Понятие «земного» и «небесного»




Оглавление

 

Введение.

1. Понятие «земного» и «небесного»

2. Антитеза «земного» и «небесного» на лексическом уровне

3. Своеобразие проявления темы на уровне морфологии

4. Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики

5. Своеобразие поэтического синтаксиса

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Федор Иванович Тютчев является одним из самых читаемых поэтов наших дней. Его «Умом Россию не понять», «Счастлив, кто посетил сей мир», «Не плоть, а дух растлился в наши дни», «Все во мне, и я во всем» и другие строки стали крылатыми. Мысли Тютчева актуальны и в наши дни. И мы можем согласиться со словами Л.Н. Толстого, сказавшего «Без Тютчева нельзя жить». Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. В произведениях Тютчева дается комплекс мыслей и переживаний в эмоциональных художественных образах. И.С. Аксаков писал: «У него не то, что мыслящая поэзия – а поэтическая мысль» (1, с. 48)

Ю.М. Лотман подметил одну характерную особенность лирики Тютчева: «…его интересует пространство не столько по горизонтали, сколько по вертикали» (8, с. 378).

Цель реферата – выяснить, как противопоставляется «земное» и «небесное» в стихотворениях В.И. Тютчева «Над виноградными холмами» и «Хоть я и свил гнездо в долине». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Познакомиться с литературоведческим материалом по данной теме.

Уяснить понятия «земное» и «небесное» по Толковому словарю.

Проанализировать лексический, морфологический, фонетический и синтаксический уровни произведения.

Сделать вывод о том, какую роль в художественном мире стихотворений играет антитеза «земного» и «небесного».

Творчеству Тютчева посвящено большое количество работ литературоведов. Монографию о жизни и творчестве Тютчева написал К.В. Пигарев, правнук поэта. В 1995 году вышла в свет книга «Тютчев Ф.И. «О вещая душа поэта». В ней, помимо стихов поэта, помещено обширное приложение со статьями и эссе о жизни и творчестве Тютчева, в которых раскрывается его художественный мир. В приложение входит биографический очерк

И.А. Аксакова, первого биографа Тютчева. В статье «Поэтический мир Тютчева» Ю.М. Лотман размышляет о философской лирике Тютчева, а А.Г. Горнфельд в статье «На пороге двойного бытия» излагает свой взгляд на творчество поэта. В газете «Литература» (приложение к «Первому сентября») № 19 за 2001 год опубликованы статьи А. Архангельского и

В. Николаевой о поэзии Тютчева. В газете «Литература» за 2004 год в №№ 34, 36 напечатаны две лекции Л.И. Соболева о творчестве Ф.И. Тютчева. Но названные литературоведы не анализировали детально именно эти художественные произведения, а отмечали общие особенности творческой манеры Ф.И. Тютчева.


Понятие «земного» и «небесного»

 

Лирика Ф.И. Тютчева является философской. Н.Н. Скатов считает, что «мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь» (12, с. 9).

Ф.И. Тютчев ощущал себя частицей мира, а поэтому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия. В его душевной жизни, в его мироощущении неизменно присутствует устремленность за пределы земного мира. У Тютчева нет пейзажной лирики как таковой, он не создавал картин природы, не описывал явлений и событий самих по себе, «внимательно всматриваясь в них, он настойчиво искал их сокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир» (11, с. 79).

Тютчев всегда знал об ограниченности земного разума. Поэтому для него было характерно противопоставление «земного» и «небесного». У русских поэтов «небесное» всегда ассоциировалось с возвышенным, идеальным, (например, у Пушкина: «Твои небесные черты»), а земное – с не возвышенным, неидеальным. Это же противопоставление значений слов мы находим и в толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова. Обратимся к словарю С. И. Ожегова и уточним значения слов:

Небесный – 1. Относящийся к видимому пространству над землей.

2.(перен.) Прекрасный, возвышенный (устар.). Небесное создание. Небесные черты (о лице). Небесная душа (чистая, непорочная).

Небесно-голубой, цвета безоблачного неба. Небесные тона. (10, с. 392).

Автор словаря указывает на переносное значение слова (“небесный”), отмечая, что оно устарело для нашего времени. Но для эпохи XIX века «небесный» в значении «возвышенный», «прекрасный» было современным значением.

Итак, противопоставление «земного» (реального) и «небесного» (возвышенного) вытекает из толкования значений этих слов. Для поэта-философа Федора Ивановича Тютчева эта антитеза особенно важна. Она нужна была для того, чтобы нарисовать идеал, к которому должны стремиться люди.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: