ГЕОГРАФИЯ
Дидактические игры на уроках географии VII класс.
Большая роль в повышении эффективности обучения умственно отсталых учащихся и коррекционно-воспитательной работы с ними принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, применяемых для повышения эффективности учебного процесса. С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных объектах, их назначении, о связях между ними. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Разнообразные игровые приемы, с помощью которых решается та или иная умственная задача, не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать внимание, сосредоточенность, волю. Ценность дидактических игр также заключается в том, что дети в процессе игры учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя. В успешном проведении игр большая роль принадлежит учителю. Ему необходимо овладеть методикой проведения такого рода игр и найти им правильное место в учебном процессе. При проведении игр необходимо соблюдать определенный темп, предоставить детям относительно большую самостоятельность, не загромождать игровые упражнения вопросами, следить, чтобы ученики были внимательны к ответам товарищей, так же как к их вопросам. Учитель должен заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, подготовить все материалы, представить возможные ответы школьников.Только при таких условиях игра будет подчинена учебно-воспитательным целям и принесет пользу. Дидактические игры бывают: -- -- простые (загадки, ребусы, кроссворды) - -- сложные которые требуют большего времени, чем простые, для их проведения (например, Топографическое лото). Все они имеют место во вспомогательной школе. Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу, или в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры, занимательные упражнения, викторины проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала. Приведем примеры игр и упражнений в VII классе. «Кто больше знает?» Игра проводится следующим образом. Всем детям дается по листу бумаги. По сигналу учителя дети начинают писать географические названия по определенному заданию (моря, реки, горы, острова, города или др.). Через пять минут по сигналу учителя письмо прекращается. Оценки сообщаются на следующем уроке.
|
«Реки России». Учитель задает детям вопросы: названия каких рек состоят из трех букв (Обь, Дон), из четырех букв (Урал, Амур), из пяти букв (Волга, Терек), из шести букв (Ангара, Енисей) и т. д.?
Очень полезно проводить игры в картографическое, топографическое или зоологическое лото, которые часто делают сами ученики с помощью учителя. Например, раздают ученикам листы картона размером в тетрадь для рисования — это карты. Картонная карта расчерчивается не более чем на 6-8 клеток. На карты наклеены изображения животных, растений, контуры (из старых карт) морей, рек, полуостровов, островов, условные знаки плана местности или полезных ископаемых и т. п.
|
Особую пользу в усвоении изучаемого материала приносит выполнение упражнений, связанных с развитием наблюдательности и пространственной ориентировки учащихся.
Игры и упражнения помогают учащимся более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные географические знания, умения и навыки.
Занимательность такого рода составляет исходный момент формирования познавательного интереса к урокам географии, оживляет и активизирует учащихся. Таким образом, каждое географическое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ученика, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности.
СОЦИОЛОГИЯ
Проблема диалога культур в сосременном обществе.
Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.
Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.
|
Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.