Правонарушения совершенные военнопленными в плену и наказания за них




Тема. Жертвы вооруженных конфликтов

 

 

Ø Защита:

o раненых и больных в сухопутной войне – 1 ЖК 1949

o потерпевших кораблекрушение – 3 ЖК 1949

Ø Статус военнопленных – 2 ЖК 1949

Ø Защита гражданского населения – 4 ЖК 1949

Т.е. это жертвы и лица, покровительствуемые в МГП.

 

 

Защита жертв была и до Второй мировой войны.

1929 – конвенция о статусе военнопленных.

Но! Конвенции до Второй мировой не имели популярности и не были так детально разработаны, как конвенции после Второй мировой.

 

И Вторая мировая привела к необходимости принятия Женевских конвенций 1949.

 

Их структурная схожесть заключается в одинаковых первых 3 статьях.

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

 

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

 

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание,

b) взятие заложников,

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

 

 

1-ый доп.протокол нужен был, т.к. по 4 ЖК 1949 защищалось гражданское население только на оккупированной территории.

4 ЖК 1949 расширила понимание гражданского населения как населения и еще на тер-ии военных действий.

?1. Защита раненых и больных в сухопутной войне

Специфика в том, что когда мы говорим о раненых и больных, мы говорим не только о комбатантах, но еще и о беременных женщинах, и о молодых, и о престарелых.

Широкое толкование по конвенции.

 

 

Положения 1 ЖК 1949.

Население должно оказывать помощь раненым, больным. И эта помощь не должна никоим образом осуждаться властями воюющих сторон, а должна приветствоваться.

 

Очень большое значение уделяется вопросам оказания помощи не только раненым и больным, но и население должно использоваться, как и санитарные отряды, и МККК для поиска раненых и больных и оказания помощи им.

 

+ особое внимание захоронению. Любой человек должен быть похоронен с обозначением, соблюдением всех ритуалов, если все это возможно. Должен быть соответствующих медальон для опознания родственниками.

 

Уход за такими захоронениями: каждое гос.-во должно ухаживать за такими захоронениями на своей тер-ии и предоставлять допуск родственников к ним.

 

?2. Защита раненых и больных потерпевших кораблекрушение

 

В морской войне

 

2 ЖК явл-ся дополнением к первой

 

Но! Если силы высаживаются на берегу – то применяется 1 ЖК о сухопутных конфликтах.


? как дается определение раненым и больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение

2 ЖК такого определения не дает

Но 1-ый доп.протокол к ЖК такое определение дает

— лица, (военные) подвергающиеся опасности в виду произошедшего несчастья или доставленные самолетом – НАХОДЯЩИЕСЯ В МОРСКИХ ВОДАХ

 

ЖК применяются и в том случае, когда мы говорим о ст. 2 общей для всех ЖК – что даже если гос.- во не признает состояние войны, то ЖК все равно применяется

 

2 ЖК – даже если гос.-во не явл-ся участником конвенции, она применяется все равно. Особенно в том случае, если судно применяет какие-либо нормы из 2 ЖК 1949 как обычай.

 

 

На кого распространяются данные конвенции:

На комбатантов (см. определения по др. ЖК)

+!!! К экипажу торговых судов (капитан, лоцман, и тд)

+!!! Экипажи воздушных судов, занимающиеся защитой раненых и лиц, потерпевших кораблекрушение

 

 

Содержание 2 ЖК 1949:

Больше всего внимания – военные госпитальные суда и их роль и значение для спасения раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

 

Не только специальные воен.суда занимаются таким спасением. Достаточно широкий круг судов, к-ые могут таким заниматься: нац.суда, к-ые принадлежать нац. обществам Красного Креста, спец. суда для спасения, принадлежащие др. общест.орг.

Требование!!!: такие суда должно быть заранее зарегистрированы, должно быть их назначение согласовано с воюющими сторонами, у таких судов специальных тоннаж и т.д. (все по конвенции). ИХ НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗВЕСТНО СТОРОНАМ.

 

Такие суда не явл-ся случайными.

У таких судов особые привилегии: они не могут быть объектами нападения и захвата.

 

+ воюющие стороны могут обращаться и к иным судам, хоть к прогулочным яхтам, с просьбой о помощи в поиске лиц, потерпевших кораблекрушение

 

+ и суда нейтральных гос.-тв тоже могут быть привлечены. НО!!! Их назначение должно быть заранее согласовано с воюющими сторонами и известно о назначении таких судов.

 

 

Почему такой контроль?

· Потому что у таких судов есть средства связи. И есть опасность, что они могут быть использованы против воюющих стороны. – поэтому у сторон есть право осматривать такие суда и суда не могут оказывать сопротивление такому осмотру противоборствующей стороны + сторона может помещать на судно своего комиссара, чтобы следить, действительно ли судно занимается поиском и оказанием помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение

· Если на госпитальных судах есть спец.лазареты. и если конфликт ведется на палубе судна, то нужно предпринимать все усилия, чтобы эти лазареты не подвергались нападению. И чтобы мед. и духовный персонал могли выполнять свои функции

· + у мед. и духовного персонала на корабле спец. защита

 

 

Санитарные воздушные суда.

Они должны летать только на определенной высоте. Только по заранее согласованному маршруту, известному 2 воюющей стороне. Должны летать главным образом на тер-ии того гос.-ва на тер-ии к-го они зарегистрированы и обслуживают. При этом есть право находиться в территориальных водах 2 воюющей стороны.

 

?3. Защита военнопленных

 

3 ЖК 1949 посвящена статусу военнопленных.

Защита военнопленных поднялась тут не в первый раз. До этого была конвенция 1929. Но она была ориентирована на применение только участниками конвенции.

А!!! 3 ЖК имеет более широкую сферу применения, поскольку применяется в отношении всех лиц, к-ые подпадают под категорию комбатантов. Вне зависимости от того, явл-ся ли гос.-во участником 3 ЖК.

 

 

3 ЖК подробно разъясняет, кто такие комбатанты.

− лица в составе регулярных вооруж.сил

− добровольцы

− население, к-ое стихийно берется за оружие при приближении противника

− лица, к-ые оказывают сопротивление оккупационным властям на ок.тер-ии

− представители нац.освободит.движения, если постоянно носят оружие.

 

 

3 ЖК предусматривает и такую ситуацию, когда трудно определить, имеет ли данное лицо право на статус военнопленных или нет.

Если у гос.-ва, к-ое захватило в плен есть непонимание того, имеет ли лицо право на такую защиту – предусмотрено суд.разбирательство. и пока оно идет предполагается, что у лица есть право на защиту как военнопленного.

 

+ статус военнопленного присваивается и лицам, не принимающим непосредственно участия в воен.действиях, а просто следующие за войском: воен.корреспонденты, снабженцы и т.д.

 

Общая гарантия для всех военнопленных: не считается, что он находится под властью лица или группы лиц. Этот статус присваивается гос.-вом, а не лицом. И именно противоборствующая сторона должна предоставить все гарантии по 3 ЖК.

 

+!!!Лица могут подпадать под военнопленных в силу спец. соглашений между воюющими сторонами.

 

Общий принцип: с военнопленными нужно обращаться гуманно. Никаких оскорблений и унижений.

 

И!!! Не могут военнопленные отказываться от своих прав и привилегий по 3 ЖК. Это возможно лишь тогда, когда есть спец. соглашение между воюющими сторонами и по нему есть более благоприятный статус чем по 3 ЖК.

 

Права военнопленных

3 ЖК значительные права по защите личности и достоинства:

 

Обычно пребывание в плену начинается с допроса.

В 3ЖК прямо указано, что военнопленные могут давать сведения о ФИО, войску, к к-му принадлежат и о своем офицерском звании.

