(Из путеводителя по внедрению ФГОС ДО)
№ п/п | Младенческий возраст 2 мес. – 1 год | Дети раннего возраста 1-3 года | Дети дошкольного возраста 3-8 лет |
Манипулирование с предметами | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками | Игровая (включая сюжетно-ролевую, игру с правилами и др. виды игр) | |
Непосредственно эмоциональное общение с взрослым | Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | |
Познавательно-исследовательские действия | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.) | Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | |
* | Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | Восприятие художественной литературы и фольклора | |
Тактильно-двигательные игры | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.) | Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | |
* | * | Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. | |
* | * | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | |
Восприятие музыки, детских песен и стихов | Восприятие смысла музыки | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) | |
Двигательная активность | Двигательная активность | Двигательная деятельность (овладение основными движениями) |
Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.
|
Детская деятельность в образовательном процессе*
Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
№ п/п | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной позиции (в отличие от его реальной жизненной позиции) | Творческие игры: - режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); - сюжетно-ролевые; - игры-драматизации; - игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п. Игры с природным и бросовым материалом); - игры - фантазирование; - импровизационные игры-этюды. Игры с правилами: - дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные. словесные: игры – поручения, игры-беседы, игры – путешествия, игры-загадки); - подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности. По преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, скакалкой, обручем и т.д.); - развивающие; - музыкальные; - компьютерные игры (основанные на сюжетах художественных произведений, стратегические, обучающие) | |
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. | Экспериментирование, исследование, наблюдение, моделирование: - замещение; - составление моделей; - деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, символическое, мысленное) | |
Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. | Формы общения с взрослым: - ситуативно-деловая; - внеситуативно - познавательная; - внеситуативно - личностная. Формы общения со сверстниками: - эмоционально - практическая; - внеситуативно - деловая; - ситуативно-деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения. | |
Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. | Гимнастика: - основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); - строевые упражнения; - танцевальные упражнения; - с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта). Игры: - подвижные; - с элементами спорта. Физкультурные занятия Физкультурный досуг Простейший туризм. Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. | |
Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать. | Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Ручной труд. | |
Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. | Рисование, лепка, аппликация | |
Конструирование из различных материалов - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. | Конструирование: - из строительных материалов; - из коробок, катушек и др. бросового материала; - из природного материала. Художественный труд: - аппликация; -конструирование из бумаги | |
Музыкальная деятельность - форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя. | Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально-ритмические движения; - игра на детских музыкальных инструментах. Творчество (вокальное, инструментальное): - пение; - музыкально-ритмические движения; - музыкально-игровая деятельность; - игра на детских музыкальных инструментах. | |
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. | Чтение (слушание) Обсуждение (рассуждение) Рассказывание, пересказывание, декламация. Разучивание. Ситуативный разговор. |
|