.;
- тестирование;
- беседа;
- групповая дискуссия;
- интеллектуальная гимнастика;
- ролевые игры;
Знакомство
Знакомство - акт взаимного самоопределения между людьми в общении. Оно преследует несколько целей: - во-первых, информация об имени, отчестве и фамилии;
- во-вторых, осведомление партнера по общению по воп-росам: кто этот человек? какая у него цель? какое место занимает? какое отношение имеет к партнеру?;
- в-третьих, процесс формирования представлений об об-лике, характере, имидже человека.
Технология знакомства начинается с приветствия, его тон предопределяет весь ход последующего знакомства.
3.Упражнение "Знакомство"
Все садятся в круг. Студентам предлагается эадуматься о том, какая черта является существенной в характере каждого. Затем предлагается найти этому краткую форму вы-ражения. Например: "Лед и пламень", "Тиха, печальна, молча-лива..." и т.д. Можно представить себя в образе животного, птицы и т.д. После этого по кругу, по очереди начинается представление. Необходимо обсудить, чьи представления про-извели наибольшее впечатление, были меткими, психологичес-ки верными.
4.Упражнение "Кто я?"
Написать цифры в столбик от I до 20 и 20 раз отве-тить письменно на вопрос "Кто я?" используя характерис-тики, черты, интересы и чувства для описания себя. Каж-дое предложение начинается с местоимения "Я -..." На об-ратной стороне листка нарисовать несуществующее животное и назвать его. С помощью преподавателя составить созна-тельный и Подсознательный образ собственного "я"
5.Упражнение "Какой я? "
У каждого человека есть своя теория, касающаяся то-го, что именно делает его уникальным, единственным в сво-ем роде индивидом, отличает его от остальных людей. При этом возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам себя считает. Попробуем выяснить этот вопрос. Студентам предла-гается разделить лист бумаги на три равные части по вер-тикали и в первой графе написать пять основных ответов на вопрос "Какой я?" Во второй графе необходимо ответить на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец, мать или старшие родственники. Ответы в третьей графе должны написать по вашему выбору ваши однокурсники. Необходимо передать листочки избранникам. После заполнения третьей графы проанализировать три на-бора ответов, выделить сквозное свойство, ответ, повторя-ющийся в каждой графе. Провести анализ ответов.
Прием аттракции "Обращение"
Элементом, связанным с началом общения, который вы-ражается в адресации к собеседнику по имени, отчеству, фамилии, должностному или профессиональному признаку, является обращение. Обращение имеет несколько целей. Во-первых, это обычное выражение вежливости и оказания ува-жения собеседнику. Во-вторых, это указание на то, что конкретная информация будет направлена тому, кому, адре-совано данное обращение. В-третьих, обращение снимает обезличивание, то есть показывает заинтересованность в личности другого как в субъекте общения. В-четвертых, обращение имеет своей целью вызвать положительные эмоции у собеседника и соответственно чувство удовлетворения от них. В-пятых, обращение формирует аттракцию (чувство вза-имной симпатии, привязанности, расположения, привлечения). Обращение это не просто элемент речевого этикета, следо-вание долгу вежливости, а также психологический прием об-щения.
Обращаясь к человеку по имени, легче расположить его к себе. Звучание имени человека вызывает приятное чувст-во, хотя не всегда это осознается. Но всегда "ощущается холодок" когда этого нет. Данный психологический прием воздействует не на сознание человека, а на сферу бессоз-нательного. Звук собственного имени не всегда осознавае-мое им чувство приятного. Как утверждал Д. Карнеги, звуча-ние собственного имени для слуха человека - самая прият-ная мелодия. По американский психолог не дал ответа на главный вопрос: почему так? Каков психологический меха-низм возникновения ощущения приятного (в подсознании), когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
Составляющие этого механизма. 1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени - это "обезличенное" обращение. В этом случае интересует не личность, а человек как определенный носитель ка-ких-то служебных функций. Когда же произносят имя (а имя -символ личности), то таким образом вольно или невольно по-казывают внимание к данной личности.
3. Внимание к личности - это и утверждение данной лич-ности. Каждый человек претендует на то, что он - личность. И когда претензия не удовлетворяется, когда кто-то ущемля-ет нас как личность, мы конечно, это чувствуем.
4. Если человек получает подтверждение, что он - лич-ность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетво-рения.
5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается поло-жительными эмоциями, которые не обязательно осознаются чело-веком. Человек стремится всегда к тому, что вызывает у него положительные эмоции. Если человек вызывает у нас положи-тельные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к се-бе, располагает, т.е. формирует аттракцию (притяжение, прив-лечение).
Итак, механизм влияния приема "имя собственное": звуча-ние собственного имени - внимание к личности - утверждение личности - чувство удовлетворения - положительные эмоции -притяжение к источнику положительных эмоций.
Вы и раньше применяли этот прием, но делали это интуи-тивно, не осознавая, что это специальный психологический прием. Теперь вы будете использовать целенаправленно, осоз-нанно, преднамеренно, не от случая к случаю, а постоянно, располагая людей к себе.
Есть люди, которые утверждают, что с трудом запомина-ют имена других людей. Практически все мы с трудом запоми-наем имена одних и в то же время помним имена других. Обая-тельный человек запомнился вам с первой минуты, а с другим вы познакомились и тут же забыли его. Возможно ли такое: человек вам очень понравился, в вы никак не можете запом-нить его имя? Вероятность этого есть, но очень мала. Имя и личность неразрывны. Если нас интересует данная личность, а не социальная функция этого человека, то нас интересует и имя этой личности (хотя не всегда эту связь мы осознаем).
Если человек после знакомства о вами забыл или пере-путал ваше имя, которое не относится к числу труднозапоминаемых, смело ставьте диагноз - как личность вы его ин-тересуете мало. Если же и вы тоже забыли его имя - по-ставьте тот же диагноз и себе. Несколько рецептов запоминания имен людей: - как только вы услышали имя, найдите повод, чтобы тот-час же произнести его вслух ("Очень приятно познакомиться;
- быстро переберите в памяти имена знакомых вам людей (или имена великих людей) для установления ассоциативных связей;
- во время беседы старайтесь ассоциировать имя челове-ка с его чертами, выражением лица и всей внешностью;
- если имя необычное, спросите, как оно пишется, поче-му так назвали;
- можно записать имя человека на листке бумаги, сосре-доточить на нем свое внимание и запечатлеть в памяти, а затем разорвать листок. Вы добиваетесь этим не только слухового восприятия, но и зрительного;
Если имя трудное для запоминания, то постарайтесь на-писать его мысленно на белой стене огненными буквами.
Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Если вы хотите понравиться людям, то обращайтесь к ним чаще по имени. А один из первых уроков, которые усваивает политический дея-тель, заключается в следующем: "Вспомнить имя избирателя -это государственная мудрость, забыть его - значит обречь себя на забвение" А я деловых и общественных контактах способность запоминать имена имеет по'чти такое же значение, что и в политике.
6. Упражнение Поговорить с соседом 1-2 минуты и постараться по ходу беседы 2-3 раза обратиться к нему по имени.
7.Упражнение "Первое впечатление" Первое впечатление о человеке очень стойкое, и нужны сильные воздействующие эффекты, чтобы изменить это впечат-ление. Из чего оно складывается? Здесь нет мелочей, все важно: внешний облик, выражение лица,-осанка, одежда, по-за... Студентам предлагается разделится на две команды: 1-я актеры, 2-я зрители. Задача актера: изобразить некото-рый образ мимикой, жестами, манерами, некоторым реквизи-том. Задача зрителей: описать по первому впечатлению воз-раст, образование, сферу деятельности, возможные увлечения, интересы и т.д., то есть распознать личность. Каждый может задать по одному вопросу на выяснение личности, профессии, возраста, образования и т.д., но не прямо, а косвенно. За-тем все вместе дают описание личности, а личность дает сво-ему партнеру оценку по пятибальной системе. Затем команды меняются местами.
8.Упражнение "Метафора" Каждому интересно знать, какое он производит впечат-ление не окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспри-нимается как существенное, а что вовсе не замечается? Сту-дентам предлагается поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего колле-ги. Желающему быть предметом творчестве предлагается вый-ти в середину. Студенты рассказывают какой образ рождает-ся при взгляде на "героя"? Какую картину можно было-бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? В конце обмен впечатлениями, выделить наиболее яркое, точное творчество.
9. Упражнение "Умеете ли вы слушать? Можем ли мы почувствовать, ощутить, понять, услышать человека рядом? Студентам предлагается стать в круг, взять-ся за руки, закрыть глаза, сосредоточиться, сконцентриро-вать внимание на ладони соседа справа, оценить свои субъективные ощущения. Что можно сказать о состоянии соседа. Открыть глаза, рассказать о своих ощущениях и сравнить их с ощущениями объекта наблюдений. Оценить их по пятибаль-ной системе.
Тест "Умеете ли вы слушать?" Психологи утверждают, что многие из нас не умеют слушать и слышать то, что нам говорят. Даже когда мы не пере-биваем собеседника и смотрим на него, многие его слова "проолетают мимо" Кстати, из-за этого могут разрушаться приятельские отношения и отношения в семье, дети могут разочароваться в родителях, у начальника создается превратное мнение о подчиненных, у подчиненных о начальнике.
Чтобы определить ваше умение слушать, предлагается тест, на 10 вопросов которого следует дать ответы. Они оцениваются:
"почти всегда" - 2 балла,
"в большинстве случаев" - 4 балла,
"иногда"- 6 баллов,
"редко" - 8 баллов,
"почти никогда" - 10 баллов.
1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собе-седник не интересны для вас?
2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
3. Может ли неудачно сказанное выражение спровоциро-вать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся "щекотливой" для вас темы? 9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные олова, названия, термины, вульгаризмы?
10. Может ли у вас быть снисходительный, менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии в общении?
Излишне напоминать наверное, что точный ответ вы получите только при старании ответить на все вопросы с максимальной искренностью. В порядке контроля можете попросить ответить за вас близкого человека, который хорошо знает ваш стиль беседы. Если в итоге вы набрали сумму баллов выше 62, то вы слушатель "выше среднего уровня" Иными словами, чем боль-ше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать (что, однако, отнюдь не означает, что вы не вправе остановить неисправимого болтуна).
10. РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ.
11. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.
2. Урок "Любви и добра"
Теоретический материал
Любовь и добро - это великое таинство данное человеку. Любовь и добро - это психологическое путешествие по лабиринтам души, проходящее через скалистые уступы самопознания и достигающее своей вершины в процессе формирования отношений, приносящих радость, удовлетворение, счастье. Только в любви и добре и через них человек становится человеком. Без любви и добра он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное понимать других и себя. Любовь - сложная многоаспектная проблема, пограничная между искусством, философией, психологией. Любовь рассматривается как непосредственнее, интимное и глубокое чувство, средство социализации человека, единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности. Это не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы.
Каковы философские и психологические представления о любви и добре в современном мире? (Дискуссия студентов, чтение афоризмов, определений из словаря легенд и мифов о любви и добре). Загадки феноменов любви и добра интересовали человечество издавна. Рассуждения о них появились в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти 25 веков назад родилась теория духовной любви - Сократа, Платона и Аристотеля.
Высоко ценилась любовь, ее нравственное содержание в Древней Греции, в Риме. "Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто не свете не научит их лучше, чем любовь". А в XX веке человечество вдруг ощутило дефицит любви, приведший его на грань самоуничтожения, к атомным и экологическим проблемам. Общественное сознание не может вместить в себя и, тем более, реализовать на практике простую формулу социального бытия: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Гордыня человеческая не позволила правильно понять и оценить новый путь, предложенный христианством, - путь всеобъемлющей и всоепоглащающей творческой любви. Да и легко ли понять благородному защитнику добра: не противиться злу! А как же добру защитить себя? Или вообще отказаться от него? С точки зрения обыденного сознания, какой-то абсурд.
Но абсурдности бриться только примитивная логика да ум обывателя, а жизнь, культура, искусство, религия не только хорошо уживаютоя о нелогичностью, абсурдностью, чудом, парадоксами, но и часто основываются на них. Не противься злому! В христианстве это отнюдь не призыв к полной пассивности и бездействию. Не.противься злому физически, силой, призывает Христос в Новом завете, ибо таким способом ты удваиваешь зло, то есть уменьшаешь добро. Борясь со злом его способом, то есть силой, ты только уменьшаешь добро. Единственный эффективный способ борьбы со злом - преодоление его добром, увеличение, умножение, наращивание добра, что.приведет к исчезновению зла, ибо везде будет одно добро. А активная и действенная сила в этой борьбе - любовь! Любовь не делает ближнему зла! Истинная любовь сопровождается радостью, духовным наслаждением от всецелого единения людей глубинного их познания.
В XX столетии стали ниспровергаться все идеалы, наступила пора бездуховности, озлобления, месте любви стал занимать секс.
Справедливое обвинение в девальвации любви бросил в лицо всей современной цивилизации Эрих Фромм, автор "Искусства любить" Он убежден, что любовь должна вновь утвердить себя как творческая сила, обогащающая и поддерживающая человечество, и в основу ее должны лечь общечеловеческие чувства любви ко всем ближним. Любовь также может беспрепятственно раскрыть все свои потенции и выполнить функцию могучего средства самореализации человеческой личности. Свести любовь только к сексу невозможно, тем более когда она просветлена разумом, но им не иссушена и не превращена в бессердечную рефлексии. Всюду нужна мера. "Только любя, мы научаемся любить..."
В каждодневной суровости жизни нам порой не до философских рассуждений о природе человеческих взаимоотношений и чувствований мы делаемся невосприимчивыми к любви, создавая "помехи" слышать и ощущать чувства, окрашенные любовью. "Главное в жизни - любовь ко всему и ко всем, -считает известный американский психолог Джерри Джампольоки. Для любви человек рождается, и она побеждает все. Об этом надо помнить не только в минуту благоденствия, но и в минуты ненависти. Любовь у человека есть всегда, пока он жив"
Одна из основных задач личности - научиться осуществлять выбор того, что мы желаем испытать. Что предпочтем -любовь или страх, зло или добро? Любовь - это то, что существует на самом деле. Страх - это плод нашего воображения, поэтому он нереален. Выбирая любовь вместо страха, добро вместо зла, мы можем изменить природу и суть наших взаимоотношений с окружающим миром.
Чтобы испытать чувство любви, надо быть последовательным в своих мыслях, словах и поступках. Должны отсюда осознавать значение употребляемых слов. Есть слова, которые поддерживают сохранение в нашем сознании чувства вины, взятого из прошлого, и боязнь будущего. От этих слов необходимо избавляться, складывая их в воображаемый мешок для мусора и затем закапывать этот мешок в землю. Важно никогда не быть резким с самим собой. Заметив, что вы все же используете какие-то из этих слов, считайте это ошибкой, требующей исправления, и избегайте чувства вины из-за сделанных ошибок. Все эти слова: невозможно, не могу, попытаюсь, если только, но, как бы ни, Трудно, надо бы, должен, сомнение.
Плюс к ним любые слова, с помощью которых: T вас или других можно подвести под какую-нибудь категорию;
T оцениваются или подвергаются измерению качества ваши.или окружающих;
T можно осуждать или обвинять вас или других.
С постоянством выбирая любовь, а не страх, мы можем совершить трансформацию личности, которая расширит наши природные способности передавать любовь себе и окружающим. Мы не способны изменить окружающий мир и людей вокруг нас. Но мы можем изменить свое восприятие мира, окружающих и самих Себя.
Попробуйте понять и прочувствовать закон любви: "Я ошибочно полагал, что мог бы дать окружающим что-нибудь отличное от того, чего желаю сам. Так как я хочу испытывать покой, любовь и ничего ни от кого не требовать, это и есть те единственные подарки, которые я мог бы предложить окружающим. То, что я вместо агрессии.отказываюсь от требований к вам и предлагаю любовь, - это не акт милосердия с моей стороны. Дело в том, что, только отдав свою любовь я смогу получить любовь сам. Итак, все, что я отдаю, возвращается мне же. Я буду дарить окружающим только те подарки, которые желал бы получить сам"
2. Упражнение
Вселенский закон включает в себя любовь к ближнему. Но сначала каждый должен пройти урок любви к себе. Начнем со следующего задания: Напишите свое имя...
С помощью суффиксов образуйте варианты ласковых имен, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Образуйте вокруг своего имени. Это урок любви к самому себе. А теперь добавьте прилагательные, например: милая, дорогая, разлюбезная, добрейшая и т.д. Соедините их со своим именем.
А теперь напишите имя друга (подруги, брата, сестры и т.д.). Напишите самые вежливые формы обращения. Кому сколько удастся придумать. В каком цвете вы. их видите.
Как они вас называют? А какое имя приятно вашему олуху, как вы хотите, чтобы вас называли? Если у вас недруги, имя которых вам тяжело слышать? Употребите это имя в добром обращении. Нарисуйте его радостным. Снимите тяжелое отношение, переведите ^ добрую плоскость. Велик и богат наш язык. Часто сетуют на то, что у нас нет традиционного обращения к партнеру. Но у нас есть много разнообразных слов, которые можно использовать в разговоре. Например, напишите обращение жениха к невесте и наоборот (сокол мой ясный, голубушка сизокрылая и т.д.). Обращение к себе утром, когда проснулись: милая ты моя, вставай, уже солнышко тебе светит. Важна интонация, нежнее и добрее к себе обращаться. Вспорхнуть над кроватью утром. Мир держится на любви к себе и к окружающим. Надо выстраивать правильные отношения и к себе, и к окружающим.
Первая задача каждого человека: научиться восстанавливать любовь к себе, что изначально заложено от природы. Человек рождается с радостным отношением к миру, но потом это все затуманивается. В ходе социализации теряется гармония внутреннего состояния. Важное место у нас в обществе занимал коллектив в терминах "надо", "долг", "борьба" и т.д. И отношение к себе формировалось через напряжение, долженствование. Почему вы выполняли задание: написать имя врага ласкательно? Нужно научиться прощать. Стереть все отрицательные, неудачные события. Прощая, человек формирует новый образ, новое отношение. Все дело не в сущности человека, а в вашем отношении к нему.
3.Принципы доброжелательного общения
Я не могу любить других, пока не люблю себя. Я не могу узнать других, пока не знаю себя. Я не могу помочь другим, пока не помогу себе. Успех любого человека зависит от уважения к себе, осознания своей уникальности, ценности, своем неповторимости. В английской школе менеджеров на первом занятии дают возможность поразмышлять, какими достоинствами и недостатками владеет каждый обучающийся. Задумайтесь на минуту о себе и назовите три качества, за которые вы можете считать себя человеком, достойным любви и восхищения. Для многих это окажется сложным: мы не привыкли думать о своих достоинствах, считаем, что это нескромно. Нас много лет учили: "Не хвали себя сам. пусть похвалят другие" Проще найти три своих недостатка. Запишите их -это ваши внутренние враги. А теперь запишите три достоинства. Это могут быть как внешние (красивый голос, глаза, волосы, фигура), так и душевные качества (доброта, искренность, надежность). Теперь закройте глаза и проведите внутренний монолог: 'Ч люблю себя за то, что у меня красивый голос..." и прислушайтесь: что вы почувствуете? Согласие" Радость? Ощущение полета? Несогласие? Протест? Грусть? Если вы переживаете эмоции радости, счастья, самоуважения - вас можно поздравить! Вы считаете себя человеком достойным любви и уважения - и в этом ваша сила. Если вы переживаете двойственные чувства или еще хуже - негативные эмоции, то ваши взаимоотношения полны либо внешних либо внутренних конфликтов. Чтобы поддержать хорошие отношения о людьми, иметь интересный и широкий круг общения, наконец встретить свою счастливую любовь - для этого надо уважать людей и прежде всего научиться уважать и любить себя. Знать свои сильные и слабые стороны, чтобы владеть собой в самых неожиданных и сложных ситуациях.
Упражнение "Вы достойны любви"
Откажитесь от вашего прошлого образа. Вы сегодня уже достойны любви больше, чем вчера! Сегодня вы на самом деле уже не глупы и не ленивы, но продолжаете считать себя глупым и ленивым. Пересмотрите свое представление о себе. Это трудно: ведь но "плохие" стороны нашей личности нам указывали годами. Они словно были растением, за которым заботливо ухаживали - поливали, ставили на солнышко, заботились о нем - и вырастили, что называется, в лучшем виде. В то время как "хорошее" в вас росло без ухода, в тени, пренебрегал ось и поэтому не могло разрастаться. Но вы - уже не ребенок. И теперь вы сами можете и должны позаботиться о себе.
Воздайте себе сполна за то, что вы делаете хорошо - и за что вы заслуживаете уважения. Постарайтесь поверить: то хорошее, что говорят о вас, справедливо, точно и правильно. Учитесь принимать комплименты. Прогоните все отрицательные мысли о себе. "Я толстая", "Я бедная", "Я некрасивая". Это все неправда. Скажите вслух, какой вы хотите стать: "Я красивая"", "Я богатая", "Я вечно молода", "У меня прекрасные отношения со всеми", "Я люблю и любима" Обратите внимание на то, что это должны быть только положительные утверждения. И только в настоящем времени! Ваше подсознание - верный слуга. Если вы скажите фразу в отрицательной форме: "Я не хочу быть толстой то скорее всего, ею и останетесь. До мозга дойдет команда: "Хочу быть толстой"! Если не выскажете утверждение в будущем времени: "Я буду любимой" то может статься, прождете вою жизнь. Правильно сформулированные утверждения, которые необходимо повторять как можно чаще перед зеркалом звучат так: "Я стройная", "Я любима".
Воспользуйтесь советами американского психотерапевта Ф. Порат. 1. Принимайте себя таким, какой вы есть.
2. Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
3. Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
4. Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться, плакать.
5. Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
6. Будьте "позитивно" эгоистичны": любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы - человек "единственный в своем роде" другого такого нет на земле.
7. Уважайте свое время: время - это жизнь. 8^Разрешайте себе радоваться и получать удовольствия. Позволяйте себе быть таким, какие вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
8. Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
9. Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами можете с этим справиться.
4. Игра "Слепой и поводырь".
Выработка доверия к себе и другим.
5.Упражнение "Групповой рисунок".
Отработка умений "слышать" мысли и чувства людей.
6.Тренинг "комплимент"
Все становятся в два круга (один внутри другого). Стоящие во внешнем круге должны оказать стоящему перед ним партнеру комплимент, а стоящий внутри круга должен умело этот комплимент принять. Затем меняются ролями. При обсуждении назвать комплимент, который понравился больше всех. Механизм применения приема "золотые слова"
1. Человек слышит в свои адрес приятные слова, представляющие небольшое преувеличение каких-то положительных качеств, т.е. комплимент.
2. Если комплимент сделан по всем правилам (о них - ниже), то возникает эффект внушения.
3. Как следствие внушения - "заочное" удовлетворение потребности "выглядеть" в этом вопросе лучше. 4. Как следствие удовлетворения потребности - образование положительных эмоций.
5. Поскольку положительные эмоции вызваны вами, то это по общему механизму Формирования аттракции обусловливает его расположенность к вам со всеми благоприятными последствиями при выполнении им ваших распоряжений.
Правила применения "золотых слов"
1. "Один смысл". Комплимент должен отражать положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например данное качество можно считать и положительным, и отрицательным.
2."Без гипербол". Отражаемое в комплименте положительное качество должно быть иметь небольшое преувеличение.
3."Высокое мнение" Важным является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Последствия будут отрицательными, если человек твердо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте.
4."Без претензий" Человек вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно - это положительное качество - было выражено у него сильнее, чем есть.
5."Без дидактики" Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. 6."Без приправ" Это касается не содержания комплимента, а тех добавок, которые нередко следуют за ним. Делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя.
Если вы хотите вызвать чувство любви у окружающих, то вырабатывайте комплиментарный стиль общения, вызывающий положительные амоции.
7. Тест "Любите ли вы себя?".
Отвечая на вопросы теста (да, нет), можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими. Вопреки всеобщему мнению, положительный ответ на вопрос "Любите ли вы себя?" часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма, как обычно считают.
1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?к 2. Считаете ли вы, что вас преследуют неудачи?
3. Сообразуетесь ли, совершая какой-нибудь поступок, с тем, что подумают или скажут о вас окружающие?