Это имеет значение, т.к. 3 ЖК хотя и базируется на принципе не дискриминации, в том числе она учитывает различное положение военнопленных в зависимости от своего звания. И если лицо звание не сообщает, то какие-то привилегии по защите оно может терять. Др. сведения лицо может не предоставлять.

Никаких пыток, оскорблений нельзя применять, чтобы заставить дать информацию свыше.

 

Военнопленные должны направляться в спец.лагеря для военнопленных.

Требования к их транспортировке. И оборудованию лагерей.

Транспортировка:

§ Поезда / транспорт должен быть не хуже, чем тот, к-ым перемещаются военные этого гос.-ва

§ Если лица заболели – им помощь

§ Т.е. в период транспортировки все права сохраняются

Лагерь:

§ Казарма: не хуже тех, к-ые служат для размещения вооруженных сил захватившего гос.-ва

§ Все санитарные условия должны быть соблюдены (достаточно света, туалеты и т.д.)

§ Отдельно М и Ж. И всем подобающие полу условия

§ Есть право на отправление религиозных культов. Если захвачены представители духовенства, то они должны обслуживать военнопленных. Если нет военного духовенства: то нужно посмотреть, если ли среди военнопленных священники, и тогда они обслуживают.

§ Военнопленным должна оказываться мед.помощь. И!!! Никаких мед. экспериментов над ними быть не должно. Даже если они дали согласие – если удаление органов и т.д. или эксперименты, не связанные с поддержанием его здоровья – не допустимы.

§ Мед. персонал не имеет статуса военнопленного. Это официальный военно-медицинский персонал. Причем, если среди военнопленных есть врачи, но спец.обученного персонала нет – то тогда лечат военнопленные с мед.образованием

§ Есть право на связь с внешним миром: получать индивидуальные и коллективные посылки (продовольствие, вещи, образование), право на переписку (с родственниками и др.лицами) – но! цензура допускается

§ право на поддержание здоровья и занятие спортом

Образец – состояние и условия для вооруженных сил гос.-ва.

 

 

Однако. Звание имеет большое значение.

Все личные вещи (ордена, знаки отличия и т.д.) явл-ся неприкосновенными и они могут их носить в лагере.

Они имеют право иметь валюту. Например, на случай, если в лагере есть ларек, в к-ом они могут пополнять свои запасы (по 3 ЖК).

+ они могут забирать валюту и открывать счет для военнопленного, что после репатриации вернется

 

Почему есть отличия между офицерами и обычными военными: офицеров не могут принуждать к труду. А солдат могут. Но в особых сферах только.

 

Наиболее низшие по званию офицеры (унтер-офицеры) – должны осуществлять контроль за действиями рабочих.

Офицеры по своей доброй воле могут трудиться. Но только тем, чем хотят. Их принуждать нельзя.

 

Чем занимаются солдаты: следят за поддержанием порядка, могут быть задействованы в с/х, обрабатывающая промышленность (но не металлургия, хим.пром. и любая др. пром., к-ая может иметь военное назначение). Этот труд может быть использован и при строительстве сооружений, но не военных.

Если это рабочие команды, то их труд.расписание и обязательное время для отдыха должно быть таким, как это есть для гражданских гос.-ва плена.

 

Если лицо потерпело ущерб, то в этом случае должны быть выданы спец.справки о получении увечья во время выполнения труд.обязанности, чтобы потом у них было право на компенсацию.

 

Военнопленные могут соглашаться добровольно на выполнение опасных работ. Например, разминирование. Но никаких оскорбительных и унижающих работ.

 

 

Военнопленные могут выбирать из своей среды Комитет доверенных лиц (КДЛ). Обычно из офицеров, и старший по званию возглавляет его.

Значение: КДЛ имеет право общаться с представителями МККК, когда они посещают лагеря + с державой-покровительницей; жаловаться им.

 

 

Военнопленные за труд получают жалование, размер к-го не должен отличаться от жалования гражданских в этой стране и соответствовать сложности труда. Перечисляется на счет и потом при репатриации передается. + его можно тратить на ларек в лагере.

