Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет, направленана конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются руководители кружка.
Цель программы:
Создание психологического комфорта и условий для самореализации ребенка. Формирование художественно – эстетической культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение русским национальным культурным наследием, обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ.
Это цель, включающая в себя: обучение, воспитание и развитие: формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование духовно-нравственного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).
2.2. Задачи:
- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
- Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
- Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
- Укреплять здоровье детей дошкольного возраста
- Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
- Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.
- Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
- Разработать содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.
2.3. Принципы:
|
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
· Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
· Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
· Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
· Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
· Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
· Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
|
· Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
· Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
2.4. Этапы:
Всю работу мы условно разделили на этапы: (смотри приложения)
Этап - подготовительный:
Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно "чувствовать" уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:
• организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
|
• возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог "предлагает" или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
• открытый" временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку в любое время закончить работу.
Этап- моделирование системы работы по данной теме:
Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
Этап совершенствование творческого самовыражения:
На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
• Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
• Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
• Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
• Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
• Добровольного участия на занятиях кружка;
• Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
• Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
• Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "большого искусства";
• Игрового характера подачи любого материала;
• Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых - все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Каждый педагог нашего детского сада считает - любой малыш - это личность с присущим ему характером, потребностями, потенциалом. Мы серьезно следим за здоровьем и физическим развитием детей. В наш детский сад с ласковым название «Сказка» ребятишки идут с удовольствием: каждый день, проведенный здесь, приносит им радость.
Содержание программы
Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.
Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы с детьми строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии. Психологи выделяют три типа познавательных способностей:
• сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи);
• способности к символическому опосредованию, которые помогают ребенку выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;
• способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности.
Особенно ярко это представлено в изобразительной деятельности, когда дошкольники рисуют необычных сказочных животных и растения. Поэтому данная программа даёт возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен, т.е. реализуются индивидуальный и личностно-ориентированный подходы.
Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:
1. Художественно - эстетическая направленность – кружки «Мукасол», «Волшебный мир оригами», «Волшебные бисеринки», «Веселы пластилин», «Сказка в гостях у ребят», вокальный ансамбль «Соловушки»
2. Интеллектуально-познавательная направленность – кружки «Светёлушка», «В гостях у сказки», опытническая деятельность «Прикоснись к природе сердцем»
3. Физкультурно-оздоровительная направленность – кружки «Пальчиковая гимнастика», спортивная секция «Оздоровительная гимнастика».
Структурной особенностью программы является блочно - тематическое планирование. Каждый блок представлен работой определенных кружков. Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.
Технология программы
Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Особенности организации детейопределены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов.
Это различные кружки с объединением детей определенного и смешанного возраста, разного численного состава.
Кружок — объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности.
Секция — объединение детей и подростков по интересам, в котором приоритетны следующие педагогические задачи: организация досуга детей, физическое развитие и развитие физических качеств, коммуникативных умений. Отличительной особенностью секции можно считать наличие своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:
- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;
- добровольность выбора их детьми;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) среднего, старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Длительность работы – 20 - 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
На занятиях в кружках менее жесткая система развития творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)
Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.
Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (кружковая, клубная работа), так и вучреждениях дополнительного образования.
2.7. Условия для занятий кружков и секций
1. Проходят в оборудованном помещении.
2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
4. Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).
6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков и секций.
7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.
В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.
Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:
- результативность работы кружка, секции по уровням развития ребенка;
- участие в выставках творческих работ;
- создание банка достижений каждого кружка.
Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.
Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах.
Таким образом, данная программа может занять более прочное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Она позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности и позволяет определить перспективы его личностного развития.
Эта программа может оказать помощь педагогам и руководителям ДОУ в организации дополнительного образования в учреждении.