Общество, предъявляя определенные требования к умственному развитию индивидов, заинтересовано в том, чтобы последние соответствовали этим требованиям, так как только в этом случае они найдут свое место в общественной жизни. Внедренные, в частности, и в программы обучения, эти требования приобретают форму социально-психологических нормативов. Эти нормативы представляют собой тот минимум знаний, умений, навыков, а также мыслительного развития, которым на каждом образовательно-возрастном этапе должен обладать школьник [12].
Сумеет ли этого добиться каждый? Если не полностью, то насколько приблизится учащийся к социально-психологическому нормативу? Ответы на эти вопросы зависят от многого. Психолог К. М. Гуревич, в частности, отмечает, что «развитие методов обучения, ориентированных на индивидуально-психологические особенности учащихся, сформированность их учебной мотивации и их социально-положительная направленность составляют необходимые предпосылки освоения нормативов» [12, с. 258].
Итак, подчеркнем, что овладение образовательно-возрастными учебными нормативами зависит от системы и методов обучения. Новые задачи, вставшие перед средней школой в связи с изменениями в общественном развитии, потребовали изменения содержания и строения учебной деятельности. В частности, возникновение постиндустриального информатизированного производства и «быстрой экономики» во второй половине XX века изменили и характер социально-психологических нормативов, относящихся как к умственному, так и к личностному развитию подрастающего поколения. От последнего требуется больше инициативности, самостоятельности, предприимчивости, гибкости, чем в прежние времена. Эти требования в равной степени относятся как к личности в целом, выступая ее социально желательными чертами, так и к умственному развитию, определяя качества мыслительной деятельности.
В ответ на изменившиеся социально-психологические нормативы возникли иные модели обучения, называемые инновационными. Термин «инновационное обучение» впервые возник в качестве альтернативы традиционному обучению в 1978 году в
докладе группы ученых Римскому клубу («Мир психологии», 1996, № 2). Инновационные модели обучения разрабатываются в различных направлениях. Одно из них - обучение, основанное на концепции Эльконина-Давыдова.
Согласно концепции Эльконина-Давыдова, полноценное усвоение ребенком предметного содержания любой области знаний обеспечивается посредством формирования теоретического мышления, реализуемого на основе теоретических обобщений. Этот тип мышления имеет ряд характерных особенностей, среди них выделяют анализ содержания задачи с целью определения принципа или всеобщего способа ее решения, который затем переносится на целый класс подобных задач; рефлексия, которая заключается в рассмотрении субъектом оснований собственных действий и их соответствия условиям задачи; внутренний план действий, обеспечивающий их планирование и выполнение в «уме». В основе теоретического мышления лежит анализ многообразных явлений, результатом которого является выделение общего принципа, общих признаков.
Учебная деятельность в начальном звене обычных школ осуществляется на основе эмпирического мышления, опирающегося на оперирование непосредственно выделяемыми с помощью органов чувств и выраженными в слове свойствами объектов (чувственными данными). Эмпирические представления могут отражать не только единичные, но и общие свойства объектов, но это внешние свойства, касающиеся повторяемости, похожести, расчлененности. С чем связана эта черта традиционного начального обучения? С тем, что оно использует ту форму мышления, которая возникла и развивалась еще в дошкольном детстве. Отсюда один из основных принципов начального обучения - принцип наглядности, реализующий возможности наглядно-образного мышления.
Теоретическое мышление в отличие от эмпирического вскрывает внутренние, существенные закономерности и взаимосвязи, которые непосредственно наблюдаться не могут, а выявляются в процессе развития целого, в мысленных соотнесениях его с прошлым и будущим (В. В. Давыдов). Для стимулирования теоретического мышления было изменено содержание учебных программ, а это повлекло изменение в методах обучения. Такой подход создатели рассматриваемой системы обучения обосновывали положением Л.С.Выготского, согласно которому обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание усваиваемых знаний. Поэтому в системе Эль-конина-Давыдова содержанием учебной деятельности являются теоретические знания.
познавательной, требующей от школьника выполнения основных мыслительных операций на должном уровне, а также сформированное™ отдельных компонентов целостной мыслительной деятельности (целеполагания Таким образом, как рассмотренные, так и другие теоретические и экспериментальные исследования, а также факты реальной жизни подтверждают точку зрения, согласно которой мышление как основной компонент умственного развития не является функцией с заранее запрограммированными параметрами, меняющимися только в соответствии с собственными внутренними закономерностями развития. В действительности мышление зависит от широко понимаемых условий жизни человека. Хотя нельзя отрицать роли врожденных и наследственно обусловленных задатков в умственном развитии, однако сами по себе они не могут прямо определить то, сколь успешно будет протекать процесс умственного развития и какого его уровня в итоге добьется человек. Поэтому отечественные психологи не только подчеркивают влияние среды на умственное развитие, но и отмечают ее решающее значение. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что обедненная среда отрицательно сказывается на развитии всех сторон психики, в том числе и мышления.
Эти выводы делают возможным менять характеристики умственного развития в нужном направлении, целенаправленно воздействуя на среду человека. Каковы оптимальные пути воздействия? На этот вопрос отвечает одна из фундаментальных теорий отечественной психологии - теория деятельности Выготского-Леонтьева. В соответствии с ее положениями позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей развитие деятельностью. Если речь идет о воздействии на умственное развитие ребенка школьного возраста, следует управлять учебной деятельностью, специально ее формировать, активно и целенаправленно в нее вмешиваться. Учебная деятельность по своему типу является, смыслополагания, системы понятий, рефлексии). Ребенок, поступающий в школу, ими еще не владеет в полной мере. Как ему помочь, как воспитать его мышление?
Самый перспективный путь, как это уже обсуждалось выше, -через научно организованную систему обучения. Психологические исследования и практика обучения показывают, что многочисленные затруднения, с которыми сталкивается учитель при организации учебной деятельности школьников, в значительной степени обусловлены оторванностью технологии обучения от современных познаний в области умственного развития. Иногда ключевые позиции обучающих программ не согласуются с моделями формирования мыслительной деятельности. Так, построение программ по принципу «от частного к общему» критикуется с по-
1иций системной дифференциации компонентов мыслительной деятельности, обосновывающих принцип «от общего к частному».