Суммы в зависимости от звания указаны в 3 ЖК.

 

 

Правонарушения совершенные военнопленными в плену и наказания за них

Есть ли тут уголовная отв.? или дисциплинарная?

Модель – зак-во гос.-ва плена.

 

Если это проступок, но не преступление по зак-ву гос.-ва плена, то такой военнопленный может привлекаться только к дисциплинарной ответственности.

 

Виды:

§ штраф, но не более 50% з/п.

§ сверхурочные наряды

§ задержание (арест)

НО! любое из всего этого не может быть более 1 месяца.

 

Если совершено преступление, то за данное преступление они могут судиться спец.военным судом, юрисдикция к-го распространяется и на собственных военнослужащих и при осуществлении суд.разбирательства судьи должны думать, что судимы не связаны обетом верности гос.-ву плена.

 

Смертная казнь: к военнопленным возможна, если за данный вид преступления действительно применяется смертная казнь по законам гос.-ва плена.

 

+ при любом привлечении к уголов.отв. и при любом заключении свыше 2 лет – всегда должна быть оповещена держава-покровительница

 

 

Что делать, если военнопленный пытается совершить побег:

Если неудачный побег,

§ то привлекать его к отв. нельзя. Кроме дисциплинарной;

§ если осуществление побега не было связано с нанесением телесных повреждений или кражей, изготовлением подделок доков и т.д. – то это тоже не преступление;

§ независимо от того, сколько бы лицо не пыталось сбежать, это не влияет на отношение к нему и тяжесть его побегов.

Если побег был удачным и лицо присоединилось к своим воен.силам: то он присоединяется к своим войскам и если потом он вторично попадает в плен, то это не явл-ся отягчающим обстоятельством.

 

 

Военнопленные могут подлежать незамедлительной репатриации до окончания воен.действий:

ð тяжелое ранение, результат к-го тяжелое физ./псих. расстройство

ð когда дальнейшее очень давное пребывание в воен.лагере может негативно сказаться на здоровье лица и негативно сказаться на его физ./псих. здоровье

ð +! Эта репатриация может быть в нейтральное гос.-во

o Если необходимость проведения сложной операции, к-ая не может быть проведена в лагере

o Если он больше года находится в условиях воен.лагеря и это негативно сказывается на его здоровье

Нейтральное гос.-во обязано оказать не только соотв. мед. помощь, но и гарантировать, что данные лица больше в воен.дейтсвиях не будут принимать участие - подчеркнутое + еще и условие для незамедлительой репатриации. А еще и условие освобождение лица.

 

А вообще репатриация происходит в обязательном порядке после окончания воен. действий.

И кол-во репатриируемых не имеет значения.

Тут не условия ты мне 20, я тебе столько же. Тут все репатриируются, сколько есть.

 

Если граничащие гос.-ва – до обеспечивают доставку до границы своего гос.-ва, а потом уже гос.-ва гражданства.

 

Если нет общих границ у гос.-ва плена и гражданства – заключается соглашение, за чей счет и до какой границы гос.-ва несут расходы по репатриации.

 

Военнопленные не могут быть объектом репрессалий НИКОГДА.

 

Это сущность МГП. Нарушение права стороной А не дает стороне Б права нарушать.

Отсюда и понятие гуманности и защиты.

 

 

Весь список прав военнопленных:

1. Гуманное обращение

2. Могут отказываться от статуса военнопленных только если взамен им предоставляется более благоприятный статус

3. Особые правила транспортировки

4. Особые требования к лагерям для военнопленных

5. Право сообщать на допросе только свое ФИО и звание (+ от звания можно отказаться и не говорить)

6. Право на труд

7. Право выбирать Комитет доверенных лиц для общения с МККК и державой-покровительницей

8. Право на репатриацию, в том числе незамедлительную

9. Право на справедливые наказания и ненаказумость за побег как сам по себе

10. Не могут быть объектом репрессалий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: