Методика обучения продуктивной грамматике




Методика обучения рецептивной лексике

 

В процессе обучения рецептивной лексике у учащихся необходимо сформировать следующие рецептивные навыки (слушание, чтение):

― соотносить звуковой/ зрительный образ слова с семантикой;

― узнавать и понимать изученные слова/ словосочетания в речевом потоке/ графическом тексте;

― раскрывать значение слов с помощью контекста;

― понимать значение слов с опорой на звуковые/ графические признаки (аффиксацию, конвертированные ЛЕ, заимствованные слова и т.д.)

― дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;

― владеть механизмом рецептивного комбинирования;

― широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

 

Принципами отбора рецептивной лексики являются те же 3 группы принципов, что и для отбора продуктивной лексики.

Кроме того, для рецептивной лексики были разработаны отрицательные критерии, в соответствии с которыми в словарь не включались те слова, которые имеют общие корни в родном и иностранном языках, а также потенциальный словарь – сложные и производные слова, составляющие элементы которых знакомы учащимся.

Вопрос о характере ознакомления с продуктивной и рецептивной лексикой решается различно и сводится в основном к двум альтернативам:

1) в процессе ознакомления с новой продуктивной/ рецептивной лексикой различий быть не должно, они появляются лишь в упражнениях на этапе закрепления;

2) в зависимости от характера владения материалом как ознакомление с ним, так и закрепление должны строиться различно.

Для объяснения рецептивной лексики характерны следующие особенности:

1) объяснение слов должно идти от языковой формы к понятиям, которые она передает;

2) для каждого нового слова сообщаются различные значения, зафиксированные в лексическом минимуме;

3) для правильного и быстрого узнавания слова в тексте (или на слух) сообщаются его информативные признаки: наличие синонимов, словообразование, возможное контекстуальное окружение;

4) ознакомление с новой лексикой может строится как на печатном, так и на звучащем тексте;

5) при ознакомлении с лексикой необходима установка на узнавание слов.

 

Контрольные вопросы на усвоение теории

 

1. Что значит «знать слова?»

2. Что значит «научить слову?» Как это соотносится с формированием различных составляющих коммуникативной компетенции?

3. С чего начинается обучение ЛЕ и что такое ЛЕ?

4. От чего зависит выбор способа семантизации?

5. Какие потенциальные трудности может представлять для учителя и ученика каждый способов семантизации?

6. Как выбор способа ознакомления с лексикой зависит от этапа обучения и реального уровня обученности учеников?

7. Проиллюстрируйте учет базовых принципов обучения иностранным языкам на примере выбора различных способов семантизации и отработки лексики.

8. Какие упражнения на формирование устойчивых лексических связей вы знаете?

9. Приведите примеры коммуникативных и некоммуникативных/ содержательных и чисто формальных заданий на формирование лексических навыков.

10. Что, по-вашему, представляет наибольшую сложность при обучении лексике для учителя и для ученика?

11. Как проверить знание лексики? Какие трудности вы здесь предвидите?

 

Литература:

 

М.Ф. Стронин «Обучающие игры на уроке английского языка», Москва, «Просвещение», 1984 г.,

Е.Н. Соловова «Методика обучения иностранным языкам» Базовый курс лекций, Москва, «Просвещение», 2003 г.,

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез «Теория обучения иностранным языкам» Лингводидактика и методика, Москва «AKADEMA», 2004 г.,

П.К. Бабинская «Практический курс методики преподавания иностранных языков», Минск, «ТетраСистемс», 2003 г.,

Е.А. Маслыко «Настольная книга преподавателя иностранного языка», Минск «Высшая школа», 1996 г.

 

 

Методика обучения продуктивной грамматике

 

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

При обучении иностранным языкам выделяют активный и рецептивный (пассивный) грамматический минимум.

Активный грамматический минимум предполагает отработку грамматических явлений, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.

За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

― образовывать грамматические формы и конструкции;

― выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения;

― уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;

― владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;

― формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;

― различать грамматическое оформление устных письменных текстов.

Рецептивный грамматический минимум предполагает отработку грамматических явлений, которые учащиеся должны понимать на слух и при чтении.

Отбор активного грамматического материала строится с учетом 1) принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, 2) принципа образцовости, 3)исключения синонимических грамматических явлений.

1) В соответствии с первым принципом отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и отличается не только частотностью, но и распространенностью.

2) Под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (например: образование множественного числа существительных).

3) Согласно третьему принципу в продуктивный грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: