Мониторинг и оценивание метапредметных результатов (знаний и компетенций).




Важным является организация объективного и понимаемого учащимися контроля их учебных действий и результатов в распределенном внеурочном информационно-образовательном пространстве. Для этого требуется разработка, введение и использование во внеурочной практике качествоориентированных форм оценки метапредметных достижений (метазнания, компетенций, мобильного и инициативного учебного поведения).

Качество учения во внеурочной деятельности определяется его значимостью для учащегося, которая возрастает, когда персональные знания и компетенции становятся частью коллективного знания и реализуется в открытых проектах и в сотрудничестве с другими участниками образовательной деятельности.

Это происходит, когда познание осуществляется во внеурочной обстановке, соотнесенной с социальным контекстом, а контрольная и оценочная деятельность интегрирована с поставленными реальными задачами и не отделяется от учебной деятельности по основным образовательным программам.

При этом надо помнить, что полного освоения образовательной действительности никогда невозможно достичь. Знания, контекст, пространство так быстро меняются, что мы должны постоянно оценивать наши знания и возможности их использования по отношению к тому, что происходит вокруг нас.

Поэтому так важна оценка метапредметных знаний во внеурочной работе – это определение достаточного компетентностного наполнения деятельности, которая позволяет активизировать значимые для жизненного пространства учащихся компоненты интегрированных образовательных программ и учебных планов в общем обучающем окружении.

Существующие методы проверки (ГИА и ЕГЕ) не могут этого обеспечить. Для учащихся (и их дальнейшего непрерывного научения) значимо иметь о себе полноценное заключение, показывающее их прогресс, учебно-организационный потенциал и образовательные возможности в открытой системе обучения, которые по большому счету, отражают качество познавательной организации учащегося и его учебную и методическую готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Структуру выстраивания оценочной деятельности во внеурочной деятельности (текущей и итоговой) можно представить в следующем виде:

Формы организации Виды Формы взаимодействия   Формы представления материала (ответа)   Показатель результата работы  
Внутренняя.   Внешняя.   Смешанная. Письменные. Устные. Невербальные. Обзорные. Компиляционные. Симуляционные. Ситуационные. Открытые. Структурированные. Полуструктурированные. Дистанционные: синхронные, асинхронные. Индивидуальные. Групповые. Накопительные. Исполнительские. Проектные.   Количественный. Качественный. Рейтинговый. Интегрированный.

Учащимся в этом случае имеют возможность получить комплексную (разнокомпонентную) оценку. В нее необходимо включить набор базовых для всех умений и знаний, проверить общеобразовательное развитие и персональные учебно-организационные компетенции (осуществление своего учения) в информационно-образовательном пространстве. Фактически это свое рода реально-соотнесенная сертификация учения и его результатов.

При определении и оценке процесса достижения индивидуальных и совместных целей, ожидаемого результата, решения сопутствующих задач следует обратить внимание на:

· актуализацию исходных позиций, прогнозирование текущих и итоговых параметров процессов научения;

· анализ вероятностных трудностей, барьеров, неудач и оценку возможностей их преодоления;

· согласование познавательных процессов с возможностями организации и ожиданиями участников;

· предоставление участникам полномочий в управлении образовательным процессом и принятие персональной ответственности;

· выстраивание ресурсной базы, экспертных источников, внутренних и внешних резервов.

Это формы открытых заданий (тестов) метапредметных внеурочных действий: индивидуальной и коллективной проектной деятельности, рефераты и эссе, пролонгированной накопительной оценки, итогового портфолио и др., показывающих деятельностную готовность в условиях, приближенных к реальности.

 

Необходимо сформировать адекватную диагностическую и квалиметрическую структуру сопровождения и поддержки внеурочной обучающей деятельности.

Диагностика Квалиметрия знаний
Текущая Рубежная Текущая Рубежная
1. Оценка возможностей учащегося (когнитивных, эмоциональных) организовать свою учебную работу в образовательном пространстве, умений формировать социально-образовательные межличностные взаимодействия в обучающем окружении. 2. Коррекция и предупреж­дение неадекватных самосто­ятельных решений. 3. Оказание помощи уча­щимся в определении стра­тегии и подходов к получению своего образования. 1. Определение уровня сформированности образовательных (организационных) компетенций применения знаний, (умений), в самостоятельном освоении образовательной действительности. 2. Коррекция и предупреждение неадекватных самостоятельных решений. 3. Помощь в выявлении особенностей и организации компетентностного усвоения образовательного материала. 4. Оказание помощи в выборе форм и методов учебной (познавательной) деятельности в формальном и неформальном обучающем окружении. 1. Изучение активности применения учащимися полученных знаний, компетенций в учебных и познавательных процессах в условиях распределенного образова­тельного пространства. 2. Коррекция выявленных отклонений в организации своего образования и использовании знаний, умений и компетенций. 3. Коррекция учебных планов и программ, организационно-образовательных мето­дов и приемов учения. 4. Межшкольное соотнесение учебно-познавательных процессов, включение учаще­гося в организацию своего обучающего окружения. 5. Формирование экспертно-обусловленной модели учения (персонального и в группе). 6. Индивидуализация сти­ля учения. 1. Анализ реализации способнос­тей и компетенций, применения знания в само­стоятельно организуемом (формальном и неформальном) образо­вании. Систематическое предоставление уча­щимся аналитических материалов о качестве их зна­ний и умений, о компетентности и обучаемости. 2. Создание ресурсного подкрепления для разноплановых и разноуровневых образовательных процессов. 3. Анализ интересов, потребностей учащихся, уровня их реализации в образовании, используемых для этого знаний, компетенций. Составле­ние комплексных рекомендаций для учащихся, оказание им помощи в выборе направленности учения в соот­ветствии с их возможностями и особенностями организации учеб­ной (познавательной) работы. 4. Оказание поддержки учащимся в определе­нии различных форм и методов организации своего обучения, в достижении целей и образовательных ожиданий, решении поставленных задач. 5. Помощь в выборе и выстраивании дальнейшего жизненного (профессионального) пути.  

Сегодня у нас самое большое распространение получил многоальтернативный тест – тест, состоящий из пунктов, содержащих либо вопрос, либо незаконченное утверждение. От учащихся требуется выбрать правильный ответ из предложенных альтернативных или близких по значению вариантов.

Однако оценивание метапредметных результатов это обеспечить не может, поскольку не соответствует их содержанию (метазнания, компетенции, учебное поведение), функциональной и практической направленности (использовать в реальной разнородной действительности).

Учащимся важно научиться применять освоенные способы и приемы деятельности в организации своих учебно-познавательных процессов в разнообразной действительности, при решении реальных проблем.

 

Поэтому, сегодня, такой большой интерес проявляется к аутентичным (реально-соотносимым) формам аттестации, к рефератам и эссе, проектной деятельности, к разным видам портфолио, к тестам, исследующим и анализирующим (проверяющим) эффективность преобразования знаний в активную деятельностную конструкцию.

Инструменты, которые можно привлечь для получения адекватной картины уровня усвоения учащимися знаний (умений) и компетенций, включают в себя открытые измерительные материалы:

· ситуативные задания, презентации и выставки;

· отчеты о проектах (индивидуальных и командных);

· учебные журналы (школьников) и образовательные дневники;

· метакогнитивные эссе и размышления;

· аналитические (критические) записи наблюдений (за собой и партнерами);

· списки вопросов на понимание полученных результатов, сделанных учащимися;

· а также интервью, проведение конференций, круглых столов и др.

В эту контрольно-оценочную систему метапредметных знаний важно включить:

· Письменные формы (развернутые и сжатые, конспективные): учебные сочинения (различных направлений и жанров); творческие (художественные) сочинения и сценарии; эссе учащихся и дневники; анкеты и вопросники; открытые тесты и учебные примеры; статьи, очерки, литературные обзоры и заметки (в том числе и для периодики); научно-технические рефераты; информационно-аналитические материалы и экспертные заключения…

· Обсуждения и интервью: коллоквиумы, беседы, обзорные сообщения и доклады, разные формы группового оценивания (конференции, семинары круглые столы и т.д.), базы данных, IT-материалы и презентации…

· Игровые подходы с организационными компонентами: ролевые игры, ОДИ, фотографическое и видео представление, звуковые и цветовые образы (светоаудиограммы), кейс-аттестация (ситуационная деятельность) …

· Выставочные и дизайнерские формы: тематические постеры, плакаты, афиши, социограммы, проектные схемы и алгоритмы, научно-технические модели…;

· Редактирование и документирование: анализ и сравнение существующих данных, статистические исследования, аналитические материалы, школьные журналы и газеты (в том числе электронные) газетные вырезки и записи, организационно-учебные предложения, ежегодные отчеты, итоговые протоколы…;

· Отчеты: о самоаттестации и взаимной аттестации учащимися друг друга в форме протоколов, заметок, характеристик, рекомендаций, видео и аудио записей…

В условиях сегодняшних требований к естественному метапредметному образованию также вырастает роль альтернативной аттестации – в общем виде любой из методов оценки отличающийся от традиционного (соотнесенного с нормами и критериями) теста карандаша и бумаги.

Это также связано с использованием беспроводных устройств для проведения оценивания метапредметных результатов учащихся, соответственно, оценка внеурочного учения предполагает различные их типы – это:

· вопросники, интервью, дискуссии и фокус-группы;

· отзывы учащихся, полученные несколько раз во время выполнения разных учебных задач, исследований, проектов (можно получить по мобильному устройству, при опросе в классе, с помощью анкеты или фокус-группы);

· автоматическая система регистрации (электронный журнал), которая используют мобильные информационные устройства, (приложения должны быть доступны учащимся), также фиксируется, передача информации школьниками друг другу и учителю (собранные данные могут использоваться для количественного анализа);

· интервью в области реализации учащимся своей образовательной позиции, наблюдения и учебно-коррекционные «вмешательства» учителя в образовательные траектории учащихся;

· опросные листы, обсуждения, данные с электронным протоколом и онлайн-опросом;

· самоанкетирование, представление знаний и компетенций в форме того, как они могут применяться учащимися, образовательные журналы обмена знаниями и мнениями.

Оценка с использованием мобильных обучающих устройств и технологий включает:

· сбор и организацию мультимедийных ресурсов и текстовых файлов, которые учащиеся задействуют на своих мобильных устройствах во время работы с познаваемым контекстом;

· анализ потенциала мобильных устройств, которые используются, чтобы оценить базовые уровни знаний и умений учащихся для разнообразных групповых взаимодействий, поскольку каждый учащийся входит в разные системы образовательных отношений, проводит несколько самопроверок с помощью учителя и сверстников, а результаты учащихся обсуждаются и загружаются в систему онлайн-отслеживания;

· после этого анализируются содержание и качество текстового сообщения, цифровых ресурсов и интернет-инструментов в соответствии с совместными и персональными образовательными траекториями.

Цели включают:

· диагностику:

ü установить значение цели для учащегося и что он ждет от оценки;

ü выявить, что учащийся уже знает и может делать, как правило, на начало изучения, а вероятно и в последующей деятельности;

· формирование структуры учебно-организационной работы, исходя из того, что целью оценивания является помощь учащимся в выстраивании обучении (оценка организационных и исполнительских умений учащегося);

· метапознавательное понимание (оценка способности учащихся организовывать и получать образование) означает:

ü что цель оценивания заключается в том, чтобы показать учащемуся, насколько он овладел знаниями, компетенциями и умеет их применять на практике;

ü как совместить и использовать учебный опыт, который обычно формируется в школьной деятельности и в разнообразных жизненных ситуациях.

Эти действия предполагают:

· подробную обратную связь, обращенную к познавательным процессам и учебным задачам, позволяющую учащимся понять, насколько корректно их образовательное поведение;

· своевременную, конкретную помощь и разъяснения, сосредоточенные на персональных формах получения обучения;

· обратить внимание учащихся на то, что им нужно делать дальше, чтобы успешно продвигаться по собственной образовательной траектории;

· изучить варианты, как можно умело и эффективно применять приобретенные знания и компетенции в различных сферах жизни;

· что ответы учащихся и отзывы затем сформируют основу для последующего учения.

 

Оценка представления своих знаний и умений (компетенций) учащимися такой тип оценки, который также часто называется «основанным на выполнении» требует от учащихся нечто большего при выполнении задачи, нежели чем просто сформулировать ответы на вопросы учителя. Он может потребовать написания или решения математической и научной проблемы, завершения научного эксперимента. Оценивание происходит в соответствии с установленными ориентирами. Здесь возможны различные тестовые формы.

Тест способностей направлен на измерение способности учащегося к обучению (научению) и часто проводимый до получения учащимся каких-либо образовательных инструкций. Проверка способности обучающегося с целью определения целесообразности предлагаемого курса обучения.

Тест базовой компетенции нацелен на то, чтобы проверить соответствие учащегося ( готовность ) определенным исходным требованиям к умениям и знаниям, которые впоследствии должны быть выработаны и развиты.

Тест – эссе требует от учащихся ответа на вопросы в письменной форме, акцентированный скорее на вспоминание и воспроизведение, нежели чем на выбор своей альтернативы. Ответы могут быть как краткие, так и подробные.

Портфолио – результаты деятельности учащегося или материалы о нем, сконцентрированные на какой-либо особенной теме, содержательной области или областях. В настоящее время используется как методика аттестации, где определенное содержание портфолио рассматривается в соответствии с установленными критериями, с целью определения уровня прогресса и успешности учащегося.

Проект – форма комплексной аттестации, которая предполагает выполнение разнообразных видов деятельности, необходимых для составления и завершения проектного задания. Одна из форм аттестации, основанной на выполнении реальных заданий.

Учительский тест – тест, разрабатываемый учителем для использования в классе. Такой тест может быть соотнесен либо с нормами (разработан для оценки различий между отдельными учениками в классе), либо с критериями (для точного определения приемлемого уровня выполнения заданий), а также может быть «основанным на выполнении».

 

При любом подходе к формированию оценки метапредметных результатов важно придерживаться следующей этапности.

1. Определить цель и масштаб оценки.

2. Уточнить оценочные вопросы для формального и неформального внеурочного обучающего окружения.

3. Разработать дифференцированные модели оценки и план сбора и обработки информации (данных) в образовательном пространстве.

4. Определить и выстроить ресурсную базу, собрать данные.

5. Проанализировать и классифицировать полученные информационные результаты.

6. Составить отчет по итогам проведенной работы, провести обсуждение и использовать доработанные и согласованные материалы для корректирования образовательных программ.

Этап 1: Определение цели и масштаба оценки.

Первым этапом в планировании является определение цели оценки и ее масштабов. Это помогает установить границы оценки, что дает возможность регламентировать ее до управляемого размера. Сюда также включается принятие решения относительно целей и задач оценивания и форм ее представления учащимся.

Цели и задачи оценки могут различаться. Возможны следующие варианты:

· либо оцениваемая внеурочная программа и учебный план являются новыми, проходят период апробации, процессы планирования и реализации которого должны быть адаптированы для учащихся;

· либо они были тщательно исследованы и нуждаются в успешном доведении до учащихся, а информация будет широко распространена и принята другими заинтересованными лицами.

В зависимости от цели, оценка может быть проведена отдельным учителем и сотрудником школы или может включать более широкий круг лиц, от школьной администрации до составителей планов и официальных лиц местного, регионального или национального уровня.

Масштаб оценки зависит также от цели и информационных потребностей целевой аудитории. Здесь существует необходимость определить те компоненты внеурочной программы, которые должны быть оценены в соответствии со специальными целями метапредметного проекта обучения, который отражает интересы участников.

Если широкомасштабная оценка программ и плана в недавнем времени уже была осуществлена, то может быть организована сокращенная оценка, чтобы высветить востребованные области и затруднения, которые изменились и были обновлены или модифицированы.

Подобным образом организуется и проводится оценка для того, чтобы сконцентрироваться на тех целях, которые лишь частично были достигнуты в прошлом. Обучающая составляющая и доступность ресурсов, необходимых для проведения оценки также должны быть приняты во внимание.

Этап 2: Уточнение оценочных вопросов для урочно-внеурочного обучающего окружения.

Оценочные вопросы вытекают из целей и масштабов оценки, обсужденных на предыдущем этапе, задач и перспективных ориентаций организационно-образовательной внеурочной деятельности. Они помогают далее определить границы оценки. Оценочные вопросы необходимо построить таким образом, чтобы отвечать нуждам той аудитории, на которую оценка направлена.

Оценочные метапредметные вопросы должны быть разработаны для каждого компонента, попадающего в круг оценки, определенный на предыдущем этапе. Например, вопросы необходимо сформулировать таким образом, чтобы они касались следующих моментов:

· адекватности (согласованности) планов и программ получения метапредметных результатов и возможности достижения этого в предлагаемых условиях;

· соответствия знаний и компетенций, предлагаемых материалов и информационно-технического обеспечения, ожиданиям участников внеурочного образовательного продвижения.

В конце концов, вопросы должны касаться пределов, которых учащиеся достигают по мере приближения к целям, заложенным во внеурочных программах и реализуемых в интегрированном обучающем окружении.

Хорошим способом формулирования оценочных вопросов является внимательное изучение образовательных целей, перспектив и ожиданий учащихся. Другим источником вопросов может стать предвосхищение проблемных областей, касающихся освоения внеурочных планов и образовательных программ.

По мере того как вопросы разработаны, они должны стать приоритетными и необходимо исследовать их взаимосвязи в формальном и неформальном обучающем окружении с доступными сроками и ресурсами. И как только это будет сделано, заключительный выбор (набор) оценочных вопросов должен быть сформирован.

Этап 3: Разработка дифференцированной модели оценки, плана сбора и обработки информации (данных) во внеурочном образовательном пространстве.

Этот этап включает в себя уточнение подхода и ответа на оценочные вопросы, учитывая то, как необходимые сведения будут собраны. Сюда входят следующие уточнения:

· ресурсов и источников (требуемых данных) по наполнению каждого из оценочных вопросов;

· типов информации, подходов к сбору нужного материала и необходимых контрольно-измерительных инструментов;

· установленных временных периодов для сбора данных;

· образовательных отношений участников, каким образом и кем будут собраны сведения;

· условий и организационных ресурсов, необходимых для непосредственного проведения оценивания внеурочной деятельности.

Модель и план сбора данных – это дорожная карта для проведения оценки. Важной частью модели являются разработка и выбор инструментов для сбора и фиксирования данных, необходимых, для того чтобы ответить на оценочные вопросы.

Инструменты по сбору данных могут в себя включать отчетные формы хранения информации, вопросники, руководства по интервьюированию, тесты и оценочные методики. Некоторые из указанных выше методик могут быть уже доступны (так называемые аутентичные тесты (тесты-презентации, исполнительские тесты, качествоориентированные ким). Некоторые будет необходимо модифицировать, в соответствии с целями, запросами и прогнозированием оценки. В других случаях, необходимо создавать адаптированный инструментарий.

При создании (введения) внеурочных инструментов оценки следует учитывать такие моменты, как соотношение содержания оценочных вопросов с получением (простотой или сложностью) необходимых данных в разных учебно-познавательных контекстах урочно-внеурочной деятельности.

Этап 4: Определение и выстраивание ресурсной базы, сбор данных.

Сбор данных должен производиться в соответствии с планами внеурочной работы, разработанными на предыдущем этапе. Рекомендуется для получения надежных и валидных данных опираться на процедуры, соотнесенные с реальностью, однако это не значит, что нужно следовать только им. Выбор всегда за участниками.

Результаты работы должны записываться аккуратно и таким образом, чтобы им можно было воспользоваться в процессе работы. Соответствующие формы хранения и записи информации также важны, поскольку собранные сведения не теряются и не путаются. Отклонения от плана сбора информации должны быть задокументированы таким образом, чтобы их можно было просматривать при дальнейшей работе и интерпретации полученных данных.

Этап 5: Анализ и классифицирование полученных метапредметных результатов.

На этом этапе происходит сортировка, обобщение и интерпретация собранных данных таким образом, чтобы ответить на оценочные вопросы. Подходящие описательные методы (частотные и процентные распределения, основная тенденция и изменяемость, корреляция и т.д.) и дедуктивные методики (величина разности между средними значениями и прочей статистикой, анализ дисперсии, критерий хи-квадрат и т.д.) должны быть использованы для анализа данных. Желателен специалист, обладающий практическими навыками в статистике и ответственный за этот аспект оценки.

Оценка не будет закончена до тех пор, пока отчет не будет понятен для учащихся, а результаты не доведены до соответствующих лиц (официальных и неофициальных), учащихся и родителей.

В процессе подготовки отчета, его разработчик должен иметь ясное представления о том, для кого этот отчет готовится. Необходимо принимать в расчет вопросы:

· что аудитория должна знать о результатах оценки;

· как эти результаты могут быть представлены наилучшим образом, чтобы ими можно было воспользоваться.

Разные потребители нуждаются в различных уровнях информации. Административным работникам нужна общая информация для определения политики принятия решений, в то время как учителя нуждаются в более подробной информации, которая сфокусирована на показателях образовательного процесса и учебно-познавательных контекстов и их влиянии на участников внеурочного образовательного взаимодействия. Учащимся и их родителям необходимы данные, которые помогут получить об учениках объективную картину и принять исчерпывающие меры для качественного выстраивания планируемого образования.

Отчет должен освещать следующие вопросы получения метапредметных знаний и компетенций:

· цели, значение и перспективы оценки метазнаний во внеурочной деятельности;

· используемые подходы, процедуры и методы научения и их влияние на организацию внеурочных процессов и метапредметную результативность;

· анализ и классификацию (по направлениям и получателям) собранных сведений.

Выводы из полученных данных включаются в рекомендации по изменениям и улучшению урочно-внеурочного (формального, неформального, информального) обучающего окружения.

Важно, что отчет должен быть построен таким образом, чтобы он в полной мере отражал все оценочные вопросы, которые уточнялись (корректировались) на втором этапе.

Этап 6: Составление рекомендаций по итогам внеурочной работы, проведение обсуждения и использование доработанных и согласованных материалов для корректирования урочно-внеурочных программ и процессов.

Оценка не может считаться успешной, до того момента, пока ее результаты не используются для внесения позитивных изменений во внеурочную организационно-образовательную деятельность и не создается атмосфера успеха для учащихся. Это, прежде всего, первоочередная причина и основная цель проведения оценки.

Она может показать, что образовательная деятельность не осуществляется в соответствии с планом, или она может сообщить, что определенные и ожидаемые результаты не достигается. Если это так, то учителя (преподаватели) и администрация ответственны за внесение необходимых изменений для исправления ситуации и выстраивания в соответствии с показателями оценки внеурочного образовательного процесса.

В этой ситуации требуется, чтобы рамочное представление образовательной деятельности в различных контекстах внеурочного обучающего окружения заключало в себе и область соотнесения, в которой учителя проводят сверку образовательного процесса, мониторинга и формы оценки, сопоставляют их с достижениями (что учащийся освоил и как этим может распорядиться).

Уровень достижения в таком случае показывает движение учащихся (их прогресс), а качество освоения и результата устанавливаются в обозначенные промежутки времени. Эти ориентиры дают возможность организатору и участникам более эффективно выстроить внеурочную (да и урочную) деятельность (обучение, учение, самостоятельную работу и оценку), а родителям легче определить направленность помощи, форму участия и ответственности.

Школам никогда не следует быть удовлетворенными своими программами и результатами. По мере накопления позитивного опыта необходимо внесение корректив в учебно-методические материалы, и оценка – это важный инструмент для осуществления данной работы.

Далее они используют эту информацию для документирования качества процесса, или, что более значимо, для рефлексивного анализа и равноправного образовательного сотрудничества и взаимодействия в классе и за его пределами (в условиях распределенного, разнонаправленного и многоресурсного образования), приводящего к улучшению преподавания, исследовательского процесса и организации учебной деятельности учащихся.

Объяснительная часть документа состоит, в целом, из 8-10 страниц, на которых собраны данные из трех основных областей: организационно-образовательная работа, исследования и обслуживание. Компонент обслуживания включает в себя выстраивание образовательного учреждения, образовательного пространства и общественно-педагогическую деятельность по всем направлениям школьной работы.

Данные материалы могут включать в себя разъяснительную часть, обсуждение информации, которая получена от других, а также анализ результатов организационно-образовательной работы учителя и деятельности учащихся в разных учебно-познавательных контекстах. Этим можно воспользоваться в качестве представления рекомендаций учащимся и руководства родителям.

Независимо от того, какие организационные и управленческие подходы используются, соотнесенные с реальностью критерии оценки проясняет образовательные цели и для учителей, и учащихся. Повышается справедливость в информировании позиции учащегося о том, как он будут оцениваться, и помогает учителям быть корректными, аккуратными и беспристрастными в контрольно-оценочной работе и последующей помощи учащимся в формировании их урочно-внеурочного обучающего окружения и в получении ожидаемого образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: