Сегодняшние реалии и основные подходы к выстраиванию метапредметной деятельности во внеурочном пространстве.




Достижение метапредметных результатов

Во внеурочной деятельности.

Организационно-управленческие рекомендации.

Сегодняшние реалии и основные подходы к выстраиванию метапредметной деятельности во внеурочном пространстве.

Организационно-обучающие действия учителя в формировании метапредметных знаний.

Учебное продвижение учащегося к достижению метапредметных результатов.

Метапредметное взаимодействие учителя и учащихся во внеурочном (разноресурсном) окружении.

Оценивание метапредметных результатов (знаний и компетенций).

Сегодняшние реалии и основные подходы к выстраиванию метапредметной деятельности во внеурочном пространстве.

Объективно сложившаяся конфигурация развивающего образования во внеурочном пространстве предлагает большие возможности для разнообразного и интегрированного учения (метаучения), учитывающего, с одной стороны, современные тенденции социально-культурного, экономического развития и ожидания, интересы (потребности) учащихся, с другой.

Это также вводит такой важный компонент, как разнонаправленное образовательное общение и расширяет учебно-познавательные и воспитательные пределы школьной деятельности до открытого образовательного пространства.

И еще важно подчеркнуть, что учащиеся в внеурочной деятельности получают возможность не только активно участвовать в организации и осуществлении интересующего их образования, но и постоянно задумываться, анализировать, оценивать и рефлексировать, что они делают, зачем и как этим можно будет воспользоваться в учебной и профессиональной (будущей) деятельности.

Современная структура внеурочного (распределенного и метапредметного) образования предполагает активное осмысление школьниками изучаемой действительности, которое опирается на свойственные конкретному учащемуся подходы и стили учения и уже на этой основе формируются его учебные и организационные действия и адресная поддержка учителем. Это осмысление можно охарактеризовать как рефлекторно-критическое.

При формировании внеурочного обучающего окружения (явлений и предметов, понятий и концепций, теорий и закономерностей и т.д.) для метапредметного развития учащегося важным для него становится:

· понимание и осмысление текущего состояния своих образовательных возможностей (знаний, умений, компетенций) по отношению к изучаемому материалу (выбранному им), соответствие имеющегося у учащегося учебного (познавательного) инструментария и готовности его применения, значимости и перспективности результатов, которые будут получены;

· выстраивание (им совместно с учителем) управляемого процесса освоения изучаемой действительности (планы, программы, предполагаемые проекты, способы, приемы, необходимые действия и внеурочные учебно-познавательные контексты);

· создание учебно-познавательных ориентиров, своего интегрированного внеурочного пространства (обучение, учение, самообразование), определение ресурсов, источников, экспертной поддержки (в том числе и з пределами школы), которые обеспечивают достижение метапредметных целей;

· прогнозирование комплексных оценочных действий (своих, участников образовательной деятельности) для определения уровня достижений и коррекции учебно-познавательного метапредметного продвижения;

· определение учащимся ценностного и смыслового значения метапредметных результатов и осуществляемой им деятельности в своем жизненном и образовательном пространстве;

· планирование своего учебного поведения, стиля и модели научения, исходя из учебных условий, имеющегося времени, существующих обучающих средств, персональных возможностей и метапредметных ожиданий.

В данной ситуации необходимо учитывать, что учение (основанное на собственном интересе и по своему выбору) всегда по природе активно. Поскольку каждый человек к пониманию приходит своим путем, в том числе по-своему формируя образовательные процессы, открывая для себя то, что, прежде всего, надо ему и планируя, как и где он будет этим пользоваться. Здесь необходимо развитие и подключение к его внеурочной деятельности разнородного обучающего окружения.

Метапредметный подход к учению во внеурочных условиях распределения школьного образования, кроме того, предлагает такое важное учебное дополнение, как информационно-образовательную коммуникацию с разновозрастными участниками, обладающими различным уровнем знаний и компетенций.

Что еще немаловажно, именно в этой системе внеурочных отношений реализуется принцип – метапредметное научение, в первую очередь, зависит не от того, что делает учитель, а от того, что делает учащийся, причем в естественных условиях различных взаимосвязей и в атмосфере, свободной от однолинейности обучения в классе.

В связи с этим важно учитывать, что под воздействием современных факторов, тенденций и ценностных, смысловых переориентаций уже происходит изменение взглядов учащихся на получаемое образование и учебное поведение:

· учащиеся становятся менее впечатлительными, но более реактивными и импульсивными, при этом их восприятие подвергается достаточно сильному влиянию внешнего авторитета (учителя, родителей, социума);

· открытость, распределенность и разнонаправленность внеурочного социально-образовательного пространства и трудности его понимания делает учащихся неоднородными и «несговорчивыми» по широкому кругу категорий: образ жизни, образ действий, персональное «интернет-окно» в мир, собеседники, смысловые и информационно-учебные ожидания;

· учащиеся во внеурочной деятельности важно восстановить оригинальность и автономность, поскольку реальность взаимозависимости и постоянная соотнесенность «собственного я» с социальными сетями «навязывают» осознание взаимной обусловленности нивелируют их;

· вместе с тем, присутствие этих явлений во внеурочной деятельности – показатель реальности свободы, «многомыслия», разнообразия и вариативности, и в тоже время персональной ответственности, что в результате способствует осмысленной и полезной метапознавательной деятельности, расширяет область получения и применения метапредметных знаний и повышает уровень научения;

· наконец, учащиеся во внеурочной деятельности чувствуют себя (по сравнению с работой в классе) более уверенными по отношению к системам убеждения, социальным и обучающим ролевым моделям, к моделям мира образования и мира труда, к предлагаемым атрибутам идентичности.

Они соответственно также изменяются в структуре, акцентировании и форме выражения собственных взглядов и образовательной позиции. Поскольку им важно:

· устанавливать собственные учебно-познавательные ориентиры и взаимосвязи;

· обеспечивать полноценное и развивающее проживание в сегодняшнем разнонаправленном и распределенном внеурочном обучающем окружении;

· самим осмысливать и оценивать познаваемые явления и предметы с позиции их персональной значимости;

· наличие у них возможности в условиях внеурочной деятельности обращаться к разным информационно-образовательным ресурсам и использовать их в социально-образовательном освоении действительности.

У них формируются метаобразцы учебного поведения и образовательный инструментарий компетенций, так как их учение во внеурочном обучающем окружении поликонтекстуальное и разноресурсное. Такое учение постоянно включает новые образовательные процессы, приспособления, способы и приемы деятельности, новый взгляд на известные явления и предметы, что дает возможность выходить за пределы школьных представлений об изучаемом материале.

Учение осуществляется во взаимодействии и влиянии друг на друга разнообразных учебно-познавательных контекстов, что обеспечивает преодоление ограниченности школьного образования и необходимость соотносить персональные, социальные, культурные и перспективно ориентированные компоненты в своем образовании, в то числе и на уровне организации своего учения за пределами школы.

Метапредметное открытое образовательное пространство охватывает сетевые источники, различные информационные базы данных, электронные библиотеки, вебинары, тексты, аудио и видео материалы, консультационно-экспертные рекомендации и заключения. Также сюда можно включить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

В этой системе отношений, для которой необходимо открытое обучающее окружение, свойственно многоуровневая система индивидуальных и групповых внеурочных взаимодействий, которое должно быть поддержано различными образовательными программами (общими и персональными) для предполагаемой разнонаправленной деятельности с целью получения метазнаний и компетенций, формирования инициативного учебного поведения.

В связи с этим необходимо идентифицировать ограничения, проблемы, вызовы, касающиеся реализации метапредметного подхода, системы разнородных учебно-познавательных ресурсов. Следует поддерживать развитие (инструментария, программ) мониторинга активности внеурочного (полинаправленного) обучающего окружения и оценки результатов деятельности в нем учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что метазнания являются фундаментальным понятием в структуре метапредметных результатов, поскольку все остальные компоненты метапредметных результатов опираются на них, как базовые знания, на основе которых выстраиваются и оцениваются выводы, структурируются и обобщаются изучаемые явления и предметы, принимаются решения, в каких случаях они могут быть использованы.

Метазнания – это знания о знаниях и компетенциях, о том, каким образом они устроены и как функционируют. Учащимся важно сформировать знания о том, как приобретаются знания и компетенции (а это лучше всего происходит во внеурочной деятельности), то есть складываются методы и приёмы освоения социально-образовательной действительности и формируются умения оценивать их потенциал.

Учащиеся хотят понимать, какое учебное поведение приведет их к заявленным целям. Понятие «метазнания» касается характеристики знаний, способов их получения и использования, понимания и соотнесения собственных и реальных (учебных) задач в конкретных условиях.

Метапредметное (метазнаниевое) внеурочное окружение – это подталкивающая к познанию среда, в которой учащийся «вынужден»:

· постоянно задействовать свой учебно-познавательный потенциал;

· преодолевать конфликт имеющихся и приобретаемых знаний, компетенций;

· соотносить свои действия и результаты с деятельностью других;

· презентовать себя и аргументировать собственное мнение (позицию);

· корректировать свое образовательное продвижение.

Это обусловлено тем, что внеурочная деятельность значима для учащегося, так как построена на его интересе.

Соответственно, исходная потребность способствует поддержанию познавательной активности, так как многоаспектное внеурочное образовательное пространство начинает выполнять функцию транс-модальной (обеспечивавшей переход одной формы получения образования в другую) системы научения, что является оптимальным подходом к организации метаучения в современной структуре информационно и ресурсно распределенного образования.

В связи с этим в структуре внеурочной деятельности предусматриваются различные процессы обучения: персональные, кооперативные, проектные, контекстуальные (ситуативные), экспертные, симулятивные. А также предполагается создание баз данных по различным направлениям, сетевая система образовательного взаимодействия и т. д.

В этой ситуации важным для организации метапредметного образования (учения) становится тесная интеграция внеурочного обучающего окружения и внутриучебного образовательного процесса. Персональная образовательная модель учения в урочно-внеурочном образовательном пространстве опирается на реально соотнесенные учебные действия (совместно с учителем) и самообразовательную деятельность, мобильные, ориентированные на учащегося программы и учебные планы, широкую доступность к образовательным ресурсам.

Данные условия позволяют учащемуся проявлять большую свободу в использовании средств научения и дополнительный выбор форм и методов организации своего образования, расширение возможностей его получения. Обозначим активные компоненты этой системы:

· образовательно-информационная сеть, соединяющая организации (обеспечивающие различные формы получения образования во внеурочной системе взаимодействия), учащихся, учителей, экспертов, ресурсы и различные источники;

· содержание (научения, развития различных форм учебного поведения в разных ситуациях) учебно-организационной деятельности в урочно-внеурочном обучающем пространстве;

· открытые образовательные надпредметные и межпредметные базы (метабазы) данных;

· аттестация, оценка, сертификация достижений (индивидуальных и коллективных) при различных формах получения образования во внеурочном обучающем окружении;

· организация партнерского взаимодействия и управление различными программами (разноуровневыми, разноспособными, разнонаправленными) научения в формальной и неформальной среде образования;

· организация гибкого интегрированного расписания урочно-внеурочного образования (обучения, учения, самообразования), комплексного мониторинга и разноуровневой аттестации (оценки) в школьном образовательном пространстве.

Организационно-обучающие действия учителя в формировании метапредметных знаний.

Они определяют основные подходы к выстраиванию внеурочного обучающего процесса. Одним из признаков значительных изменений в контексте внеурочного метапредметного обучения являются усилия учащихся справиться со стоящими перед ними задачами интеграции всех видов получаемого образования в единый целевой результат.

С одной стороны, социально-личностная продуктивность, права и собственный вклад учащегося в собственное образование и развитие, опора на свою учебную позицию и использование методов наиболее значимых для него, с другой стороны, реализация во внеурочной деятельности себя и своих возможностей, презентация собственных взглядов и персонального учения.

Если это удается соединить в педагогическом (основном учебном и внеурочном) процессе, то увеличивается скорость и продуктивность собственной деятельности, развивается межличностная (межорганизационная) социальная и образовательная коммуникация. Тогда это позволяет формировать деятельную реальность, чтобы не только быстро и адекватно адаптироваться, но и принимать самое активное участие в выстраивании своего мира в современном учебно-интенсивном обществе.

Достижение метапредметных результатов требует выйти во внеурочном обучающем окружении за пределы основных (на сегодня) функций школьных систем: опеки, поведения, ограниченного предметного познания, школьной социализации и отметочного контроля.

Потенциал для развития внеурочных взаимодействий заслуживает быть центром общеобразовательных изменений и консолидации пока еще не очень активных экспериментов по выстраиванию школы актуальных знаний (компетенций) и инициативного (мобильного) ученика.

 

В этих условиях важно выделить учебно-познавательные атрибуты и действия, которые должны обеспечить современный педагогический процесс в условиях метапредметного образования:

· внеурочные учебные пространства с возможностью интенсивного познания - это место, где каждый учащийся может получить доступ к целостному и долгосрочному освоению выбранного направления, формированию учебного поведения, опыта и оцениванию значимости своих достижений;

· учащимся (в системе урочно-внеурочного обучения) необходимы открытый доступ и свободное подключение к социально-учебным сетевым пространствам для обучения, требующего проявление инициативы и самостоятельного учения, значимых индивидуальных и групповых исследований;

· у учащегося должна быть возможность на этой основе сформулировать и реализовать в любых учебных контекстах свои образовательные амбиции независимо от времени, местоположения и организации учения;

· им важно включение во внеурочный учебный процесс знакомых персональных мобильных устройств и ресурсно-познавательного информационного пространства;

· и определение ядра (якоря) знаний и компетенций, которые фиксирует и сигнализирует в различных видах учебной работы, что знают учащиеся, что они узнали и чему они стремятся научиться в определенное время и в определенных ситуациях;

· это должно стать тем интегрированным урочно-внеурочным обучающим окружением, где учащиеся встречаются виртуально и практически:

ü для обмена учебным опытом, знаниями и способами учебно-организационной работы;

ü для общения друг с другом и иными образовательными сообществами;

ü для ознакомления с социально-информационными технологиями.

При этом необходимо учитывать, что учащиеся в связи с появившейся доступностью интернет-пространства приобретают, прежде всего, те учебные инструменты, которые им нужны для решения собственных житейских и образовательных задач. То, что когда-то находилось под контролем учителя (учебного эксперта или образовательной организации), теперь находится под контролем самих учащихся (отдельных лиц). И это особенно проявляется во внеурочной деятельности

Больше того, в современных условиях образовательные организации, выстраивая, упорядочивая и структурируя учебные процессы, содержание и информацию, в значительной степени находятся «под контролем» учащихся, с мнениями и учебными позициями которых приходится считаться во внеурочной организационно-образовательной работе, поскольку образование сегодня не находится только в школе.

Интернет-сетевое взаимодействие сегодня – это изменение традиционных форм поведения и общения, и не только в ежедневной деятельности учащихся. Все чаще интернет используют для образовательных, информационных и производственных целей в самых разных сферах социальной и профессиональной деятельности, на что и направлена внеурочная работа.

Учитывая разнонаправленные потребности заинтересованных сторон, непосредственно участвующих в организации внеурочных учебных процессов, и людей, опосредованно влияющих на учебные структуры вне работы в классе, ответ образовательных организаций на перемены должен быть целостным и привлекательным для всех участников, особенно учащихся.

И реализовываться он должен в современном урочно-внеурочном едином процессе, формирующем новые образовательные взаимоотношения, учебные коммуникации. Соответственно акцент вне основных образовательных программ необходимо все больше делать на непривычных для школьной практики атрибутах организационно-учебной деятельности таких, как интернет-ресурсы (в том числе блоги, википедия, социальные сети, подкасты, айподы и т. д.), однако это вызывает определенное беспокойство и некоторую организационную неловкость среди учителей даже во внеурочной деятельности.

Реализуемые во внеурочной работе аспекты метапредметной деятельности (организаторов и участников) требуют привлечения внимания к освоению соответствующих методов, приемов и компетенций интерактивной (инициативной) учебно-познавательной работы в системе образовательных отношений учащегося (я и мое учение, я и обучающее окружение, включая интернет-ресурсы, я и учитель, я и партнеры по обучению).

 

Учащемуся (вместе с учителем) в этой системе взаимосвязей важно для себя выявить (обозначить) значимые атрибуты познания:

· умения и учебную культуру поиска и обработки разнородной (разнонаправленной) информации. Рациональное фиксирование полученных сведений, для чего необходимо использовать:

ü выписки, план, тезис, аннотации;

ü конспект, реферат, рецензии, презентации, персональную базу данных;

ü развитие компетентности в работе с мультитекстом (гипертекстом);

· одни и те же знания и компетенции в урочно-внеурочной деятельности могут получать разное смысловое значение и содержательную значимость в зависимости от контекста, в котором они вступают в новые понятийные связи, тем самым расширяется сфера их применения;

· учение и научение – это взаимозависимые процессы, согласованность которых во многом определяет качество получаемого образования (на уроках и вне их структур);

· педагогическую модель научения во внеурочном обучающем окружении с опорой на взаимоотношения исходных ученических (базовых) идей и обучающих процессов, понятий и ключевых факторов исследуемого явления и предмета познания, законов и закономерностей освоения и понимания изучаемого материала. Это способствует овладению обобщенными спосо­бами решения учебных (и не только) задач (проблем);

· методы и приемы внеурочной образовательной действительности, работы с различными текстами и источниками информации (взаимодействие с информационными технологи­ями, библиографическими справочниками, каталогами, слова­рями и энциклопедиями и т.д.);

· общие приемы запоминания, умения (компетенции) структурирования учебно­го материала, его систематизации и классификации, использо­вание приемов мнемотехники (развитие образной и слуховой памяти и т.д.), приемов концентрации внимания;

· приемы подготовки к различным видам интегрированного (урочно-внеурочного) контроля (экза­менам, зачетам, лабораторным работам и др.), в этих целях важно:

ü определение учебных единиц (объемов) для контроля;

ü установление порядка и формы проверки (оценивания);

ü выстраивание согласованной (с общепрограммной деятельностью) работы по само­контролю (мониторингу и самооценке);

ü создание персональных программ поэтапного контроля, проверки и корректировки учебно-познавательной работы;

ü сопровождение и консультирование контрольно-оценочных действий учащихся в урочно-внеурочном образовательном пространстве;

· общеучебные правила гигиены, приемы рационального распределения времени, органи­зации труда (отдыха);

· создание условий для самостоятельной внеурочной деятельности и обеспечение ее взаимодействия с общешкольной учебной работой.

В связи с этим метапредметный педагогический процесс должен быть сориентирован на введение во внеурочную деятельность открытых, мобильных, динамичных учебных планов и программ, а не на «дробление» на узкоспециализированные предметы (если только в этом нет педагогической или образовательной целесообразности).

Это в еще большей степени относится к выстраиванию метапредметных образовательных действий и обучающего окружения для достижения интегрированных знаний, которые в настоящее время требует организации взаимодействия формального, неформального и информального образования, обучающей деятельности и самообразования, онлайн и офлайн ресурсов.

 

В педагогической поддержке метапредметного учебного познавательного процесса важно сформировать уровни «вхождения» учащегося в изучаемые явления и предметы:

· восприятие и понимание языка и (лингвистического) содержания того, что говорят;

· перевод в собственное лексическое поле – понимание того, о чем говорится, с какими терминами и понятиями соотносятся;

· осмысление знания – понимание того, что считается доказательством, что делает утверждение истинным, как искать подтверждения и аргументы, делать правдивые (корректные) суждения;

· выявление взаимозависимости и взаимодополняемости – понимание через развитие взаимосвязей между различными явлениями и предметами, фактами и концепциями и включение их во внеурочные персональные образовательные ресурсы и учебно-познавательные процессы.

Современный педагогический процесс, рассматривая организацию внеурочного метапредметного научения, предполагает преодоление однолинейного одностороннего (определяемого только учителем) обучения и усиление влияния самого учащегося на свое учение вне основных образовательных программ. Здесь учащийся выступает уже с прицелом на будущее.

В этом случае учебно-познавательный процесс предполагает:

· не только социально-культурную и образовательную коммуникацию ученик-учитель;

· но и межличностные учебно-организационные отношения и активное взаимодействие среди всех участников учебных процессов в открытом и разнонаправленном урочно-внеурочном пространстве;

· интенсивный обмен учебным опытом (идеями и приемами работы), мнениями, образовательными позициями, подходами к познанию, презентациями действий по достижению поставленных целей;

· развитие и поддержание позитивной психологической (эмоциональной) атмосферы, которая поддерживает действия участников;

· способствовать выработке разных моделей учебного поведения и повышению качества образовательной деятельности, на основе включения значимых для учащихся содержательных компонентов.

 

Учебное продвижение учащегося к достижению метапредметных результатов.

Соответственно, учащиеся, организуя свое образование на уроке и вне него, в этой работе будут произвольно или непроизвольно:

· разъяснять для себя выбираемые образовательные действия, соотнося их с сущностью изучаемых явлений, теорий концепций, понятий в общем обучающем окружении;

· сопоставлять различные учебно-тематические сферы, чтобы точнее определить, как реализуются те или иные принципы, работают законы, проявляются закономерности, что оказывается характерным для изучаемой проблемы в разных учебных контекстах;

· отслеживать, сравнивать и анализировать, как аналогичная работа организуется и выполняется другими участниками образовательного процесса и осуществлять аргументированные коррекции в своих действиях;

· обобщать, абстрагировать и сворачивать (интегрировать) полученные сведения (развивая урочно-внеурочное взаимодействие) в структуре сформировавшихся мыслительных процессов, что позволяет удерживать сущностные (доминирующие) знания применяя их в разных учебных условиях.

Таким образом, учащийся в своей интегрированной организационно-учебной работе получает возможность:

· выстраивать переход от первого знакомства с информацией к ее пониманию и применению в распределенной деятельности;

· осуществлять отбор и просеивание значимых идей и знаний от второстепенных компонентов;

· группировать отдельные факты и явления, полученные в классе и за его пределами, вокруг основных понятий и идей;

· расширять сферу своего понимания, соединяя знания и приемы учебной работы из разных образовательных контекстов и процессов;

· исследовать возможности и уместность (в том числе путем проб и ошибок) использования изученного материала в различных ситуациях практической (образовательной) деятельности;

· соотносить и оценивать, как те или иные вопросы и проблемы решаются в неодинаковых учебных контекстах, разными людьми и экспертными сообществами, учиться взгляду на предмет (явление) с разных позиций (точек зрения);

· проводить коррекцию образовательных ожиданий, целей, установленных в начале изучения (у учащегося они должны быть в обобщенном виде) с реально достигнутыми метапредметными результатами в процессе совместной и персональной внеурочной деятельности.

 

Создается своеобразный образовательный органайзер (урочно-внеурочная дорожная карта). Какие же преимущества получают учащиеся? Это создает благоприятные условия для самостоятельного моделирования, управления, мониторинга и оценки своего образования и саморегуляции в образовательном пространстве. Что выражается:

Во-первых:

· в организации своего социально-образовательного опыта;

· в планировании решения учебных (познавательных) проблем;

· в обработке и применении получаемой в образовательном пространстве информации.

Во-вторых:

· в принятии (непринятии), выработке утверждений, аргументов, решений по возникающим вопросам;

· в рефлексии используемых инструментов организации и получения образования.

В-третьих, в постановке для себя вопросов об уровне понимания и применении учебно-мыслительных операций (почему принято такое решение, как его применяю, что остается сделать).

В-четвертых, в формировании реалистической картины об уровне своих знаний и умении, понимания и компетенций их применять.

В-пятых, в соотнесении своих личностных образовательных целей и задач с общеобразовательными требованиями;

В-шестых:

· в понимании для себя эффективности образовательных стратегий научения;

· в умении оптимально использовать имеющиеся знания и компетенции, ресурсы и стратегии соответственно образовательным контекстам и процессам.

На основе дорожной карты выстраивается модель организации и осуществления внеурочного учения (самостоятельного и в группе) для достижения метапредметных результатов:

Вначале:

· осуществить первичное ориентирование в новом внеурочном окружении;

· соотнести наличие информации и уровня понимания;

· обозначить, каких знаний не хватает для качественного понимания;

· выстроить движение от проблемы к ее решению;

· определить нужные содержательные мини-модули;

· обозначить заключения и действия, информационные связи, ассоциации, которые станут показателем достижения результата.

Далее:

· определение исходной позиции;

· постановка целей;

· проектирование реализации;

· контроль и мониторинг;

· установление текущих и итоговых рубежей рефлексии и корреляции;

· инфраструктурное обеспечение (в том числе, на основе информационных и коммуникационных технологий).

Затем следует:

· спланировать целевую траекторию движения с обозначением реперных точек-ориентиров;

· обозначить возможные знания, источники, действия, которые могут потребоваться на данной траектории познания;

· сформулировать учебный алгоритм с опорой на ориентиры освоения поставленной задачи, и реализацию продвижения к общей цели через конкретные модули;

· определить задачи, содержание, инструментарий и формы самостоятельного контроля и коррекции данных модулей;

· актуализировать в модулях исходные позиции и знания учащихся;

· выстроить план и ориентировочную программу, определить доступные ресурсы, оценочные «переходы» разного уровня сложности;

· план и программа продвижения структурируются в урочно-внеурочное учебное пространство учащегося, т.е. устанавливается образовательная взаимосвязь и взаимодействие модулей научения, которые поддерживаются общей целью и мониторингом освоения.

 

В условиях предлагаемого внеурочного метапредметного подхода учащийся будет осваивать важные для всего общего образования знания, компетенции и учебное поведение:

1. Понимать следующие социально-образовательные явления:

· как изучаемое может взаимодействовать с изученным;

· какова главная идея (суть осваиваемого) нового материала;

· каковы его сильные и слабые стороны в системе знаний и действий учащегося;

· определить значимость изучаемого материала для разных сфер своей жизни;

· где, когда и каким образом полученные знания и умения могут быть использованы;

· выделить лучшие пути использования полученных результатов;

· какие проблемы могут появиться при применении освоенного материала, какие возможны решения;

· при решении каких вопросов потребуется посторонняя (учительская или экспертная) поддержка.

2. Уметь выстроить порядок учебных и организационных действий:

· индивидуальный (дифференцированный) план работы;

· соотнесенное с реальными процессами в действительности построение учебно-познавательной деятельности;

· сбор, просмотр и самостоятельная обработка информации, систематизация по направлениям, темам и интересам, сферам применения;

· изучение и исследование собранного материала, его анализ с целью использования;

· структурирование полученных образовательных результатов, включение в учебно-познавательные контексты и применение, позиционирование результатов деятельности (в формах коллективного обсуждения), взаимообмен наработанными данными;

· кооперирование в совместной деятельности в образовательном пространстве и учебно-познавательных процессах;

· рефлексия (самоанализ и самооценка работы, определение своего отношения к изучаемому материалу и своей позиции в организационно-образовательных действиях).

3. Учиться в своих организационно-образовательных приоритетах и определять опорные точки (ориентиры) учебного продвижения, объединяющих урочную и внеурочную деятельность:

· планировать, программировать и соотносить (с общеобразовательной направленностью) приоритетные направления своей внеурочной деятельности (персональной и групповой) и выстраивать вместе с другими участниками и организаторами образовательное и консультационное взаимодействие и поддержку;

· моделировать собственные урочно-внеурочные процессы с учетом изучаемых предметов и явлений, по мере получения знаний и формирования компетенций в определенных образовательных областях;

· проводить (с помощью учителя) сравнительные обзоры и контрольно-оценочные действия (в случае необходимости консультации), презентации и выбирать возможные пути применения;

· разрабатывать в урочно-внеурочном обучающем окружении модульно-тематические лоции, которые выстраивают учебные (познавательные) ориентиры, включают опорные методы и приемы освоения учебного материала (как индивидуально, так и в группах), оценочные (самооценочные) предложения и инструменты;

· отдавать предпочтение не мелким разрозненным действиям, а вырабатывать общий алгоритм, координационную схему, с которыми учащийся может соотносить свою урочную и внеурочную образовательную деятельность. На нее будет опираться (ориентироваться) организуемая обучающая модель и учебно-познавательные действия учащегося;

· изучать и использовать возможность (в структуре общего образовательно-консультационного пространства) самому регулировать процесс своего учения и самообразования;

· настраиваться на изучение нового значимого, в том числе и для учащегося, материала, иметь ясные ориентиры, представлять, какие результаты он может получить во внеурочной работе;

· понимать, как приобретенные знания и умения (компетенции) могут реализоваться (такая возможность предоставляется) в самых различных видах деятельности в учебе (в классе и за его пределами) и на практике;

· осуществлять постоянную взаимную обратную связь и взаимокоррекцию между учащимися (с участием учителя), как фактор обеспечения качественной (индивидуальной и совместной) учебной деятельности в общем информационно-образовательном пространстве;

· принимать активное (инициативное) участие в организации интегрированного образовательного процесса и знать, что от него требуется (учащийся сам несет ответственность за выстраивание своего образования);

· задействовать возможность работать индивидуально и в группах (командах), в классе и во внеурочном обучающем окружении;

· получать значимые, реальные для школьников, поощрения за качественно выполненную работу.

В этом случае реализуется важный принцип множественности – включение полученных знаний и компетенций в разные процессы и контексты, что позволяет устанавливать закономерности и формировать категориальное видение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: