Тема урока :Квинт Гораций Флакк




Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=a4K1IE3KbFg

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОРАЦИЯ

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) родился на юге Италии в семье вольноотпущенника - раба, отпущенного на волю. Отец Горация много работал для того, чтобы сын получил достойное образование. Будущий поэт прошел все ступени тогдашней образования: от начального обучения в Риме к философским занятиям в Афинах, как это было принято в римской знати.

Увлекшись идеями республики, Гораций боролся в рядах защитников республики и стал военным трибуном (командиром легиона) в армии Брута.

После поражения армии Брута разочарован Гораций возвращается на родину. Здесь его ждет еще одно испытание: имение его отца был конфискован, и поэт остался без средств к существованию.

Именно в это время Гораций начинает писать стихи. Его первые стихи привлекли внимание Вергилия, который познакомил молодого поэта с Меценатом, стал другом и покровителем Горация.

Познакомившись с Августом, Гораций становится императорским певцом, проповедником цезарианства. Но, чувствуя, что такая жизнь ему не по душе, уединяется в своем поместье в Сабинських горах. Впоследствии Меценат а Август снова вызывают поэта в Рим. Так и проходит его жизнь - в побегах на лоно природы и возвратах в Рим.

Перу Горация принадлежат 2 книги сатир, книга еподов (лирических стихотворений), 4 книги од, 2 книги посланий.

В своих одах Гораций, будучи философским, интеллектуальным поэтом, воспевает Рим и Августа, любовь и красоту, размышляет о поэзии, жизни и смерти, следуя призыв эпикурейства «Сагре диет!» («Лови день!»).

Творчество Горация творила огромное влияние на развитие мировой культуры. В Риме его произведения изучали в школах, составляли к ним комментарии. Не пропадал интерес к творчеству поэта и в средние века, и в эпоху Возрождения.

 

Теория литературы.

Ода (гр. оdе - песня) - жанр лирики, выражает возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью определенных лиц и т.д.

Чтение оды Горация «К Мельпомене» стр.232-233.

 

Стихотворение Горация «К Мельпомене» стал первым среди стихотворений, посвященных осознанию поэтом достижений своего творческого пути.

Мотив увековечения памяти поэта в его творчестве, который будет нужен будущим поколениям, является ведущим также в стихотворениях русских поэтов Г. Г. Державина и А. С. Пушкина.

Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация.

Гораций   Г. Г. Державин   А.С. Пушкин
Я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид; Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит. 5 Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть, доколе в Капитолий С безмолвной девою верховный ходит жрец. И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый 10 Стремительно бежит, где средь безводных стран С престола Давн судил народ трудолюбивый, Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей 15 Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский И лавром увенчай руно моих кудрей. ПАМЯТНИК Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! - весь я не умру: но часть меня большая, Вот тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенная будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простота беседовать о боге, И истину царям с улыбкой говорит. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай, Непринужденною рукой, неторопливой, Человеческого твое зарей бессмертия венчай.   Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.   Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жил будет хоть один пиит.   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык.   И долго буду тем любезен я народу Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.   Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не самом венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.  

Первые строки стихотворения похожи между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В стихах Горация и Державина отмечается, что он выше, чем царские пирамиды; ни дождь, ни буря, ни гром не смогут ему навредить. В стихотворении Пушкина говорится лишь о том, что памятник «выше Александрийского столпа». Некоторые исследователи считают, что речь идет не о Александрийскую колонну, возведенную на Дворцовой площади в Петербурге, а об одном из чудес света. Таким образом, во всех стихах памятник сравнивается с чудесами света, даже превосходит их.

Во всех стихах говорится о бессмертии души поэта, которая «от тлена убежав, по смерти станет жить», и о неизбежности славы, что придет к художнику. Интересно, что каждый из поэтов ограничивает время своей славы различными причинами. Для Горация - это существование Рима, для Державина - уважение мира к славянам, для Пушкина - наличие в мире хотя бы одного поэта.

Поэты предусматривают, что слава их переживет их самих и распространится на Родине. Гораций убежден, что его будут помнить в Италии, Державин и Пушкин перечисляют большое количество народов, живущих на бескрайних просторах России.

Гораций и Державин акцентируют на том, что стали известными именно благодаря своему поэтическому творчеству.

Своей заслугой перед людьми римский поэт считает то, что он начал писать на латыни стихи в стиле древнегреческой поэзии, которая была образцом, идеалом, моделью для римлян и не только для них.

 

Задание. Составить конспект урока и ответить на вопросы

Ответить на вопросы.

1. Кто такая Мельпомена?

2. О каком памятнике говорится в оде «К Мельпомене»?

3. Какие автобиографические сведения отметил поэт в стихотворении?

4. О какую заслугу в области поэтического искусства вспоминает Гораций?

5. Стихотворение Горация «К Мельпомене» вызвал немало подражаний, потому что... (продолжить фразу).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: