Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
1. Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. ("психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции")
Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:
· о семье и любви как ценности;
· о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;
|
· о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
· о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
· о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
· о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
· соблюдать принципы здорового образа жизни;
· регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
· сохранять свое репродуктивное здоровье;
· уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;
· владеть эмоциональной регуляцией.
Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.
Итоговые вопросы:
1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
|
2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?
4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?
5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Тема ЗОЖ, так всем знакома, кажется такой доступной и легкой, но как она много значит она для каждого из нас. От образа жизни человека зависит его работоспособность, состояние здоровья, уровень успеваемости, качество выполняемой работы, общение друг с другом, настроение и многое многое другое.
Во все времена были люди, которые уделяли внимание своему здоровью и здоровому образу жизни: занимались физкультурой, закаливались, искали эликсир молодости, принимали ванны с растениями, пили различные отвары и т. д.
ЗОЖ - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
ЗОЖ:
1. создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов;
2. снижает вероятность различных заболеваний;
3. увеличивает продолжительность жизни.
Факторы, которые положительно влияют на здоровье человека:
- соблюдение режима дня;
- рациональное питание;
- закаливание;
- занятие физической культурой, (проведение физкультминутки с предметами);
- соблюдение личной и общественной гигиены;
- хорошие взаимоотношение с окружающими.
Факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека:
- курение, употребление алкоголя и наркотиков;
- эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;
- неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания;
- поведение человека против общечеловеческих ценностей.
Примечание: наводящими вопросами подвести школьников к названию факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье человека.
Это должен знать каждый:
- четко формулировать себе цели в жизни;
- вести здоровый образ жизни;
- вырабатывать правильное отношение к жизни;
- развивать в себе чувство самоуважения;
- быть оптимистом.