ПРИНЦИП НОРМАТИВНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ




Общество, предъявляя определенные требования к умственно­му развитию индивидов, заинтересовано в том, чтобы последние соответствовали этим требованиям, так как только в этом случае они найдут свое место в общественной жизни. Внедренные, в ча­стности, и в программы обучения, эти требования приобретают форму социально-психологических нормативов. Эти нормативы представляют собой тот минимум знаний, умений, навыков, а также мыслительного развития, которым на каждом образова­тельно-возрастном этапе должен обладать школьник [12].

Сумеет ли этого добиться каждый? Если не полностью, то на­сколько приблизится учащийся к социально-психологическому нормативу? Ответы на эти вопросы зависят от многого. Психолог К. М. Гуревич, в частности, отмечает, что «развитие методов обу­чения, ориентированных на индивидуально-психологические осо­бенности учащихся, сформированность их учебной мотивации и их социально-положительная направленность составляют необ­ходимые предпосылки освоения нормативов» [12, с. 258].

Итак, подчеркнем, что овладение образовательно-возраст­ными учебными нормативами зависит от системы и методов обу­чения. Новые задачи, вставшие перед средней школой в связи с изменениями в общественном развитии, потребовали изменения содержания и строения учебной деятельности. В частности, воз­никновение постиндустриального информатизированного произ­водства и «быстрой экономики» во второй половине XX века из­менили и характер социально-психологических нормативов, от­носящихся как к умственному, так и к личностному развитию подрастающего поколения. От последнего требуется больше ини­циативности, самостоятельности, предприимчивости, гибкости, чем в прежние времена. Эти требования в равной степени отно­сятся как к личности в целом, выступая ее социально желатель­ными чертами, так и к умственному развитию, определяя качества мыслительной деятельности.

В ответ на изменившиеся социально-психологические норма­тивы возникли иные модели обучения, называемые иннова­ционными. Термин «инновационное обучение» впервые возник в качестве альтернативы традиционному обучению в 1978 году в

 

докладе группы ученых Римскому клубу («Мир психологии», 1996, № 2). Инновационные модели обучения разрабатываются в различных направлениях. Одно из них - обучение, основанное на концепции Эльконина-Давыдова.

Согласно концепции Эльконина-Давыдова, полноценное ус­воение ребенком предметного содержания любой области знаний обеспечивается посредством формирования теоретического мыш­ления, реализуемого на основе теоретических обобщений. Этот тип мышления имеет ряд характерных особенностей, среди них выделяют анализ содержания задачи с целью определения прин­ципа или всеобщего способа ее решения, который затем перено­сится на целый класс подобных задач; рефлексия, которая заклю­чается в рассмотрении субъектом оснований собственных дейст­вий и их соответствия условиям задачи; внутренний план дейст­вий, обеспечивающий их планирование и выполнение в «уме». В основе теоретического мышления лежит анализ многообразных явлений, результатом которого является выделение общего прин­ципа, общих признаков.

Учебная деятельность в начальном звене обычных школ осу­ществляется на основе эмпирического мышления, опирающегося на оперирование непосредственно выделяемыми с помощью ор­ганов чувств и выраженными в слове свойствами объектов (чувственными данными). Эмпирические представления могут отражать не только единичные, но и общие свойства объектов, но это внешние свойства, касающиеся повторяемости, похожести, расчлененности. С чем связана эта черта традиционного началь­ного обучения? С тем, что оно использует ту форму мышления, которая возникла и развивалась еще в дошкольном детстве. От­сюда один из основных принципов начального обучения - прин­цип наглядности, реализующий возможности наглядно-образного мышления.

Теоретическое мышление в отличие от эмпирического вскры­вает внутренние, существенные закономерности и взаимосвязи, которые непосредственно наблюдаться не могут, а выявляются в процессе развития целого, в мысленных соотнесениях его с про­шлым и будущим (В. В. Давыдов). Для стимулирования теорети­ческого мышления было изменено содержание учебных про­грамм, а это повлекло изменение в методах обучения. Такой под­ход создатели рассматриваемой системы обучения обосновывали положением Л.С.Выготского, согласно которому обучение осу­ществляет свою ведущую роль в умственном развитии прежде все­го через содержание усваиваемых знаний. Поэтому в системе Эль-конина-Давыдова содержанием учебной деятельности являются теоретические знания.

 

познавательной, требующей от школьника выполнения основных мыслительных операций на должном уровне, а также сформиро­ванное™ отдельных компонентов целостной мыслительной дея­тельности (целеполагания Таким образом, как рассмотренные, так и другие теоретиче­ские и экспериментальные исследования, а также факты реальной жизни подтверждают точку зрения, согласно которой мышление как основной компонент умственного развития не является функ­цией с заранее запрограммированными параметрами, меняющи­мися только в соответствии с собственными внутренними законо­мерностями развития. В действительности мышление зависит от широко понимаемых условий жизни человека. Хотя нельзя отри­цать роли врожденных и наследственно обусловленных задатков в умственном развитии, однако сами по себе они не могут прямо определить то, сколь успешно будет протекать процесс умствен­ного развития и какого его уровня в итоге добьется человек. По­этому отечественные психологи не только подчеркивают влияние среды на умственное развитие, но и отмечают ее решающее значе­ние. Исследования, проведенные во многих странах мира, свиде­тельствуют о том, что обедненная среда отрицательно сказывает­ся на развитии всех сторон психики, в том числе и мышления.

Эти выводы делают возможным менять характеристики умст­венного развития в нужном направлении, целенаправленно воз­действуя на среду человека. Каковы оптимальные пути воздейст­вия? На этот вопрос отвечает одна из фундаментальных теорий отечественной психологии - теория деятельности Выготского-Леонтьева. В соответствии с ее положениями позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей развитие деятель­ностью. Если речь идет о воздействии на умственное развитие ре­бенка школьного возраста, следует управлять учебной деятельно­стью, специально ее формировать, активно и целенаправленно в нее вмешиваться. Учебная деятельность по своему типу является, смыслополагания, системы понятий, рефлексии). Ребенок, поступающий в школу, ими еще не владеет в полной мере. Как ему помочь, как воспитать его мышление?

Самый перспективный путь, как это уже обсуждалось выше, -через научно организованную систему обучения. Психологиче­ские исследования и практика обучения показывают, что много­численные затруднения, с которыми сталкивается учитель при организации учебной деятельности школьников, в значительной степени обусловлены оторванностью технологии обучения от со­временных познаний в области умственного развития. Иногда ключевые позиции обучающих программ не согласуются с моде­лями формирования мыслительной деятельности. Так, построение программ по принципу «от частного к общему» критикуется с по-

1иций системной дифференциации компонентов мыслительной деятельности, обосновывающих принцип «от общего к частному».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: